fbpx
Музыка

Японские формы внеопределенной реальности. А вы знаете сколько лет Йоко Оно?

Для увеличения нажми на меня!

РУИНЫ БУДУЩЕГО КАК ТРАВМА ПОСЛЕ ФУКУСИМЫ

Лет Йоко Оно немало, но не ее возраст причина того, что в Хайфе проводится двойная выставка современного японского искусства “Double Vision” – “Двойная перспектива” сразу в двух музеях – Хайфском музее искусств и Музее японского искусства имени Тикотина.

Двойственность – принцип этой выставки, все там попарно, противоположно, дуально, и кураторов у этой выставки также двое: японец Кэндзиро Хосака и москвичка Елена Яичникова, потому как поначалу эта выставка показывалась полтора месяца прошедшей весной в Москве, а в Израиле ее открытие связано с 60-летием дипломатических отношений между Японией и Израилем. “Двойная перспектива” – это и двухчастная структура проекта. Работы японских художников в таком масштабе в Израиле представлены впервые.

aad799b6eb06c5f696636aafa5efc174_Double_Vision_muzei_yaponskoi_kulturi_haifa.jpg.png

Это двойная выставка подготовлена двумя организациями – Japan Foundation (Японским Фондом) и Московским музеем современного искусства, двумя кураторами, а Хайфа для этих выставочных гастролей выбрана не в последнюю очередь благодаря тому, что в городе находится Музей японского искусства имени Феликса Тикотина – один из лучших по признанию самих японцев музеев вне Японии. Возможности двух пространств – это попытка представить две существующие концепции, помогающие взглянуть на японское современное искусство с двух сторон, с разных ракурсов. В Москве выставка также проводилась в двух зданиях – экспозиция тематически поделана на две части: прошлое и будущее, реальное и выдуманное, они и мы – далее список можно продолжить, сохранив его парность.

Можно ли понять японское искусство – как традиционное, так и современное – без пояснительных табличек? Пожалуй, это один из главных вопросов выставки, участники которой, конечно же, говорят “можно и нужно”! Но все подается и понимается двояко – так, как видят мир 30 участников “Double Vision” – лучших и наиболее ярких современных художников Японии разных поколений, среди которых Йоко Оно, Такаси Мураками, Кохэй Кобаяси и Есинори Нива. Все они представляют работы, сделанные за последние четыре десятилетия – с начала70-х годов до наших дней. Никакой азиатской экзотики – только рефлексии по уходящей эстетике. Что это – фантазии или реальность – зрителям придется самим определять на этой двухчастевой double-музейной выставке двойного видения двойной перспективы фантазии и реальности в сегодняшнем японском обществе через работы современных художников. У каждого – свое мировоззрение, свои представления о том, что представляет собой современное японское общество и каким оно должно быть.

Каким должно быть искусство на пути от экивоков традиционной эстетике до расцвеченных флуоресцентными красками комиксов-манга. Сочетание привычного японского характера прошлого с влиянием современной поп- и масс культурой на этой выставке неизбежно, любопытно и неожиданно. А критика общества – старого и нового – осуществляется способами самыми художественными и с немалой толикой юмора, даже когда речь заходит о техногенных катастрофах, Фукусиме, цунами и землетрясениях, не говоря уже о социальных проблемах и красоте повседневности. Про Хиросиму и Нагасаки японцы также забывать не намерены. Получается, что японское общество вечно травмировано – а нам, причисляющим себя к европейцам, оно и невдомек. Мы думаем о будущем, а японцы – о руинах будущего, но не все. Часть художников размышляют на темы возрождения, а в целом работы на выставке – очень разноплановы, они собраны из разных уголков Японии, от художников разных типов, представляющих сотни экспонатов – инсталляций, видео-арт, фотографии, живопись, скульптура, искусство высокое и массовое, а также себя и Японию через себя.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Первая часть “Двойной перспективы” названа “Реальность/Обычный мир” – реальный мир, японская реальность. Часть вторая – “Воображаемый мир/Фантазии” – должна взорвать наше воображение. В реальном мире встречаются фантазии, а в фантазиях порой слишком много реальности. По словам куратора выставки Кэндзиро Хосака, в современном японском искусстве появилась и исследовательская, социально-критическая линия. “Мы по-прежнему очень много энергии черпаем в массовой культуре: манга и аниме. Но больше всего нас интересует то, что находится на границе воображения и реальности”. Но на самом деле, японские художники соединяют миры реальный и воображаемый, их гротески и фантасмагории, переходящие из воображаемого в осязаемое.

Граница между ними весьма условна. К какому миру – реальному или фантастическому отнести, к примеру, модель города, сделанную из бумажных пакетиков от фастфуда, газет и прочего городского хлама, или творчество молодых провокативных художников группы “Chim↑Pom” из Киото, придумавших проект “Суперкрыса”, в основу которого легли легенды о крысах-мутантах, бродящих по Токио.

Кэндзиро Хосака продолжает: “Одной из задач этой выставки является наше желание показать, что никакой разницы между реальностью и выдумкой нет. Нет воображаемого мира и нет реального мира. Вот и Япония – она на самом деле намного больше и просторнее, чем кажется. В разных местах Японии живут и работают очень непохожие друг на друга художники. Кто-то увлекается потусторонним миром, кто-то – сюрреализмом, кто-то загипнотизирован поп-культурой. Есть в этих работах и негатив, и позитив, есть банальность, инфантильность и рефлексии. В Европе и Америке в принципе не хватает знаний о японском современном искусстве, кроме нескольких манга, которых знают все по всему миру. Япония – страна изящных культур, изящного искусства, с трепетным отношением к объектам искусства”.

Вместе с тем японское искусство пытается порвать со своим прошлым. Роботы, манга, аниме, сверхновые технологии и специфический юмор – современное японское искусство давно шагнуло за рамки традиций, гравюр укиё-э, театра кабуки и видов округлой Фудзиямы, придумав робота-собаку и даже робота-мамонта и превратив страх перед ядерной катастрофы в искусство, хотя японцы по-прежнему осторожны в социальной критике. На этой выставке больше, чем о стране, современное японское искусство может рассказать о людях и об ироническом переосмыслении поп-культуры.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Разделить миры прошлого и настоящего, реального и воображаемого довольно сложно. Например, записанный в 1961 году в Токио “Кашель” Йоко Оно, отчетливо звучащий в темной комнате, мало ассоциируется с реальностью. “Старое” современное японское искусство отличается от “новейшего”. На выставке показывается и запись перформанса Йоко Оно “Cut Piece” (“Отрежь кусочек”) 1965 года – тогда Йоко Оно, участница движения “Флюксус”, придумала перформанс, во время которого любой желающий мог отрезать кусочек от ее платья. Она повторила свой перформанс в 2003 году в Париже, и спустя сорок лет действо изменило свое значение: ритуал срезания платья с семидесятилетней Йоко Оно – это желание оставить на память кусочек одеяния звезды. По замыслу каждый, кто отрезал кусочек, должен был послать его своему любимому по почте. Сравнить записи обоих перформансов можно на выставке в Хайфе.

В первой части выставки “Реальный мир/Повседневность” представлен взгляд японских художников на окружающий мир через обращение к мировой истории 20 века (Ясумаса Моримура, Ёсинори Нива и расписанные Юкэн Тэруя кимоно, в узоры которых вписаны американские парашютисты и самолеты), размышления об устройстве современного общества (Dumb Type и Тадасу Такаминэ), взаимодействие с городским пространством (contact Gonzo и Chim↑Pom) и поиски поэзии в повседневности (Cимабуку, Цуёси Одзава, Кохэй Кобаяси и Тэцуя Умэда).
Классик современного японского искусства Ясумаса Моримура в серии видеоработ “Реквием” перевоплощается в различных исторических персонажей, представляя видеопортреты Чарли Чаплина в роли “Великого самурая” и писателя Юкио Мисимы в сцене публичного сеппуку – вспарывания живота, и даже Ленина – и воссоздает эпизоды из их жизни в своей интерпретации игр с переодеваниями.

Другой участник проекта – Тэцуя Умэда – создает инсталляции из подручных средств, обычных вещей. На выставке представлены минималистские объекты Кисио Суга – одного из центральных представителей движения Mono-Ha (“Школа вещей”), японской альтернативы модернизму Запада. Фотоискусство представленао работами Тосио Сибата, Такаси Хомма и Лиэко Сига.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Произведения, составляющие вторую часть – воображаемый мир – отсылают к японской поп-культуре, миру фантазий, мифам и философии. Каждый участник выставки вкладывает в понятие “воображение” свой собственный смысл. В “Воображаемом мире/Фантазии” представлены работы Ёситомо Нара (его картинки-открытки печальных детей-кукол также широко разошлись по всему миру), Такаси Мураками, Макото Айда, Хираки Сава (его видео показывалось в прошлом году в Тель-Авиве – “Боинги”, “МакДугласы”, “Эйрбасы” заходят на посадку в двери туалета, взлетают из спальни квартиры, у чашек и чайников вырастают ножки, модели самолетиков с гулом взмывают в небо. При взгляде на работы Сава нарушается ощущение реальности), Таданори Ёкоо, Яёй Кусама, Кэндзи Янобэ и других.

Яёи Кусама уже 50 лет творит искусство “в горошек и точечку”. Последние сорок лет Кусама живет в приюте для людей с отклонениями в психике. Считается, что она одержима цветными кружочками, но многие подозревают, что ее болезнь всего лишь красивая легенда, придуманная для лучшего пи-ара: слишком дороги ее работы. Так или не так, Кусама – самый знаменитый художник-аутсайдер в мире. Проецируя свои фантазии на реальность, она создает мир, полный причудливых узоров.

Не менее популярен и гламурный классик Такаси Мураками, превратившийся в фабрику со многим помощниками по производству симпатичного японского поп-арта. Такаси Мураками, известный в мире искусства так же, как и его однофамилец в мире литературы, показывает несколько живописных работ с придуманным им персонажем по имени Mr. DOB.

Для увеличения нажми на меня!

Шестиметровая скульптура “Дитя Солнца” Кэндзи Янобэ – мальчик в желтом дождевике (костюме от радиации) говорит о наивности, жизнелюбии и вере в бессмертие – все то, что может обеспечить выживание после Фукусимы.

Каждый участник выставки вкладывает в понятия “реальность” и “воображение” свой собственный смысл, гротеск, сантименты и даже мимикрию, свое отношение к жизни – от буддистского до того, что все мы – всего лишь одна точка в бесконечном пространстве.

Выставка “Double Vision” продлится до 21 октября.
Хайфский музей искусств – улица Шабтай Леви, 26.
Музей японского искусства имени Тикотин – сдерот ха-Наси, 89.
Часы работы: воскресенье, понедельник, среда, вторник, среда – с 10.00 до 16.00, четверг – с10.00 до 19.00, пятница – с10.00 до 13.00, суббота – с 10.00 до 15.00.
Сайт хайфских музеев: http://www.hma.org.il/

Маша Хинич

 
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top