fbpx
Впечатления

Донжуанский список Дона Джиованни

Текст – Вадим Малев. Фото: Деда Саша (Саша Деда)Sergey DemyanchukElena Zapassky

Что говорит вам цифра 2065? Год основания колонии землян на Венере? Год, когда люди окончательно откажутся от любовных утех, потому как проблема прироста населения будет повсеместно решаться пробирочным способом? Нет, 2065 – это количество женщин, прошедших через постель самого знаменитого покорителя девичьих сердец Дона Джиованни (Дон Жуана). Отчаянный предмет зависти многих мужчин. Этот списочек аккуратным образом ведет слуга Жуана Лепорелло. У него все четко, как в аптеке: по странам, по возрастам… Итальянок там свыше шестисот, турчанок правда 91, зато испанок аж 1003. Дон, любитель женских прелестей, знал толк в знойных испанках.

В разгар увертюры поднимается занавес и прямо на фасаде здания декорации чья-то невидимая рука аккуратнейшим образом что-то выписывает. Не сразу, но приходит озарение, что это обычные женские имена. Необычно только их количество. Солнце русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин самолично вел подобный список. В одном из писем княгине Вяземской классик отмечал, что Наталья Гончарова, на которой он женился, его 130-я любовь. Все лишь, представляете? К счастью для потомков, Александр Сергеевич часто отвлекался на написание гениальных стихов, в то время, как для Дон Жуана его страсть к женщинам была главным занятием, а все остальное побочным.

Какой такой харизмой нужно обладать, чтобы одна, забыв о женихе, неслась к Жуану прямо в день свадьбы, а вторая отдавалась ему чуть ли не над трупом горячо любимого отца? Жизнь Жуана – это просто гимн всепоглощающей страсти, перед которой все бессильно, ничто не устоит. Одна только маленькая деталь: «наказанным развратником» (а именно так звучит полное название оперы Моцарта) является один лишь ̶В̶а̶й̶н̶ш̶т̶е̶й̶н̶ Дон Жуан. Остальные его партнерши по умопомрачительному сексу вовремя нацепляют на себя маску облечительниц и выступают в роли борчих со всемирным злом. Каково? Сначала прыгать в постель развратного Жуана, а свободное время неискренне твердить о его порочности и мечтать свести с ним счеты.

«Какой-то когнитивный диссонас у этих дамочек», – скажете вы. Однако, посмотрите, как эта история напоминает участь одного известного продюссера из Голливуда! Всегда вроде для танго нужны двое, но как и тогда, так и сейчас наказание несет только один – назначенная обществом жертва…
***
Итак, вы уже поняли, что с 8 по 23 февраля в Израильской Опере идет совместная с лондонским Королевским оперным театром Ковент-Гарден постановка величайшей оперы Моцарта «Дон Джиованни». Пропустить подобное нельзя, во всяком случае я вам это не рекомендую. Вчера на премьере зал сходил с ума и около 20 минут непрерывно бисировал, не отпуская артистов со сцены. Такое увидишь нечасто, даже в видавшей виды Израильской Опере.

Буквально месяц назад мне посчастливилось слушать эту же оперу в Праге, в том самом театре, где состоялась премьера, которой дирижировал сам Моцарт и который удивительным образом сохранился до наших дней. Та постановка мне тоже очень понравилась. Осознания, что вот на этой сцене стоял сам Моцарт, сводило с ума. Хотя, если честно, наша постановка значительно выигрывает. Во всем: в звучании оркестра под управлением маэстро Даниэля Орена, в блестящей режиссуре режиссуре датчанина Каспера Хольтена, художественного руководителя Королевской оперы Ковент-Гарден и, конечно, в голосах. Именно блестящая семерка: 3 женщины и 4 мужчины (даже среди лучших из лучших выделялась восходящая звезда из России сопрано Екатерина Баканова) своими чарующими голосами заставили публику устраивать овации буквально после каждого номера оперы. Вольфганг Амадеевич был бы доволен.

Нельзя не сказать несколько восторженных слов о декорациях и сценографии. Сценограф постановки – британский дизайнер Эс Дэвлин из Ковент-Гарден, тот самый, который запомнился постановкой Церемонии закрытия Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году. В опере используются самые современные технологии, в том числе, видеопроекции Video Mapping – системы, действующие в полной координации с движением актеров и декораций для создания трехмерных изображений. Сценография напоминает многоэтажный особняк викторианской эпохи со множеством дверей и коридоров, лабиринты которых создают дополнительный «обманчивый», многослойный эффект. По этим коридорам бродят бестелесные призраки и тени соблазненных Жуаном женщин, и переодически проплывает зловещая фигура убитого им Командора.

У режиссера – Дон Жуан крайне привлекательный персонаж, а попробуйте соблазнить хоть десятую часть его списка без сумасшедшей харизмы, энергии и сексуальности. «Дон Жуан – художник, сочинитель, мечтатель и мастер прекрасных иллюзий», – говорит режиссер Каспер Хольтен. Больше, Каспер, много больше! Может быть, авторам-единомышленникам этого невероятного действия было жаль его наказывать. Но надо, а то современные фейковые СМИ подняли бы страшный шум по этому поводу. Как выразила свое «фэ» странная консультантша Хольтена (зачем она ему была нужна – непонятно). Ее неприятно поразило, насколько непривлекательной и отталкивающей личностью является главный герой произведения. Как зрители могут симпатизировать такому человеку или отождествлять себя с ним? – недоумевала консультант. При этом она на голубом глазу была незнакома с с оперой Моцарта.

В финале Дон Жуан не «проваливается» (как у Пушкина), не умирает, не утаскивается чертями в ад. Одинокий, всеми проклятый, он сворачивается в позу эмбриона и так лежит в одиночестве, но не раскаивается и не просит прощения. По мощи концовка похожа на финал забытого фильма Балаяна с Янковским «Полеты во сне и наяву», когда герой, тоже такой «донжуан» советских времен, лежит в одиночестве, свернувшись калачиком в стогу сена, но из последних сил не сдается и слова покаяния не срываются из его уст.

Занавес.

*****

Маэстро Даниэль Орен продирижирует оперой «Дон Жуан» в феврале поочередно с израильским дирижером Нимродом Давидом Пфеффером, который последние годы работает во многих крупных театрах мира, в том числе и в «Метрополитен-Опере» в Нью-Йорке.

В постановке принимают участие: хор Израильской оперы под руководством Эйтана Шмайсера, оркестр Израильской оперы – симфонический оркестр Ришон ле-Циона и ведущие израильские и зарубежные солисты: бас из Аргентины Науэль ди Пьерро, баритон из Дании Палле Кнудсен, исполняющие роль Дон Жуана; одна из восходящих оперных звезд сопрано из России Екатерина Баканова, а также сопрано из Израиля Алла Василевицкая в роли Донны Анны. В постановке также принимают участие сопрано из Ирландии Селин Бирн и шведское сопрано Ильва Кельберг в роли Донны Эльвиры; американский тенор Джейсон Бриджес и польский тенор Кристиан Адам в роли Дона Оттавио; бас-баритоны – итальянцы Роберто Лоренци и Гвидо Локонсоло, в роли Лепорелло; два баса из Италии Мариано Боччино в роли Командора, израильские певицы Даниэла Скорка и Анат Чарны в роли Церлины и итальянский баритон Даниэль Джулианини и израильский баритон Одед Райх в роли Мазетто.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Дон Жуан»
Даты представлений:
08.02, четверг, 20:00
09.02, пятница, 13:00
10.02, суббота, 20:00
12.02, понедельник, 20:00
13.02, вторник, 20:00
15,02, четверг, 20:00
16,02, пятница, 13:00
17.02, суббота, 20:00
18.02, воскресенье, 20:00
21.02, среда, 20:00
22.02, четверг, 18:00
23.02, пятница, 13:00
24.02, суббота, 20:00

Цена билетов: 192 – 438 шек.

За час до начала каждого выступления – вступительная лекция, вход в зал на лекцию по билетам на представление в тот же вечер.
Заказ билетов: 03-6927777 или на сайте: http://bestbravo.co.il/announce/56932
Оперный театр имени Шломо Лахата – Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех 19.

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top