Музыка

СЛОИ ГЛИНЫ, УРОВНИ ПАМЯТИ

Не боги горшки обжигают…

Image

Седьмое израильское биеннале керамики “Глина помнит” в Музее Эрец-Исраэль, открывшееся 15 июля – это 66 участников, более 200 работ.

 

Божественное присутствие также замечено: во вдохновении и в глине, несущей отпечатки памяти и культур. В керамике сегодняшнего дня, в умении слушать, видеть и передавать. Биеннале керамики – это культура прошлого и настоящего, впечатанная в глину и это – отраженная в материале – история керамики, и. конечно, диалог между прошлым и настоящим, культурой Израиля и Западом – без штампов здесь не обойтись, как и без слов глобальный и дигитальный, причем речь идет вовсе не о глиняном глобусе и не о дигитальном циферблате в керамическом корпусе, а новых интерпретациях старой поговорки “Не боги горшки обжигают”.

Для увеличения нажми на меня!

Каждое биеннале посвящено определенной теме. Темы прежних – “город”, “дом”, “проблема самоопределения”, “чувство материала”, “крафт и технологии”, “территория и самоопределение – между керамикой и архитектурой”. Сейчас – “глина помнит”. Хотя дело не в глине, а во времени и пространстве, к которому современные керамисты адаптировали обжигаемые ценности – керамику, фарфор, фаянс.

“Память материала – отпечатки в глине” – такой подзаголовок носит седьмое биеннале, где, как обычно, для подобных выставок, смешалось прошлое и настоящее, традиционное и современное, прикладное искусство и чистое творчество, метафоры памяти и отношение к материалу каждого из 66 участников, натянувших на нити этих диалогов и тем свое отношение к культуре и к памяти, к их отпечаткам в глине, к материалу, трансформирующемуся с помощью различных техник и технологий в те произведения искусства, ремесла, прикладного дизайна, что, во-первых, не стыдно показать на выставке, во-вторых – отражающих то, что происходит в мире современной керамики, мир внешний и отражающий, затягивающий в себя.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

На биеннале – уже традиционно – работы маститых мастеров соседствуют в витринах с произведениями молодых художников, только что закончивших обучение. В выставке участвуют скульпторы, архитекторы, дизайнеры, художники. Тема всем дана общая. “Память материала – отпечатки в глине”. Кто-то еще помнит, что такое гончарный круг, другие увлекаются трехмерной печатью. Одни считают, что в самом материале – в глине – уже запечатлены время и эпоха, метафоры культуры, другие – что в керамике можно отразить свое отношение к коллективу, индивидууму, Израилю, семье. Эти темы неизбывны, желание связать глину и историю, опутать символами свое личное повествование не уходит. Третьи просто делают красивые безделушки, задаваясь попутно вопросом “что такой современный дизайн?”, четвертые связывают свое творчество с археологией или наоборот – мультижанровостью.
Тут обсуждается история фарфора, личные истории, отношение к войне и к миру, история страны и история дизайна. Ведь глина – такой мягкий, податливый, гибкий материал – выдерживает всё. Главное, чтобы прикосновение рук к ней было ласковым и тогда оживут уровни памяти в слоях глины, а старые рулончики фотопленки, вылепленные в глине, становятся приметами ушедшей эпохи и щекочут своим видом нервы ностальгии, как и глиняные кассеты для магнитофона – такова тема одой из работы на выставке, где время растекается глиняными лужицами. Так цитируется Сальвадор Дали в льющемся по столу и застывающем над собственным отражением чайном сервизе “под старину”.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

А может можно просто приложить к уху кусок глину, услышать в нем рассказ и вылепить его? А потом добавить слово “концепция” и идти на биеннале? И увидеть то, что там есть: изящные белые высокие вазы, напоминающие готические церкви из смятой бумаги, раскрашенные фосфоресцирующие тарелки, рисунки которых могут стать символами феминизма, чудные декоративные горшки и цветы, глиняные фигурки человечков-пришельцев, к которым сразу проникаешься симпатией, осовремененные греческие амфор техно-очертаний, настенные керамические гирлянды, подвешенные в пространстве блюдца, святящиеся синим неоновым светом, вывязанные в глине гнезда для птиц-идей будущих экспозиций, вещицы хрупкие и ажурные, экспонаты тяжелые и массивные, формы летящие и приземленные.

Куратор 7-го израильское биеннале керамики в музее Эрец-Исраэль Анат Гатенио – куратор, преподаватель, исследователь израильского искусства и культуры. Она преподает современное и израильское искусство в Хайфской академии дизайна ВИЦО и в академическом педагогическом колледже “Ораним”. Анат Гатенио также проводит исследования в рамках культурной программы Еврейского университета в Иерусалиме и занимается вопросами соотношения культуры и коллективной памяти, визуального оформления памяти, способами передачи культурной памяти между поколениями.

Выставка продлится до 10 ноября.
Сайт Музея Эрец-Исраэль – www.eretzmuseum.org.il
Часы работы музея “Эрец-Исраэль”: с воскресенья по среду – с 10.00 до 16.00, по четвергам – с 10.00 до 20.00 (павильон этнографии и фольклора – до 16.00), по пятницам и субботам – с 10.00 до 14.00.Телефон для справок – 03-6415244
Адрес: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.

Маша Хинич. Все фото предоставлены пресс-службой музея “Эрец-Исраэль”

Click to comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Афиша

« Июль 2017 » loading...
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6

Facebook

Copyright © 2015 ISRAEL CULTURE.INFO. Design by DOT SHOT. Powered by Wordpress.

To Top