fbpx
Музыка

Орит Акта – живопись без оков

 

  ЕЕ ИСТИНА – В ТЕМНОТЕ

“Человек рождается свободным, а между тем он везде в оковах”
Жан-Жак Руссо

“In Vincoli” – “В оковах” – так названа первая персональная музейная выставка израильской художницы Орит Акта-Хильдесхайм, ставшей в прошлом году лауреатом премии имени Хаима Шиффа за достижения в области реалистической живописи («За реалистическое искусство в традициях фотореализма и гиперреализма»).

 

Лауреатам полагается стипендия и выставка в Тель-Авивском музее. Премия учреждена в 2008 году, премиальный фонд рассчитан на 10 лет, часть картин художников-лауреатов остается в музее. Когда-нибудь в обозримом будущем будет организован показ всех работ, а пока что выставка “In Vincoli” демонстрируется до 22 сентября в одном из нижних залов музея.

Для увеличения нажми на меня!

Работы Орит Акта настолько камерные, личные, интимные и чувственные, что неудивительно, что их показывают в стороне от шумного парадного входа, отделив от яркого света и светского общения. Эти работы забирают внимание зрителей без остатка, в них звучит тихая приглушенная музыка, неторопливый рассказ, написанный прозрачными пластами цвета сепии. Но только на первый взгляд. Постойте минуту перед этими работами – и вы увидите все цвета, все истории, всю жизнь, просвечивающую сквозь слои краски и слои тканей на картинах, где изображены сны Орит Акта, ее поэзия и эстетика, всплывающие из-под монохромности.

Картины на выставке “In Vincoli” – повесть о жизни, о том, что было и что будет, о преодоленных обстоятельствах и непреодоленных страхах, о мечтах и о детях, о женщинах, свадьбе, замужестве, счастье и бедах. О всех слоях жизни. Орит Акта так и создает эти работы – год за годом, слой за слоем. Каждую картину она рисует от полугода до полутора лет. Идея, модель, фотография, рисунок, нижний темный слой и поверх него сотни тончайших слоев почти белых, прозрачных, кропотливо прорисованных, с мелкими деталями, крошечными цветовыми пятнами. Сизифов труд, полосы света и темноты – как и сама жизнь Орит Акта, пересказанная на этих полотнах: детство, юность, зрелость, замужество, неурядицы, обиды, дети, развод, снова замужество – счастливое. Из темных глубин выступает прозрачный светлый образ, рисунок, изысканные кружева цвета слоновой кости. Орит не смотрит прямо на зрителей. Ее истина – в темноте.

Для увеличения нажми на меня!
Орит Акта-Хильдесхайм.Фото: Дани Бахар

aa895fa3ece41fa43c717bb584a78939_אורית אקטע הילסהיים, ללא כותרת 2003-1.jpg

Орит закрыта внутри своих картин, внутри себя. “Если бы не живопись, в которую я всегда убегала, в которой скрывалась, то не знаю, как бы всё преодолела” – говорит Орит Акта. “Я была замкнутым ребенком, но всегда рисовала, что-то делала руками: шила, вязала, вышивала. В юности учила дизайн одежды, моделировала. И свое свадебное платье, отражение которого присутствует на многих картинах этой выставки, придумала сама, собрав его буквально по кусочкам: кружева, вышивки, прошва, украшения. А жизнь потом все это изорвала, измяла. Только живопись позволила мне вновь собрать всё вместе и собрать из кусочков саму себя”.

Картины выставки “In Vincoli “– это и есть рассказ о погружении в глубины и спасении из них. Орит конструировала и шила одежду, мыла лестницы, преподавала детям – все ради того, чтобы у нее были деньги на холсты и краски. В конце 1990-х начала брать частные уроки техники реалистичной живописи и теории света у художника Меира Натифа. Полное погружение в живопись – это сказано точно про нее, про одержимую самоучку. Спасение через искусство – тоже про нее. Все эти годы она была уверена, что у нее состоится выставка в Тель-Авивском музее. Пару лет назад случайно увидела в одном из блогов объявление о приеме картин фондом Шиффа. Отослала фотографии своих работ, прошла отбор и получила первое место. Так просто… И так сложно.

Уверенность стала осязаемой реальностью. На выставке посетители в полной тишине внимают рисованной повести без слов. Недаром ни одна из картин не подписана. Изображенное говорит само за себя. Подписи ограничили бы восприятие, участие в личной драме. Картины Орит Акта – не иллюстрация проблем, а поиски выхода в лабиринте из прозрачных тканей, легких занавесей, мелькающих между ними теней детских фигур с завязанными глазами, словно играющих в прятки со светом; просвечивающих платьев, кружевного белья. И неожиданно: обречённое на падение обручальное кольцо, раскачивающее на веревке как маятник; подросток, оттягивающий книзу эту веревку-пуповину; силуэты девочек, скрутившихся в ящиках, словно в утробе. Можно ли сломать стенки этих ящиков и выбраться из них?

134aa08508f8470ec75913f0202a0d06_NEWS1Y.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Орит никогда не рисует саму себя. Для этого она чересчур скрытна. Автопортретов на выставке нет. Но, вместе с тем, все ее картины – это она сама. В них – масса информации и наблюдений. Модели – это ее дети. Образы помещены в ситуации, пережитые ей самой – отстраненный взгляд на саму себя, вырывающуюся из оков. Движение на ее работах – скольжение тканей, попытка выбраться из ограниченного пространства. “Мои картины – это мое прошлое, моя жизнь, чувства и переживания, попытка разобраться в себе. Мои картины выражают боль и отчаяние моей жизни. На первый взгляд – это реалистичная живопись. Так оно и есть – но это только стиль моей тайны. Эти кружева и эти образы – не я. Моя цель – не достичь еще большего уровня реализма, а очистить себя через диалог с рисунком. Каждая законченная “ушедшая” работа – это шаг вперед. На этой выставке представлены работы последних 11 лет – годы, за которые я ушла вперед. Хотя каждая картина – это ответы и тут же новые вопросы “.

“В оковах” – абсолютно женская выставка скрытой силы, понятная женщинам с первой минуты. Поймут ли мужчины, какая поэзия и эстетика спрятаны за прозрачными слоями тонких рисованных тканей? Почему кропотливо связанное воздушное кружево долговечнее счастья? Что значит эта коллекция женских символов и знаков, аллегорий-ловушек? Вряд ли.

****

Хаим Шифф занимался гостиничным бизнесом, был большим ценителем живописи и посвящал много времени поддержке молодых талантов. Он собрал крупную коллекцию фигуративной живописи, образного реализма, пейзажей, портретов и натюрмортов. Хаим Шифф – уроженец Галиции – был активистом ЭЦЕЛь, и потому его фонд также вручает призы Института им. Жаботинского за лучшие работы по истории ревизионистского движения сионизма. . Фонд Шиффа также поддерживает “Cеминар живописи и графики” в Иерусалиме, основанный художником Исраэлем Хершбергом.
В прошлом году на соискание премии имени Хаима Шиффа представили свои кандидатуры 60 художников. По единогласному решению дирекции фонда Шиффа в составе Дуби Шиффа (сына учредителя премии), коллекционеров Дорона Сабага и Гиля Брандиса, кураторов Варды Штейнлауф и Дорона Лурье, Орит Акта была признана лучшей

Сайт Тель-Авивского музея искусств: http://www.tamuseum.com
Выставка “В оковах” Орит Акта-Хильдесхайм продлится до 22 сентября 2012 года.

Маша Хинич

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top