fbpx
Музыка

Жизнь близ Кинерета

В музее “Эрец -Исраэль” в Тель-Авиве на днях открывается выставка фотографий Нафтали Оппенхайма (1912-1953). Не первая выставка этого фотографа, не первая ретроспектива и даже не самая первая выставка в музее “Эрец-Исраэль”. Но самая представительная – специально к этой выставке благодаря усилиям историка израильской фотографии, известного куратора Гая Раза в течение нескольких лет были отсканированы тысячи и тысячи снимков из общего наследия Оппенхайма в 50.000 негативов.

Несмотря на такое колоссальное количество работ, имя Нафтали Оппенхайма известно прежде всего тем, кто родился и вырос в кибуце Эйн-Гев на Кинерете, в других кибуцах близ озера, Долины (Амаким) и Галилеи. И еще специалистам по израильской фотографии – пропагандистской официальной и художественной. Вторая – художественная – часть было мало известна при жизни Оппенхайма, нелепо оборвавшейся в 1953 году: он был застрелен молодым охранником кибуца Эйн-Гев, принявшего делавшего обход Оппенхайма (ответственного за охрану кибуца) за сирийского солдата. Сирия тогда находилась в 70 метрах от границы кибуца и во время ночного обхода забора из колючей проволоки, сонный новобранец застрелил Нафтали, перепутав его с арабом.

Оппенхайм документировал жизнь ишува в 1930-50-е годы: во времена британского мандата, во времена становления ишува, во время и после Войны за Независимость. Его темы – жители Долины и Галилеи, Цфата и Тверии, кибуцов Кинерета; солдаты британской армии, евреи, арабы, процесс создания новых поселений, тренировки первых полицейских ишува, первые самолеты компании “Авирон”, рынки Цфата и Тверии и археологические раскопки на Сусите. Те, кто были в 1940-50-е годы детьми в кибуце Эйн-Гев помнят, как раз в год их собирали для торжественного обязательного группового снимка напротив фотокамеры Нафтали Оппенхайма. Он сделал множество официальных кадров в духе строгой, но все-таки приукрашенной документалистики, и еще больше
– художественных портретов. Сам Нафтали Оппенхайм всегда повторял, что хочет “снимать только красивое. Уродливое меня не интересует – уродливое надо пережить и пересилить”. А всегда красиво – это Кинерет, дети и женщины. Именно пейзажи, детские и женские портреты и составляют значительную “художественно-прекрасную” часть его наследия. Другая часть – это снимки, относящиеся к тем уже становящимся летописно-историческими-фиксированными штампами мифов. Кто-то эти мифы называет сионистскими, другие – официальными, но они – точно такое же отражение того что было, просто с другой точки зрения передающие дух эпохи. “Я фотографирую только то, что красиво и только тех, кто счастлив – в этом я вижу цель своей работы. Мои фотографии должны помогать, подбодрять и поддерживать. Потому я и избегаю уродливые явления” – говорил Нафтали Оппенхайм.

Сначала он работал в крошечной студии, оборудованной в кладовке мошавы Хацер Кинерет, потом в кибуцной студии в Эйн-Геве, потом в лаборатории, а затем после Войны за Независимость открыл фотомагазин в Тверии “Фото Нафтали”. На выставке в музее Эрец-Исраэль посетители увидят снимки первых бойцов ПАЛМАХа, события Войны за Независимость, повседневную жизнь старой Тверии, рыбацкий порт, лошадиную ферму короля Абдаллы в Нахараим, музыкальные фестивали в Эйн-Геве и многое другое. И, главное, много чудесных лиц.

Нафтали Оппенхайм родился в 1912 году в городе Гессене в Германии. Он был единственным сыном родителей, занимавшихся изготовлением модельной одежды. Сам же Нафтали очень увлекался сионизмом и не меньше – фотографией с 16 лет, учился на курсах завода “Carl Zeiss”, расположенного недалеко от Гессена, одновременно изучая в университете Гессена химию, физику и оптику. Приехав в Израиль в 1936 году (после подготовки к алие во Франкфурте) с группой ” Бетелем”, он не забросил ни одно из своих увлечений, став как было сказано и одним из первых основателей Эйн-Гева, и одним из самых значимых фотографов Эмек ха-Ярден, на протяжении 16 лет бывшего ярким фотографом-документалистом конца 1930 – начала 1950-х годов. (“Бетелем” – группа, созданная Объединением групп выходцев из Германии и Молодежным поселенческим движением. Среди создателей кибуца Эйн-Гев был, ставший со временем легендарным, мэр Иерусалима Теди Колек).

Фотоаппарат Оппенхайм привез с собой из Германии, понимая, что зарабатывать надо везде. Поначалу он поселился в Хацар Кинерет, там заболел полиомиелитом, после чего был ограничен в своей трудовой деятельности – некоторое время он мог ходить только с костылями. Но сначала на телеге, в которую был запряжен осел, а затем с 1947 года на кибуцном автомобиле объехал все поселения Долины, Эмек ха-Ярден, Кинерета и Галилеи, успев сделать те самые 50.000 снимков. В 1948 году – после того, как машина побывала в аварии, он открыл свое “Фото Нафтали” в Тверии – и детей стали приводить к нему в ателье. Известно, что он ездил в Тверию в рабочей одежде и на автобусе – чтобы оставаться настоящим кибуцником.

Спустя некоторое время после смерти Нафтали его семья переехала в кибуц Гиносар на другом берегу Кинерета. Именно на складе этого кибуца, в забытых металлических шкафчиках в 1980-е годы и были найдены те самые тысячи негативов – превосходные фотографии, по сей день поражающие своей эстетической, художественной и исторической ценностью. Большинство изображенных на найденных снимках неизвестны, только по надписям в альбомах негативов можно определить в каком ишуве они были сделаны. Фотографии целой эпохи жизни страны – эпохи, столь непонятной и даже чуждой сегодняшнему обществу. Фотографии людей и лиц, которых больше не встретишь нигде – и, наверное, и никогда. Людей, переживших страшные годы, несколько войн, но наивных и счастливых – по крайней мере, так видится из нашего далека. В начале-начал всё было по-другому…

Первая ретроспективная выставка работ Нафали Оппенхайма прошла весной этого года в музее кибуца Ашдот Яаков в Эмек ха-Ярден. О ней можно прочитать на нижеприведенных сайтах и даже посмотреть небольшой документальный фильм:
http://www.uri-rami-museum.co.il/he/node/138
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.508848352533701.1073741834.214843715267501&type=1

Выставка “Люди Кинерета” в музее “Эрец-Исраэль” продлится до 28 февраля 2015 года.
Куратор выставки: Гай Раз.

Часы работы музея: воскресенье, понедельник, вторник, среда – с 10.00 до 16.00; четверг – с 10.00 до 20.00; пятница – с 10.00 до 14.00, суббота – с 10-00 до 14-00. Телефон для справок – 03-6415244.
Вход детям до 18 лет – бесплатный. Дети до 13 лет – в сопровождении взрослых. Для жителей Тель-Авива – скидка.
Адрес музея: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.
Сайт Музея “Эрец-Исраэль” – www.eretzmuseum.org.il
Сайт выставки: http://www.eretzmuseum.org.il/452

Маша Хинич

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com