fbpx
Театр

10 фактов о «Цемахе». Ближайшие представления – 17 мая и 5 июня в театре «Габима» 

10 фактов, которые надо узнать  перед тем, как посмотреть  спектакль «Цемах»:

  1. Это документальный спектакль. Все тексты, звучащие в спектакле – подлинные. Протоколы, письма и т. д.
  2.  Гимн и клятва участников «Студии Габимы», которые звучат в спектакле тоже подлинные. Их придумал и составил Нахум Цемах.
  3. Название театра «Габима» происходит от слова «абима», амвона в синагоге. Название это придумал Нахум Цемах
  4. В спектакле три сюжетные линии. Первая – это письма Нахума Цемаха его жене Мирьям Гольдиной из Тель-Авива в США, которые он писал в 1935-36 году. Вторая линия – это документы, которые касаются «русского периода» Габимы со дня основания и до 1926 года. И наконец, в спектакле играются четыре сцены из одного из первых спектаклей Габимы «Вечный Жид» Давида Пинского в постановке Вахтанга Мчеделова
  5. Действие «Вечного Жида» происходит в выдуманном городе Бират-Арба через несколько дней после падения Второго Храма. «Странник», он же Пророк, приходит в город для того чтобы найти Менахема, будущего мессию. Роль Пророка в спектакле «Габимы» исполнял Нахум Цемах
  6. Спектакль «Цемах» театра «Маленький» поставлен в той же экспрессивной манере, в которой был поставлен спектакль «Вечный Жид».
  7. Важно знать, что Евсекция действительно существовала. Ее возглавлял Семен Дименштейн. Члены Евсекции боролись с языком иврит, считая его буржуазным и религиозным. Они считали, что все еврейская культура в СССР должна существовать на идише.
  8. Нахум Цемах, Менахем Гнесин, Ханна Ровина, а также большинство актеров «Габимы» не были професиональными актерами. Свое профессиональное образование они получили уже в «Габиме», на занятиях под руководством Евгения Вахтангова. Один из немногих профессиональных актеров игравших на сцене «Габимы» был Иегошуа Бертонов
  9. Евгений Вахтангов во время работы с «Габимой» был уже смертельно болен.
  10. Театру «Габима» в период его становления помогали многие люди. Среди них – писатель Максим Горький, певец Федор Шаляпин, председатель Моссовета Каменев, главный раввин Москвы Мазе и многие другие.

 

Театралы знают названия залов «Габимы» наизусть: зал Ханны Ровиной, зал Аарона Мескина и зал Иегошуа-Зеева Бертонова (Евсея Львовича Бертонова). Удивительно, но в «Габиме» нет зала Нахума Цемаха – основателя этого театра, хотя в Тель-Авиве есть сквер его имени.

Жизни этого удивительного человека посвящен спектакль «Цемах» (премьера прошла 14 декабря 2017 года), который художественный руководитель Театра «Маленький» режиссер Михаил Теплицкий поставил вместе со своими актерами и с актерами «Габимы

Его жизнь была настолько драматична, что просится быть пьесой или сценарием, спектаклем или фильмом, что до сих пор не было сделано и, наконец, сейчас, благодаря инициативе театра «Маленький», реализуется. В постановке, где высокая трагедия переплетена с документальной прозой и эпистолярным жанром, принимают участие актеры театра «Габима» Гиль Франк, Юваль Шломович, Дана Ядлин, и актеры Театра «Маленький» – Дима Росс, Ори Леванон и Хадас Эяль. Перевод – Элина Штрахман. Автор идеи – доктор искусствоведения, специалист по еврейскому театру Борис Ентин. Сценограф и художник по костюмам – Полина Адамова. Композитор – Евгений Левитас. Движение – Лена Розенберг. Художник по свету – Зив Волошин.

Гиль Франк в роли Нахума Цемаха

В 1927-м году, после признания в Европе и США тогдашняя театральная группа «Габима» оказалась в кризисе, угрожавшему ее существованию, когда Нахум Цемах и поддерживающая его часть актеров (в основном члены его семьи, выступавшие в театре – и брат, и сестра, и жена его были актерами) решали остаться в США и основать новую «Габиму», а другая часть актеров уезжает через Берлин в Эрец-Исраэль, где в Тель-Авиве в 1928-м году появляется тот самый театр, который позже (в 1958-м) станет Национальным театром Израиля. В 1935-м году Цемах приезжает в Эрец-Исраэль, в течение двух лет пытается воссоединиться с «Габимой», терпит неудачу и разочарованный, уставший возвращается в США, где спустя короткое время умирает от рака. В письмах, которые Нахум Цемах в течение двух лет посылал своей жене, он описывал свое пребывание в Эрец-Исраэль, знакомых, попытки найти работу, влиться в тогдашнее общество. Попытки, закончившиеся ничем. Близкие друзья Нахума Цемаха в прошлом, Ханна Ровина и Аарон Мескин, предложили коллективу принять его в театр как одного из членов, не более того. Но их предложение было отвергнуто. Примирение основателя театра с коллективом не состоялось. В 1935–1937 г.г. Цемах жил в Тель-Авиве, работал в страховой компании, пытался устроиться на радио, руководил театром «Бейт ха-Ам».

Его имя в Израиле забыто, его практически не помнят даже любители театра, но именно благодаря его упорству, желанию, таланту, озарению и бесподобной энергии и была создана «Габима». Режиссер спектакля и автор пьесы Михаил Теплицкий считает, что фигура Цемаха должна стоять в пантеоне основателей страны: «Бен-Йегуда возродил иврит, Бен-Гурион государственность, а национальный театр на иврите возродил Нахум Цемах. Точнее, он создал его».

У Нахума Цемаха было два предмета обожания – иврит и театр. Перед революцией 1917 года актер и режиссер, преподаватель иврита Нахум Цемах организовал в Москве профессиональный театр-студию, игравший на иврите. До этого он преподавал в Варшаве иврит, а с 1909 года занимался драмой, играл в Польше в спектаклях передвижного театра. Театр-студия «Габима» был создан в Москве Менахемом Гнесиным, Нахумом Цемахом и Ханной Ровиной в 1917-м году. Ученик Станиславского – Евгений Вахтангов – стал режиссером и педагогом студии «Габима» еще в самом в начале ее существования, поставив в 1918-м году спектакль «Эрев Берешит» – вечер студийных работ.

«Габима» – это чудо еврейской культуры и для того, чтобы оно случилось, нужно было быть безумным и одержимым» – так говорил Жаботинский о Цемахе. Наряду с режиссерской и организаторской деятельностью Нахум Цемах прославился как талантливый актер: Пророк в «Вечном жиде» Давида Пинского 1919 года (четыре сцены из этого спектакля включены в нынешний «Цемах»), Цадик в «Дибуке» и другие роли. Цемах заботился о внедрении сефардского произношения, возвращая ивриту древнее звучание. Он привлекал многих талантливых драматургов и переводчиков, которые переводили пьесы специально для «Габимы». Цемаху помогали Станиславский, Вахтангов, Шаляпин, Горький, Немирович-Данченко, Таиров. Как ни безумно звучит, даже Сталин, бывший комиссаром по делам национальностей в 1920-годы, поддержал «Габиму», когда прозвучал требование Евсекции прекратить субсидировать этот театр, «игравший не на живом идише, а на мертвом иврите». В 1926 году театр отправился на зарубежные гастроли – в Ригу, и в Россию, где у театра на иврите будущего не было, труппа уже не вернулась.

Цемах попытался организовать в Нью-Йорке «американскую» «Габиму». Но «Сон Иакова», премьера которого состоялась в ноябре 1927 года на подмостках «Нейбохуд Плейхауз», сошел через несколько представлений. После этой неудачи группа рассеялась. Оставшиеся в Нью-Йорке стали репетировать «Венецианского купца», но дело не пошло. В Америке театр на иврите был не нужен. В 1930-м году Цемах обосновался в Голливуде в тщетной надежде снять фильм по «Дибуку». Затем организовал молодежный клуб, где выступал с концертами. В 1933 году вернулся в Нью-Йорк и поставил на идиш драму Лейвика «Героические годы» с непрофессиональными актерами.

И – горький парадокс – Цемах обратился к идишу, когда в 1937 году вернулся в Америку и до своей смерти возглавлял в Нью-Йорке Еврейский театр в рамках Федерального театрального проекта. Цемах, настаивая на том, что он создал «Габиму», забывал, что и «Габима» создала его.

Идея поставить спектакль о Нахуме Цемахе родилась у Михаила Теплицкого еще полтора года назад, и о ней было рассказано журналистом на пресс-конференции к новому сезону. Благодаря ряду совпадений эта идея и осуществляется в самой «Габиме», где к столетию театра уже поставлен спектакль для детей о Ханне Ровиной и где собираются возрождать легендарный «Дибук».

 «Цемах»
В спектакле заняты актеры: Гиль Франк, Юваль Шломович, Дана Ядлин, Дима Росс, Ори Леванон и Хадас Эяль.
Автор пьесы и постановщик – режиссер Михаил Теплицкий
Автор идеи – Борис Ентин.
Перевод – Элина Штрахман.
Сценограф и художник по костюмам – Полина Адамова.
Композитор – Евгений Левитас.
Движение – Лена Розенберг.
Художник по свету – Зив Волошин.
Ближайшие спектаклиь – 17 мая и 5 июня 2018 года. Театр «Габима», зал «Бертонов».
Сайт театра «Маленький» – http://www.malenki.co.il/
Страницы театра «Маленький» в фэйсбуке – https://www.facebook.com/malenkitheater/
https://www.facebook.com/Malenki.Theatre/
Страница мероприятия – https://www.facebook.com/events/1660180934074260/
Продажа билетов – здесь

Маша Хинич. Фото: © MARK TSO (предоставлены театром “Маленький)

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top