fbpx
Музыка

УСЛЫШЬТЕ ГЕНДЕЛЯ!

Фестивали старинной музыки обновляют не только музыкальную память, но и музыкальные традиции, и сам вкус к музыке. Зимний фестиваль ансамбля «Barrocade» в Абу-Гош, предтеча фестиваля литургической музыки, который пройдет в начале июня на Шавуот, обновляет барочную эстетику, барочное искусство и барочную музыку.

Барочная инструментальная музыка большей частью театральна и драматична, сочинена на чисто музыкальной основе и может быть понятна и без знакомства с программой. А барочная опера — это в первую очередь оперы Генделя. И хотя либретто барочных опер далеки от современной жизни — античные и пвсевдоисторические сюжеты, забытые персонажи, эмоциональное переигрывание, однако музыка этих опер так хороша, что барочную оперу пытались всячески реанимировать на всем протяжении 20 века и сейчас наблюдается новый всплеск интереса к ней.

Барокко было эпохой, когда идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

В программу очередного концерта ансамбля «Barrocade» в церкви Кирьят-Яарим в Абу-Гош в субботу, 1 марта, в 12.00 входит произведения всем понятные — «Весна» и «Лето» Вивальди из его «Времен года» — самого известного произведения барочной музыки; арии из генделевского шедевра — оперы «Альцина» с ее белькантовой изощренностью и барочной утонченностью; песни Россини из сборника «Музыкальные вечера» — «La danza» (Tarantella napoletana на стихи графа Карло Пеполи) и другие; и «Венецианские вариации» Жана-Батиста Арбана.

Церковь Кирьят-Яарим в Абу-Гош хорошо известна любителям музыки в Израиле благодаря своей прекрасной акустике. Традиции устраивать там концерты барочной и литургической музыки много лет — так же, как и традиционному фестивалю литургики в на Суккот и Шавуот. В этом сезоне между двумя фестиваляит литургики проходит зимний барочный фестиваль ансамбля «Barrocade» — молодого израильского коллектива, небольшого оркестра, созданного в 2007 году музыкантами, вернувшимся в Израиль после учебы в престижных музыкальных академиях и исполняющих в основном музыку эпохи барокко и ренессанса на аутентичных инструментах, часть из которых музыканты же сами и строят. Фестиваль «Barrocade» в Абу-Гош состоит из пяти концертов в церкви Кирьят-Яарим и двух – в ее подземной крипте. Ближайший – мартовский – концерт, который пройдет в первый день весны, называется «Итальянский праздник».

Вивальди занимался всеми видами театральной инструментальной музыки. Музыка Вивальди повествует, рисует, выражает чувства, представляет и все это одновременно, как того требовал итальянский темперамент и театр времен барокко. Кстати, большинство своих концертов Вивальди написал для своего коллектива — известного женского оркестра из Ospedale della Pieta в Венеции. В этом учреждении, которое было чем-то вроде приюта для беспризорных или сиротского Вивальди работал с 1704 года как учитель скрипичной игры, а с 1716 — как Maestro del concerti. Но «Времена года» написаны им позже — по одним источникам в 1720-м году, по другим – в 1725-м, и по сей день принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времен года» и наоборот (хотя он написал массу других произведений). Даже в сравнении с другими его концертами «Времена года» демонстрируют поразительное новаторство Вивальди в области барочного концерта.

А новатором барочной оперы стал Гендель. Премьера его шедевра – оперы «Альцина» – прошла в 1735-м году в Лондоне в отстроенном тогда театре «Ковент-Гарден». «Альцина» — одна из наиболее популярных в настоящее время опер Генделя, написанная этим немецким композитором изначально на итальянском языке. Пересказать ее сюжет связно невозможно. Чем–то он напоминает шекспировскую «Бурю» – кораблекрушение, магические чары, непонятные существа и настоящая барочная волшебница Альцина. На деле «Альцина» написана на сюжет из рыцарского романа эпохи Возрождения – «Неистовый Роланд» Лудовико Ариосто. Из этого литературного произведения брали сюжеты многие либреттисты. В основу оперы Генделя легло, однако, анонимное либретто неизвестного автора. Для Генделя оно было специально переделано, и это для него было очень важно, потому что в данной опере главной героиней является волшебница, арии которой и прозвучат на концерте 1 марта в Абу-Гош.

Французского композитора 19 века Жана-Батиста Арбана (1825-1889) прославила игра на корнет-а-пистоне; впрочем, современникам ничуть не меньше запомнилась и преподавательская деятельность Арбана. Следует отметить, что корнет был отнюдь не единственным инструментом, которым Жан-Батист столь мастерски владел: ничуть не хуже Арбан играл и на других медных музыкальных инструментах – вроде саксгорнов, труб и ранних версий корнетов. Именно он является изобретателем «корнета Арбана» и автором первой «Полной школы игры на корнете и саксгорнах». По инициативе Арбана в 1869 году в Парижской консерватории открыли класс корнета где он преподавал. Русский царь Александр II часто приглашал Арбана играть и дирижировать концертами в Санкт-Петербурге. Вариации на тему «Венецианского карнавала» были опубликованы в 1864 в знаменитой «Полной школе игры на корнете и саксгорнах» и с тех пор являются самым репертуарным произведением не только для трубы, но и в переложениях для других медных духовых инструментов. Каждая из семи вариаций демонстрирует определенный прием игры на инструменте.

Ансамбль «Barrocade». «Итальянский праздник».

Яэла Авиталь – сопрано
Дорон Флорентин — тенор
Нитай Цари – скрипка
Яков Реувен — мандолина
Церковь Кирьят-Яарим, Абу Гош, 1 марта, суббота, 12:00.
Цена билета 120 шек. Для заказа звоните в кассу Бимот по тел. *6226, www.bimot.co.il
Сайт оркестра «Barrocade» — www.barrocade.co.il
Сайт фестиваля в Абу-Гош — www.agfestival.co.il

Маша Хинич. Фото: Татьяна Друзь

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top