fbpx
Интервью

Андрес Мустонен – интервью между Таллинном и Тель-Авивом

“Не для того мы открыли мир старинной музыки, чтобы он слился с академической традицией. Мы получили некое новое образование, на основе которого и исполняли и барочную, и классическую, и романтическую, да и вообще музыку по-другому, стремясь к свободе и к творческому музицированию”.

В преддверии третьего фестиваля «Талллинн – Тель-Авив» в Израиле, Андрес Мустонен, едва завершив свой традиционный, уже 25-й «MustonenFest» в Эстонии, дает небольшое интервью.

 – Андрес! Добрый день! Естественный вопрос – а чем ваш фестиваль отличается от других музыкальных фестивалей классической музыки, в немалых количествах проходящих у нас в стране?
– Прежде всего тем, что наш фестиваль – фестиваль другой классики. Другой – потому что я убежден в том, что искусство – это живая субстанция,  и классика в наши дни должна видоизменяться, чтобы по-прежнему быть актуальной, по-прежнему быть насущной необходимостью для слушателей. Барочная опера 18 века «Ринальдо» Генделя – всегда современна, если слушать не только музыку, но и прислушиваться к зрителям. Современная музыка – эта та музыка, что звучит сегодня. И неважно, когда она была создана. Важно то, как эта музыка приходит к сегодняшним слушателям – здесь и сейчас. Если не менять отношение к исполнению музыки у самих музыкантов, то вскоре аудитория будет представлять собой просто спальный зал. Ни для кого ни секрет, что основная масса слушателей на филармонических концертах – пожилые люди, которые часто просто дремлют во время концертов. Они уже много раз слушали эту – вновь исполняемую музыку. Поэтому наша цель – и разнообразить репертуар, и привлечь молодых любителей музыки, и подать классику в ином ключе. При этом мы не меняем ни ноты – ни в операх, ни в барочных произведениях. Мы меняем отношение к музыке, стираем границы между жанрами! Передаем вдохновение друг другу, постигаем суть каждого произведения. Мне важны спонтанность, импровизация, артистизм. Оркестр для меня – не статичный инструмент, а живой организм, состоящий из музыкантов, которые постоянно взаимодействуют между собой и дополняют друг друга.

Наши программы – это калейдоскоп разных направлений и стилей. Но в каждой программе должна быть внутренняя духовная идея. Это может быть музыка 17 века или 20 века. Но мне важно прочесть опус 17 века по-новому. Я всегда вспоминаю слова Давида: «Дай мне новое сердце каждый день». Музыканты должны сохранить для себя право на большую творческую свободу, которая выражается и в имровизационности, и в готовности бесконечно испытывать материал.

Андрес Мустонен. Фото:   Peeter Langovitsh

Андрес Мустонен. Фото: Peeter Langovitsh

 – А как вы это делаете, как создаете «иную классику»?
– Прежде всего, придумывая необычные сочетания. Как, например, в программе «Брандербург-Джаз», которую на фестивале исполнит джазовый квартет «Art Jazz Quartet» (Андрес Мустонен – скрипка, Тааво Реммель – контрабас, Яак Соояар – гитара, Танель Рубен – ударные.  М.С.). Кстати, с музыкантами из Эстонии в этой программе выступят и израильские джазисты – пианистка Анат Форт (одно из ее сочинений включено в программу наряду с Бранденбургскими концертами Баха), гобоист Йорам Лахиш и саксофонист Лев Ган. Мы представим свою интерпретацию сочинений Баха. Это не джазовые обработки в привычном смысле слова и не фантазии на темы из их сочинений. В нотном тексте не изменена ни одна нота, даже тогда, когда звучит «Бранденбургские концерты». Кстати, история создания этого квартета типична для нашего отношения к изменению восприятия музыки. В 2003 году я со своим ансамблем Hortus Musicus выступал на Таллиннском фестивале «Jazzkaar» с международной группой перкуссионистов и исполнительницами танца живота. Руководителем группы перкуссионистов был Танель Рубен. И тогда мы с ним увлеклись идеей играть классическую музыку с элементами импровизации, но без ущерба исходной музыкальной пьесе. Затем к нам присоединились друзья Танеля – гитарист Яак Соояар и контрабасист Тааво Реммель. С тех пор интересы возникшего квартета расширились: глубже –  в прошлое, и шире – в классику. И теперь «моим» джазистам уютно и в мире классической музыки.

 – «Ваши» джазисты – то есть ваши  коллеги и соратники?
– За долгие годы работы мне посчастливилось окружить себя исполнителями-единомышленниками. Я не выйду на сцену с музыкантом, которого не знаю, не считаю своим другом и не люблю. Сейчас людям интересна не только музыка сама по себе, а качество и уровень ее исполнения. Главное отличие моих фестивалей – их участники. Я встречаюсь с очень многими исполнителями и для меня главное – чтобы они создали свои личные интерпретации музыкальных произведений. Именно таких исполнителей я и предпочитаю приглашать на свои фестивали. Важно, что музыканты показывали не просто хорошее, а свое личное отношение к этой музыке. Вот это и есть искусство. Мне же самому мало быть скрипачом, мало быть дирижером, надо быть всем вместе и еще больше. Я не занимаюсь музыкой. Музыка – это моя исповедь.

– Ваш знаменитый еще в СССР ансамбль старинной музыки Hortus Musicus – «Музыкальный сад» – также возник в как результат поиска новых путей в музыке, пусть и старинной?
– Отчасти… Я создал его еще в 1972 году, будучи студентом Таллиннской консерватории и увлекаясь авангардной и альтернативной музыкой, что не мешало мне изучать также музыку старинную, барочную. Уже тогда я понимал, что будущее – за неожиданными проектами, за умением удивить слушателей, не нарушая целостности задумки композиторов. Тогда мое юношеское увлечение творчеством современных композиторов внезапно сменилось интересом к старинной и церковной музыке. Восприятие старинной музыки в Эстонии отличалось от общероссийского во многих отношениях. Западная музыка как таковая никогда не была в Эстонии чужой, и менее всего чужой воспринималась церковная музыка – католическая и лютеранская, – которая гораздо ближе нам по языку. Но это не значит, что эту музыку исполняли. Все-таки, в Москве «Мадригал» начал концертировать раньше, чем мы, соответственно, москвичи услышали старую музыку раньше, чем в Эстонии.

Но не для того мы открыли мир старинной музыки, чтобы он слился с академической традицией. Мы получили некое новое образование, на основе которого и исполняли и барочную, и классическую, и романтическую, да и вообще музыку по-другому, стремясь к свободе и к творческому музицированию. Сейчас в мой репертуар входят как старинные, так и современные произведения. Нередко я представляю публике совершенно новые сочинения. Но до сих пор особое внимание уделяю ораториям и другим шедеврам церковной музыки от эпохи барокко до наших дней, до литургических сочинений Арво Пярта, два из которых будут звучать на фестивале в Израиле. Кстати, на сегодняшний день, «Хортус Музикус» – самый «долгоиграющий» ансамбль старинной музыки в Европе, выпустивший уже 25 дисков. Сейчас сложилась такая ситуация, что музыканты многих эстонских ансамблей или играли в «Hortus Musicus», или учились у нас. В Эстонии ежегодно проводится пять серьезных фестивалей старинной музыки! Я ищу духовность и вселенскую гармонию в музыке композиторов разной национальности и эпохи. Главное, чтобы во всем этом была идея звучания «небесной музыки». Ведь душа современного человека нуждается в этом.

Андрес Мустонен. Фото: Peeter Langovitsh Андрес Мустонен. Фото: Peeter Langovitsh

Андрес Мустонен. Фото: Peeter Langovitsh
 

 – Вы привозите на фестиваль из Национальной Оперы Эстонии две барочные оперы Генделя – «Ринальдо» в полной постановке и «Юлий Цезарь в Египте» в концертной версии, которые будут впервые исполняться в Израиле и которыми именно вы будете дирижировать. Барочные оперы на большой сцене – идете на риск?
– Мы не просто идем на риск, а впервые исполняем в вашей стране такие замечательные произведения. Не просто представляем «исторические» оперы, одна из которых, кстати, связана с историей Израиля – действие «Ринальдо» происходит в Иерусалиме времен Первого крестового похода, а делаем их актуальными и эмоциональными. Из Таллинна приезжают два хора, в том числе и хор мальчиков Эстонской оперы, оркестр, прекрасные наши солисты. Жаль только, что эти оперы будут представлены по одному разу. «Ринальдо» в зале Израильской Оперы 29 февраля, а «Юлий Цезарь в Египте» – 27 февраля в концертном в зале «Реканатти» Тель-Авивского музея, где также, к слову сказать, пройдет большая часть концертов фестиваля.
Эстонская Национальная Опера была создана еще в 1906 году. Представляете какая у нее история?  «Ринальдо» Генделя стала премьерой 109-го сезона в сентябре 2014 года и поставил ее английский режиссер Уильямо Релтон, использовавшие все театральные приемы, чтобы изобразить все то, что Гендель внес в свое музыку – сражения, магию, обман, разрушенную любовь, предательство, секс, похищение, героику. Но на деле у Релтона получился легкий и веселый спектакль в жизнерадостном духе музыки Генделя. Еще одна барочная опера Генделя «Юлий Цезарь в Египте» – кстати, самая популярная опера этого композитора, была поставлена в Таллине в январе 2012 года режиссером из Германии Георгом Роотерингом. Барочная опера требует иного постановочного подхода –  с реализмом тут делать нечего. Требует большей театральности, фантазии – и все это мы покажем израильским зрителям. Кстати, поскольку Гендель писал партию Цезаря на певцов-кастратов, сегодня эту роль исполняют чаще всего сопрано. В Тель-Авиве эту партию исполнит эстонское сопрано Моника-Эвелин Лийв, которая последние годы поет в Лондоне. Она же исполнит и одну из партий в «Ринальдо».

С 18 февраля по 2 марта в Израиле пройдет третий фестиваль «Таллинн – Тель-Авив», названный на сей раз несколько иначе – «MustonenFest. Таллинн – Тель-Авив». 350 участников, несколько оркестров, хоров, музыканты и солисты из Эстонии и Израиля. «MustonenFest» в Израиле в этом году – это опера, джаз, инструментальная и вокальная музыка, камерные классические и барочные составы. Первый визит Национальной Эстонской Оперы в Израиль. Фестиваль проходит при поддержке правительства Эстонии, министерства культуры Эстонии, города Таллинна и Тель-Авивского муниципалитета.

Основатель и художественный руководитель фестиваля «MustonenFest. Таллинн – Тель-Авив» выдающийся эстонский музыкант Андрес Мустонен известен в мире своим неформальным подходом к музыке. Уже давно он пользуется репутацией разрушителя традиционной «строгой» концепции концерта. Андрес Мустонен – скрипач, дирижер и композитор, знаток барокко и джаза, руководитель знаменитого  ансамбля старинной музыки Hortus Musicus («Музыкальный сад») и одновременно руководитель джазового квартета «Art Jazz Quartet», разносторонний музыкант и специалист в области старинной музыки. Неутомимый, всегда полный новыми идеями, Мустонен дирижирует симфоническими оркестрами во многих странах мира, выступает как солист и участник разнообразных камерных составов, играет барочную музыку и джаз. В Израиле он знаком и завсегдатаем фестиваля литургики в Абу-Гош и фестиваля камерной музыки в Эйлате.

Мустонен еще в 1970-е, будучи студентом Таллиннской консерватории, искал применении своим способностям вдали от дорог академического исполнительства. Сегодня он одинаково непринужденно чувствует себя на сценах филармонических залов, и в джазовых ночных клубах. Неуемная энергия и творческая натура  харизматичного Андреса Мустонена постоянно приводят его за дирижерский пульт многих оркестров, а его необычный творческий подход позволил ему пересечь границу между академической и альтернативной музыкой, такой как старинная музыка, джаз, рок и фолк.

Что бы он ни делал, Мустонен всегда выражает свой оригинальный взгляд на мир и музыкальное познание – будь то симфонии Малера или Шостаковича, или венские классики. Деятельность Мустонена как дирижера следует за музыкальной историей. Ядро его репертуара – оратории, страсти и драматические симфонические произведения. Он также много исполняет сочинения современных композиторов, прежде всего именитого эстонца Арво Пярта, а также Гии Канчели, Кшиштофа Пендерецкого, Джона Тавенера, Александра Кнайфеля и Софии Губайдулиной. В его репертуаре – произведения Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Антона Брукнера… Всех не перечислить.

Страсть и погруженность Мустонена в музыку абсолютно полные. Он получил образование в Таллинской Академии Музыки, но его успехи в учебе было трудно оценивать с привычных академических позиций. Еще школьником он фанатично занимался авангардной музыкой, сочиняя и выдумывая хеппенинги. Затем, в 1970-годы интерес Мустонена обратился к источникам европейской христианской традиции, и будучи еще студентом, он создал ансамбль Hortus Musicus и до сих пор является художественным руководителем этого экстраординарного коллектива, который выступает, не признавая границ, как в том, что касается пространства, так и в том, что касается времени: репертуар ансамбля включает огромное количество произведений от индийской, арабской или еврейской традиционной музыки до самых современных сочинений. Мустонен постоянно путешествует: Латвия, Россия, Финляндия, Бразилии, Мексика, Европа и, снова и снова, Израиль.

«MustonenFest. Таллинн – Тель-Авив» – это концерты камерные, симфонические, джазовые, хоровые. Музыки барочной, современной, классической, вокальной музыки мира. Эта произведения Бетховена, Верди, Доницетти, Моцарта, Перселла, Генделя, Вивальди, Вайнберга, Шостаковича, Арутюняна, Пярта и Уусберга. Это знаменитый хор мальчиков Эстонской Оперы и хор Voces Musicales, пианист Иво Силламаа, трубачи Таави Кунту, Приит Аймла и знаменитый Сергей Накаряков, пианистка Мария Мейрович. Израильские джазисты – пианистка Анта Форт, гобоист Йорам Лахиш и саксофонист Лев Ган и эстонский джазовый состав «Art Jazz Quartet». Это оркестры «Баррокада» и «Израильская Камерата», Симфонический оркестр Ришон ле-Циона, пианистка и лектор Астрид Бальцан. Это дирижер Хирво Сурва и солисты Моника-Эвелин Лийв (сопрано), Хелен Локута (сопрано), Оливер Куузик (тенор), Рауно Эльп (баритон). Это будет нечто грандиозное!

Заказ билетов в кассе «Браво» *3221
А также на сайте Израильской Оперы (03-6927777)  israel-opera
Программа фестиваля – на сайте – www.tallinntlv.co.il
Программа фестиваля на русском языке – http://www.israelculture.info/srochno-izuyaatj-programma-mustonenfest-tallin-tel-aviv-2016/

Михаль Сонкина. Фотографии Максима Рейдера и Петера Ланговица предоставлены пресс-службой фестиваля

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top