fbpx
Балет

«Балерина с маской и в рыжем парике. Смеясь и плача…»

Новый спектакль Рины Шейнфельд «Танцовщица забывает шаг…» в ее же хореографии, навеянной песнями Йоси Израэли, поставленный на музыку Александра Баланеску, будет представлен в тель-авивском центре «Сузан Далаль» 14 марта, 28 мая и 2 июня 2016 года.

Йоси Израэли – известнейший израильский поэт и драматург, бывший когда-то руководителем театров «Габима» и «Хан», профессор отделения театра факультета искусств Тель-Авивского Университета и преподаватель Школы кино и телевидения Сэма Шпигеля в Иерусалиме; Александр Баланеску – известнейший румыно-еврейский-английский скрипач и композитор; журналист и телеведущий Коби Мейдан, декламирующий стихи Йоси Израэли в новом спектакле Рины Шейнфельд – весьма известная личность творческой арены Израиля; а сама Рина Шейнфельд – одна из значимых балерин современности по мнению New York Times, и главное – человек, неустанно выдумывающий и придумывающий, обучающий и танцующий. Постоянно танцующая и выступающая в том возрасте, о котором принято говорить «золотой». Рина Шейнфельд на протяжении своей карьеры сотрудничалая с лучшими труппами мира – такими как труппы Марты Грэм и Мерса Каннингема, много лет работала вместе с Пиной Бауш, танцевала в ансамбле «Бат-Шева» и давно руководит своей школой и своим театром танца в Тель-Авиве.

Этот спектакль-балет можно назвать вытанцовыванной пьесой в стихах. «Радуясь и печалясь, забывая шаг танца и освобождая бабочку в ловушке теле» – это строки из стихотворения Йоси Израэли. А Рина добавляет: «Жизнь танцора – это танец, который проходит в гигантском пространстве света и тени, зеркал, масок, учебы и репетиций, поклонов и аплодисментов. Мне часто задают вопрос, как определить критерии совершенного танцора, и я всегда напоминаю, что без ошибок нет совершенства. Как и без готовности признать тот факт, что мы несовершенны. Даже самый лучший танцор может иногда забыть шаг, нужное па, правильное движение. Это случается потому, чтобы было куда стремиться, где совершенствоваться. Моя новая работа «Танцовщица забывает шаг» как раз и рассказывает о пути искусства к совершенству – нескончаемому пути. О роли случайности, о том, как рождаются красивые движения, а из них появляется танец. Самые лучшие, самые трогательные сцены зачастую появляются благодаря случайным ошибкам. В искусстве нет совершенства и хорошо, что это так».

Предыдущий спектакль Рины Шейнфельд назывался «Записки к Пине Бауш» – и был данью уважения Пине Бауш, посвятившей свою жизнь танцу. Пину Бауш – основательницу целого направления в области современного танца – интересовал внутренний мир обычного человека, и танец как способ его выражения, как универсальный язык общения Рина Шейнфельд, развивая свою линию танца, свой путь в балете, во многом «совпадает» с тем, что делала Пина Бауш.

Рина Шейнфельд родилась в 1938 году в Тель-Авиве, училась в Нью-Йорке в школе искусств «Джуллиард» – как раз вместе с Пиной Бауш. В 1964 году Марта Грэм и баронесса Бат-Шева де Ротшильд основали в Израиле танцевальную компанию «Бат-Шева». Рина стала со-основателем компании, ее примой-балериной. В 1978 году хореограф открыла собственный Театр танца Рины Шейнфельд в Израиле. Ее стиль в балете – эклектичен и, как она сама говорит, отчасти вдохновлен самим городом и архитектурой баухауза Тель-Авива. Характерной особенностью ее хореографии стало использование в танце и сценографии различных объектов, предметов, необычное взаимодействие хореографии и аксессуаров, видео, текстов.

“Поэт и драматург Йоси Израэли посвятил мне несколько своих стихотворений. На протяжении многих лет он дарил мне свои поэтические сборники. Я очень ценю его поэзию и с годами решила собрать воедино некоторые строки и фразы, которые, как мне кажется, особо много значат для танцоров. И эти стихотворные фразы позволили мне выстроить хореографию спектакля «Танцовщица забывает шаг». Я сочинила на их основе некий сценарий, пьесу. И вдруг абсолютно неожиданно, в разгар работы над этой пьесой-балетом, мне подарили диск с музыкой еврейско-румынского композитора, давно живущего в Англии скрипача и композитора Александра Баланеску, и я сразу почувствовала что его музыка и стихи Йоси, которые звучат в спектакле в записи моей и Коби Мейдана, могу быть объединены в танце».

«Весь мира – сцена, а все людей в нем – актеры» – это фраза из монолога Жака из комедии Шекспира «Как вам это понравится» – парафраз изречения Петрония «Mundus universus exercet histrionеm» – «Весь мир лицедействует». Мир – это сцена, где всякий обязан играть свою роль, а в случае Рины Шейнфельд – и играть, и танцевать. «Все люди – танцоры» – так считает Рина Шейнфельд, в  своем новом спектакле вновь открывающая миру внешнему скрытый временами (на период раздумий и шлифовки идей, подготовки и репетиций) мир танцующих лицедеев. «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. А последний акт, Конец всей этой странной, сложной пьесы – Второе детство, полузабытье: Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего».

Александр Баланеску – один из наиболее оригинальных и непредсказуемых музыкантов нашего времени. Его музыка не вписывается ни в какие музыкальные жанры. Границы между классикой и фольклором, электроникой и джазом, поп музыкой и авангардным экспериментом в его исполнении перестают существовать. Именно такая музыка и нужна Рине Шейнфельд для ее пластичных и неожиданных танцевальных фантазий, также существующих вне зависимости от условных жанров и направлений. «Музыка Баланеску вдохновляет меня каждый день» – говорит Рина.

Александр Баланеску, живущей в Англии – создатель знаменитого Balanescu Quartet. Кстати, он успел пожить и в Израиле, когда вместе с родителями в 1969 году репатриировался из Румынии в Израиль, где после службы в армии учился в Академии музыки и танца имени Рубина в Иерусалиме. Затем он уехал в Англию и учился в Trinity College of Music в Лондоне, а потом – в школе Джульярд в Нью-Йорке.

В начале 1980-х годах Баланеску играл в Квартете Ардитти, после ухода из которого создал собственный струнный  «Balanescu Quartet». Баланеску исполнял скрипичные партии в музыке Майкла Наймана к большинству фильмов Питера Гринуэя. Сам же Баланеску написал музыку к 14 фильмам. В его интерпретации все – от песенного фольклора до классики электронной музыки  – неизбежно оборачиваются скрипкой навзрыд. Он играет музыку Стива Райха и Филиппа Гласса, был одним из членов гастролирующего ансамбля Майкла Наймана, записывался с Pet Shop Boys и Дэвидом Бирном.

Новый балет Рины Шейнфельд «Танцовщица забывает шаг» построен как написанная история – в соответствии со стихотворными главами. Дуэт двух голосов – Рины Шенфильд и Коби Мейдана – слышен на фоне танца и видео и под звуки музыки Баланеску. А сам танец – это игра с масками, с аксессуарами, с зеркалами. Что видит танцовщица в маске, когда смотрится в зеркало во время танца? Движение, отражение, тень? Маска, покрывая лицо, «раскрывает скрытое» – скрытое в танце и в стихах. Как и в других своих спектаклях, Рина Шейнфельд использует в качестве аксессуаров многие вещи из повседневной жизни: парики, золотые и серебряные маски, коллекцию одежды Мари Тюсо викторианской моды конца 19 века – немного красочного винтажного гламура, преобразую себя, преобразуя фигуру танцовщицы в иные образы.

Вторая часть спектакля – Pizzicato – уже не сольная, но исполняется всеми танцорами театра танца Рины Шейнфельд вновь под скрипичную музыку Александра Баланеску. «Тело танцовщицы напоминает натянутые струны скрипки, на которой музыкант играет пиццикато» – говорит Рина Шейнфельд и продолжает. –  Я выбрала для показа на сцене мир танцовщицы для того, чтобы создать обрамление для своего нового спектакля, и не потому, что я сама балерина,  а потому, что в мире танца может быть отображен весь наш мир в целом. Мы все носим маски – вплоть до маски посмертной. А истинное лицо пытаемся разглядеть в зеркале, пока занавес подымается и опускается». Кстати, магические маски для видео, на фоне которого идет танец, сделала художница Рут Царфати, лепившая скульптурный портрет Рины.

Театр танца Рины Шейфельд. «Танцовщица забывает шаг».
Исполнение, хореография, костюмы – Рина Шейнфильд.
Видео – Адмит, Дениз Атракчи и Рина Шейнфильд. Маски для видео – Рут Царфати. Стихи – Йоси Израэли.
Музыка: Александр Баланеску. Чтецы: Рина Шейнфильд и Коби Мейдан.

Тель-Авив, Центр «Сузан Далаль» (тел. 03-5105656). Премьера – 14 марта 2016 года, понедельник. Дополнительные спектакли – 28 мая 2016 года, суббота, и 2 июня 2016 г., четверг.
Сайты:
http://rinaschenfeld.co.il
http://www.suzannedellal.org.il/perfs/0077
https://www.facebook.com/rinaschenfeld/?fref=ts
Заказа билетов также в кассе «Браво» – http://kassa.bravo.org.il/announce/51043
или в Театре Танца Рины Шейнфельд – 03-6046745
Линк на видео:

Маша Хинич. Фото: Гади Дагон

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top