fbpx
Выставки

От Распутина к Путину – история русского портрета за 120 лет

1 марта 2016 года в Тель-Авивском музее искусств открылась выставка «Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина».
ולנטין סרוב, דיוקן אנה צטלין, 1909

Валенин Серов. Портрет Анны Цетлин. 1909

Искусство портрета – не только в том, чтобы изобразить конкретное лицо, но и в том, чтобы отразить тенденции сфер художественной, культурной и социальной. Портрет – это сложные взаимоотношения между личностью и неким пластическим представлением о ней. Обратите внимание, что на выставку Серова в Москве в Третьяковской галереи стояли очереди. Обратите внимание и на то, что в эти дни в Лондоне в Национальной портретной галерее открывается выставка русского портрета из собрания Третьяковской галереи («Чехов/Чайковский/Толстой – знаменитые личности России в Лондоне»). Обратите также внимание и на то, что в галерее Тель-Авивского университета проходит выставка, посвященная современному искусству портрета. Обратите внимание и на то, что скандальный рекламный плакат школы искусств «Басис» – это также портрет, портрет злодея и сатрапа (на выставке в Тель-Авивском музее его также не забыли, но отнеслись к образам исчезающих в истории лидеров с еще большей долей иронии). И также обратите внимание на то, что выставка в Тель-Авивском музее называется от «Путина до Распутина», между которыми, а точнее в параллельной России реальности оказались Марк Антокольский, Ахад ха-Ам, Анна Цетлин… И на то, что в Европе и в Израиле наблюдается просто ренессанс – нет не русской культуры, а интереса к ней. И потому акценты на выставке русского портрета в Тель-Авивском музее смещены в сторону других идеологий, другого патриотизма и других предпочтений одного из крупнейших музеев страны. И еще – обратите внимание, что все работы на этой выставке (картины и скульптуры) собраны из израильских коллекций – частных и музейных. Кстати, еще Борис Шац основавший «Бецалель» мечтал в нале 20 века создать в Иерусалиме Национальную портретную галерею «великих фигур нации».

משה טמיר, מפגש של ארבעה ציירים, 1950
Моше Тамир. Встреча четырех художников. 1950

Но, то было давно. А что сегодня? Как, кто, и что вместились между именами Путина (образ тирана приманивает кисть) и Распутина (в скульптуре)? Между ними вместились судьбы и творчество художников из России и Советского Союза, работы которых тем или иным образом оказались в Израиле и хранятся в израильских музея и в частных собраниях израильских коллекционеров. Это: 1. Художники, работавшие большую часть своей жизни в России, такие как Валентин Серов, Илья Репин и другие представители собой “золотого века” портрета, поднявшие русскую культуру и искусство на большую высоту. 2. Художники российского происхождения, жившие и творившие в Париже, Берлине, Лондоне и в других городах: Александр Архипенко, Алексей фон Явленский, Хаим Сутин, Марк Шагал, Леонид Пастернак, Осип Цадкин, Йосеф Пресман, Наум Аронсон и другие. 3. Художники, приехавшие из еще имперской и уже послевоенной России в Израиль: Йосеф Констант, Иосиф Зарицкий, Пинхас Литвиновский, Менахем Шеми, Хаим Гликсберг, Лея Никель, Михаил Гробман, Ян Раухвергер, молодые художники Стас Королев и Реувен Куперман и другие. Это разные поколения художников за период в полтора века, принадлежащие к различным направлениям искусства (реалистическое, романтичное, соц. реализм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм). Вопрос – можно ли найти общее в их творчестве? Ответ дается на выставке, открывшейся 1 марта 2016 года.

 

אלכסנדר יעקובלב - דיוקן מריה צטלין, 1919

Александр Яковлев. Портрет Марии Цетлиной. 1919

לאה ניקל- סילביה סלייטרס,1954

Лея Никель (Никельсберг). Сильвия Слайтерс . 1954

מנחם שמי- הורי אשת האמן, 1922

Менахем Шени (Шмидт). Родители жены художника. 1922

אלכסיי פון יבלנסקי- טורבן לבן, 1912

Алексей фон Явленский. Женщина в белом тюрбане . 1912.

На выставке представлены портреты выдающихся российских общественных и политических деятелей, портреты великих композиторов и писателей, портреты художников, в том числе Авигдора Ариха, Мордехая Ардона, Гершон Книспеля и Моше Тамира, а также портреты Черниховского, Бялика, Ахад ха-Ама, Шмарьягу Левина, Иегошуа Ханкина, Меира и Дизенгофа и Меира Визельтира. И – просто людей, просто знакомых или заказчиков художников, кисть которых сотворила из модели образ. А образ – это уже портрет, а образа – иконы, а иконы превратились в «айконы». Эта цепочка из умозаключений, кураторских построений и прекрасных работ и представлена на новой выставке «Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина», подготовленной главным хранителем и куратором Тель-Авивского музея искусств д-ром Дороном Лурье.

Отличительная особенность всех работ – то, что художники, их создавшие, искали новые пути в искусстве, искали живописную свободу и даже дерзость вне зависимости от того, к какому течению или школе они принадлежали, в какой манере творили. Свобода, свежесть, поиски нового – это первое впечатление от портретов, представленных на выставке, представляющей искусство портрета как зеркало изменений в художественной, культурной и социальной жизни общества в разные периоды в разных странах: Советский Союз Россия, Израиль, полтора прошедших века потрясений политических и военных – одних революций и переворотов сколько пришлось пережить последним поколениям. И не просто пережить, но и активно в них участвовать. И, коли речь идет о художниках, отражать пережитое на полотнах, пусть то даже были портреты друзей или знаменитостей. Как отобразить коллективное «вовне» – в индивидуальном «внутри» полотна в портрете конкретного лица? К обсуждению этого вопроса, кочующего между философией, искусствоведением и мастерством, и приглашаются посетители выставки, где вновь встречаются Серов и Путин. Кстати, единственная из участников выставки, не родившаяся в России – израильская художница Анат Бецер представила картины с образами Путинами – серое на сером – анти-икона сегодняшнего дня.

Кстати, само русское слово «портрет» произошло от французского слова Portraire воспроизводить что-либо черта в черту, в свою очередь образовавшегося от выражения «Trait pour trait» – «Линия за линией». На иврите портрет – «дьюкан», возможно происходящее от слова «дьюк» – точность, а возможно слово «дьюкан» пришло в иврит из греческого языка: Dyo (два) Eikon (образ). Два образа перед художником – во плоти и на полотне. Впрочем, некоторые комментаторы считают, что греческое Dyo Eikon означает «Портрет Б-га» по образу и подобие которого… Но вот кто тогда становится моделью для дьявола? И что такое все таки портерт – озображение от идола до идеала, от магии до сомнений.

פנחס ליטבינובסקי, דיוקן אחד העם, 1925
Пинхас Литвиновски. Портрет Ахад ха-Ама. 1925

Желание запечатлеть себя, сохранить свой образ, передать свой лик (или лик других) наследникам и последующим поколениям человечеству присуще тысячелетиями. Возможно портрет был некой защитой, еще одним экраном между бытием и небытием. А уже потом жанр портрета запутался в вопросах культурных, исторических и философских и превратился в художественное явление, по которому можно изучать реальность и способы ее имитации. Последующим поколениям – уже в музеях – интересно большей часть не то, кто изображен, а как и что, интересно мастерство живописца, а не жизнь (и не смерть) модели. Люди уходят, портрет превращаются в свидетельства эпохи, а остаются идолы и иконы. Я пишу, чтобы сохранить образы человеческие после их смерти, — говорил Альбрехт Дюрер. Сохранить для кого – такой вопрос задается сегодня. «Портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения и мистического отражения реальности» – так писал Юрий Лотман в статье «Портрет».

???????????????????????????

Михаил Гробман. Советский молох. 1989

Большинство портретов на этой выставке были созданы в современную эпоху – в двадцатом веке, когда искусство портрета пришло к тому, что не обязательно точно передавать внешний вид модели – внутренняя духовная сущность важнее. По крайне мере, так утверждал Пикассо и остальные модернисты, кубисты, футуристы, экспрессионисты, идентифицирующие личность в новом стиле живописи, больше говорящем о культурном контексте, чем о настроении модели.
Впрочем, как считает куратор выставки д-р Дорон Лурье, портреты кисти таких художников, как Дюрер, Гольбейн, Рембрандт, Репин и Серов также соответствует этому критерию – когда упрямство художника перевешивало желание заказчика. Но на этой выставки есть и чисто пропагандистские портреты – бывших деспотов-правителей так и не добредшей до коммунизма страны, партийные портреты соц. реализма, в том числе созданные для пропагандистских плакатов. Портреты, как пример воздействия на общество и обратного воздействия на них среды, когда в России были разрушены памятники злодеем социализма. Sic transit gloria mundi…

 

איליה רפין, דיוקן מרק אנטוקולסקי, 1900

Илья Репин. Потрет Марка Антокольского. 1905

Почти все представленные на этой выставке (за исключением одного) портреты были созданы после изобретения фотографии в 1829 году. Пророчества о кончине живописного портрета в связи с развитием фотографии оказались ложными, но, возможно, что именно фотография привела к вхождению в портретный жанр абстракции, разбирающей субъект на те самые «линию за линией», а развитие фотографии и искусства фотопортрета вновь заставило художников (и фотографов) задуматься над тем, а что же это такое – портрет? Портрет в эпоху социальных волнений, кризисов, вибраций войны и иммиграции – из России в Берлин, Париж, Лондон таких художников как Шагал, Архипенко, Явленский и Сутина, и художников, репатриировавшихся в Израиль: Константа, Зарицкого, Литвиновского, Моше Шеми, Гликсберга и других, в том числе приехавших и на волнах алии 70-х и 90-х годов.

אלכסיי פון יבלנסקי

Алексей фон Явленский. Блондинка. 1911.

Вступление, ставшее послесловием:

Полтора года назад (на деле еще раньше – только тайна была покрыта финансовыми расчетами и интригами интересантов) муниципалитет Рамат-Гана подумал-подумал и решил: продадим-ка мы тихо картину кисти Серова Портрет Марии Цетлиной из собрания рамат-ганского Музея русского искусства имени как раз Марии Цетлиной, бенефициантки этого собрания (малая часть истории описана вот здесь – http://karga-golan.livejournal.com/368277.html). Эта картина была лучшим, главным и наиболее заметным экспонатом коллекции, выставлялась в Третьяковской галерее в Москве на выставке, посвященной этой коллекции Рамат-Ганского музея еще в 2003 году, задолго до последнего серовского безумия нынешней зимы. Но об этом все благополучно забыли (http://www.museum.ru/N11967). К тому же – еще раз – эта картина была портретом дарительницы, по завещанию которой коллекцию нельзя был делить, но большую ее половину успели разворовать еще до решения муниципалитета. Дальше – детектив, борьба трех аукционов, махинации, множество интересантов – от ФСБ Казахстана до потомков декабристов, не говоря уже о длинных цепочках чиновников. Заседания в кнессете, аресты, полицейское расследование и продажа картины анонимному покупателю в Лондоне за 64 миллиона шекелей, благодаря чему Серов стал самым дорогим из русских художников. Миллионы сначала, как водится, исчезли. Затем, после вмешательства канцелярии государственного контролера, нашлись, и сейчас на эти деньги пристраиваются два этажа к зданию Музея современного израильского искусства в Рамат-Гане на улице Аба Гилель, куда через пару лет переедет Музея русского искусства и соседствующий с ним в одном здании Музей искусства стран Дальнего Востока. Через несколько месяцев старое задание будет закрыто… (а портрет Марии Цетлин все еще красуется на сайте муниципалитета – видимо решили, что пусть так, на экране, на него можно будет посмотреть).

Все это было преамбулой к тому, что несколько месяцев назад главный хранитель Тель-Авивского Музея искусств, д-р Дорон Лурье решил, пока суть да дело, стройка еще не начата, а музей уже закрывают, показать публике четырех оставшихся «Серовых» из рамат-ганской коллекции. Это было началом для обдумывания концепции выставки «Русская история – Русский портрет», открывшейся 1 марта 2016 года в Тель-Авивском музее вслед за Серовым в Третьяковской галерее и выставке «великих россиян» в Лондоне, где представлены «лица» и картины за период в четверть века с 1891 по 1914 год – до первого великого потрясения современной российской истории. Да и вообще вокруг русского портрета и самого жанра портрета последнее время возник некий бум.

 

ואלנטין סרוב, דיוקן הגברת ממונטובה

Валентин Серов. Портрет госпожи  Мамонтовой.

Чтобы понять, сколько хитросплетений стоит за каждым портретом – истории возникновения судьбы модели, самого художника, исторического антуража, родственных связей, влияний и взаимовлияний, приведу два примера:
Автопортрет Хаима Атара, бывшего до репатриации Аптекарем по фамилии и врачом по профессии и художником по призванию. Хаим Атар-Аптекарь находился под сильным влиянием Хаима Сутина. Работы Атара и Аптекаря висят на выставке в Тель-Авивском музее рядом. И именно Атар основал еще в 1937 году в кибуце Эйн-Харод, врачом в котором он работал, музей искусств Эйн-Харод, носящий его имя – первый в истории Израиля музей искусств – сначала в своей студии, а затем в 1948 году в здании музея, спроектированным Самуилом Бикельсом.

На соседней стене – известнейшая картина Марка Шагала «Еврей с ТОРОЙ», которую Шагал подарил первому мэру Тель-Авива Меиру Дизенгофу. Именно с этой картины и началась история Тель-Авивского музея.

На выставке будут проводиться экскурсии на русском языке (экскурсовод – Анна Кацман)
15 марта, вторник – в 20.00
31 марта, четверг – в 19.00
7 апреля, четверг – в 10.30
21 апреля, четверг– в 19.00
Стоимость участия в экскурсиях включена в стоимость общего входного билета в музей.
22 марта, во вторник с 19-00 до 21-00 на выставке состоится особое мероприятие – лекция-экскурсия и концерт струнного квартета «Авив» под управлением скрипача Сергея Островского. Экскурсия начнется в 19-00, концерт – в 20-00.
В программе концерта – сочинения Чайковского, Бородина и Бетховена.
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=-Jqwr_0vdFU
Билеты на концерт можно приобрести в кассе музея (телефон – 03-6077020).
Количество мест ограничено.
Сайт музея – http://www.tamuseum.org.il/
Сайт выставки «Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина»- http://www.tamuseum.org.il/about-the-exhibition/a-russian-tale
Часы работы Тель-Авивского музея искусств: воскресенье – закрыто; понедельник, среда, суббота – с 10-00 до 18-00; вторник, четверг – с 10-00 до 21-00; пятница – с 10-00 до 14-00.
Выставка «Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина» продлится до 5 июня 2016 года.

Маша Хинич. Все иллюстрации предоставлены пресс-отделом Тель-Авивского музея искусств. Фотограф – Ави Амсалем

2 комментария

2 Comments

Leave a Reply

Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top