fbpx
Выставки

8-е израильское биеннале керамики. «Материал – сырой/обожженный». С 1 августа в музее Эрец-Исраэль (МУЗА)

Работа Рахель Столлер и Дрора Цори

Израильское биеннале керамики, которое организуется каждые два года в Музее Эрец-Исраэль (МУЗА) – это репрезентативная выставка, самая большая экспозиция керамики, которая проводится в Израиле, где выставок керамики обычно проводится одновременно десяток на любом мало-мальски людном пятачке и еще пара десятков – по сельским клубам, что никак на качестве не отражается. Керамика – один из излюбленных видов пластического искусства в Израиле,  но биеннале – это не просто выставка, а СОБЫТИЕ, где все буквы большие, действительно очень важное событие и для зрителей, и для семи десятков художников, принимающих в этом году участие в 8-м биеннале керамики в Тель-Авиве.

LPL_0734

Важное для мастеров и их почитателей – тех, кто любит и ценит израильскую керамику, для посетителей выставок дизайна, фарфора, интерьерных пространственных архитектурных решений. Потому что подобные биеннале – кладезь идей, технологий, сочетаний «грубого», то есть не изнеженного,  гончарного мастерства с виртуозностью, отталкивающейся от мастерства и современных техник. Понятие керамики включает множество предметов – от обычных тарелок до уникальных скульптур. Современная же керамика каждый год расширяет представления о возможностях применения этого материала.

Работа Мория Адар Плескин

Работа Мория Адар Плескин

Бесконечные концепции и задумки, соображения и понятия не менее интересны, чем сами изделия, зачастую «вне» функциональные, точнее «над» функциональные. Ибо эти чашки – не для того, чтобы пить, а чтобы воплотить концепцию, а эти рельефы – не для того, чтобы украшать, а чтобы создать альтернативу. И вся эта керамика – суть обожженная идея, а не волглое бытие. А биеннале  – это инвентаризация идей, шкала технологий. Это перформанс, видео, инсталляции, музыка и записанные рассуждения самих художников, также ставшие частью экспозиции. Биеннале керамики – это культура прошлого и настоящего, впечатанная в глину и это – отраженная в материале – история керамики, и,  конечно, диалог между прошлым и настоящим, культурой Израиля и Западом. Без штампов здесь не обойтись, штампы так легко впечатываются в глину. Интересно, какие отпечатки сегодняшнего увидят в глине  наши потомки?

Работа Ноа Арад Яари

Работа Ноа Арад Яари

8-е биеннале керамики названо «Материал – сырой/обоженный» и на нем показаны все этапы работы над материалом: от первого чувственного прикосновения к комку сырой глины до звонкости извлекаемого из печки обожженного изделия, от первого «сырого» замысла до точности выпестованной концепции, от наработанных приемов до современных технологий. На такой выставке легко понять, как и почему и когда керамика стала частью искусства. Итак: 72 участника, десятки работ, бесконечность творчества, множество техник и множество миров. Ни одной чисто декоративной или чисто функциональной вещи – ничего в простоте, но интересно очень.

LPL_0737

LPL_0744 LPL_0720

Каждое биеннале посвящено определенной теме. Темы прежних – «город», «дом», «проблема самоопределения», «чувство материала», «крафт и технологии», «территория и самоопределение – между керамикой и архитектурой»,  «глина помнит». Сейчас –  «сырой/обожженный», хотя дело не только в самом материале, а во времени и пространстве, к которому современные керамисты адаптировали обжигаемые ценности – керамику, фарфор, фаянс. Как  обычно, для подобных выставок, здесь смешалось прошлое и настоящее, традиционное и современное, прикладное искусство и чистое творчество, метафоры и отношение к материалу, отношение к культуре и к памяти, к материалу, трансформирующемуся с помощью различных техник и технологий в произведения искусства, ремесла, прикладного дизайна. Тут обсуждается история фарфора, личные истории, отношение к войне и к миру, история страны и история дизайна. Ведь глина – такой мягкий, податливый, гибкий материал – выдерживает всё. Глина – тяжелое сырье для легких производных – суть фарфор, фаянс, керамика. Глина – материал живучий, вечный, испортить ее сложно. Легче придать ей форму, раскрасить или обесцветить, провести сквозь бледный набоковский огонь.

Работа Рины Пелег

Работа Рины Пелег

Куратором 8-го израильского биеннале керамики стал д-р Эран Эрлих, глава отделения керамики и стекла академии «Бецалель», художник, лектор, независимый куратор и публицист, сам художник и бывший профессиональный  танцор «Бат-Шевы». У него ученая степень по философии, он профессиональный искусствовед и много лет читает   лекции и работает со студентами,  курируют выставки выпускников «Бецелаля» и в «Доме керамики  Биньямин». Отсюда его терпение умение выслушать,  широта восприятия, сочетающаяся с сухой академичностью,  философичность мировоззрения  и рассказ о «рефлексиях керамики», душевной архитектуре и классической фигуративной скульптуре, о глине как метафоре, о салонной эстетике и восприятии сионизма в материальном, то есть в той самой первородной глине.   «Выставка такого масштаба, как это биеннале, позволять представить зрителям перспективу, раскрывающую потенциал,  как самих художников, так и материала: точность и красноречивость  глины и ее чувствительность (и тактильную чувственность);  глина  как метафорическое пространство, соотношение традиций и  символов с современным контекстом вкупе с самим процессом творческого созидания. Глина – материал податливый, выразительный и диктующий, и потому столь соблазнительно именно в этом материале попытаться  выразить отношение к обществу и культуре, к политике и к истории,  к памяти и  к будущему, к этнической принадлежности и к месту гончарного мастерства в различных  пластах культуры».

Работа Галии Армеланд

Работа Галии Армеланд

Вязкая и столь материальная  глина превращается в динамику самовыражения в постматериальном мире, который уже почти  (но все-таки почти) здесь. Эта выставка создает свою реальность, хотя бы потому, что дает свободу действий и  ставит перед художниками, в ней участвующими, четко обозначенную цель придумать нечто еще не определенное, неожиданное,  дает возможность придумать и  развить идею, детали, обобщить конкретные наблюдения в неконкретное  искусство,  разработать технологию, рискнуть выйти из рамок, пройти  путь от сырого до обожженного, от легкой  неряшливости  гончарного крафта  до рассчитанной  виртуозности художника. Керамисты не просто «формулируют» идею, но и «формуют» ее внешний вид. Глина и фантазия или материал и чувство – те две составляющие, что присутствуют в каждом экспонате. Глина – грубый материал, из которого можно «вытащить» все – любой образ и любую форму. Глина в культуре – это мода, стиль. Из «природного» материала ваяют подражания природе. Глина – строительный материал и из ее кирпичиков складывают архитектурные и геометрические объекты. В глине есть тайна – и из нее лепят изделия на тему мифов и истории. И в глине есть чувство – с ее помощью можно показать чью-то судьбу. А еще из глины можно делать красивые вещи, радующие глаз.

Работа Рони Цур

Работа Рони Цур

Эта выставка – и это всегда  приятно упомянуть –  дает возможность показать себе народу именно израильским художникам. Немного патриотизма не повредит экспрессивной глине, и к тому же будет поводом напомнить, что керамика всегда была важным элементом в развитии израильской культуры и что израильские традиции керамики отличны от европейских или ближневосточных. На биеннале – уже традиционно – работы маститых мастеров соседствуют в витринах с произведениями молодых художников, только что закончивших обучение. В выставке участвуют студенты, скульпторы, архитекторы, дизайнеры, художники. Тема всем дана общая  –  «сырой/обожженный». Кто-то еще помнит, что такое гончарный круг, другие увлекаются трехмерной печатью. Одни считают, что в самом материале – в глине – уже запечатлены время и эпоха, метафоры культуры, другие – что в керамике можно отразить свое отношение к коллективу, индивидууму, Израилю, семье. Эти темы неизбывны, желание связать глину и историю, опутать символами свое личное повествование не уходит.

Работа Анны Карми

Работа Анны Карми

8-е израильское биеннале керамики. «Материал – сырой/обоженный». С 1 августа до 10 ноября 2016 года. Куратор – д-р Эран Эрлих.

Часы работы МУЗА – Музея «Эрец-Исраэль»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – с 10.00 до 16.00; четверг – с 10.00 до 20.00; пятница – с 10.00 до 14.00, суббота – с 10-00 до 16-00. Телефон для справок – 03-6415244.

Вход детям до 18 лет – бесплатный. Дети до 13 лет – в сопровождении взрослых. Для жителей Тель-Авива – скидка.
Адрес музея: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.

Сайт Музея Эрец-Исраэль – www.eretzmuseum.org.il

 

Маша Хинич. Все фотографии (Леонид Падруль)  предоставлены пресс-отделом МУЗА – Музея Эрец-Исраэль. Заглавное фото- работа Рахель Столлер и Дрора Цори.

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com