fbpx
Музыка

Человеческий пейзаж в музее Эйн-Дор

ПИФОС ДИОГЕНА

Для увеличения нажми на меня!

Лет восемь я пыталась попасть в археологический музей кибуца Эйн-Дор. Не то, чтобы ехала специально, заранее позвонив и порыскав по Интернету, а заезжала по дороге на Север или с Севера – в зависимости от настроения, времени суток и погоды. И он всегда был закрыт – всегда!

То, что казалось случайностью, оказалось закономерностью, хотя табличка извещала об удобных часах работы. Сквозь окна ничего было не разглядеть, мозаики в музей тогда еще не перенесли, а каменный пресс для отжима масла во дворе не казался чем-то экзотичным. Тихо было вокруг, как-то вымерше, только я пугала из года в год своим любопытством редких кибуцников, порхающих на электрокарах.

Но, наконец, повезло. И первый мой вопрос к директору музея Кармель Арнон, археологу из кибуца Эйн-Дор был прост – “почему”? – “А потому что в музей никто не приезжал, не приходил, нам надоело сидеть и ждать посетителей, нервничать и переживать, и мы стали открывать музей только для групп и в школьные каникулы для семей с детьми”. Ну, пусть хоть так. Как раз две группы младо-школьников, гудящих как растревоженные шмели, пронеслись между двумя строениями музея. В полном прогнозе с демографическими прогнозами: одна группа – из арабской школы, другая – из ортодоксальной. Пронеслись и были разведены педагогами по двум выставкам – постоянной археологической и сменной про мир. Между выставками – византийская мозаика, которую нашли при расширении дороги около кибуца Ханита в 2010-м году и перенесли в музей Эйн-Дор, и тот самый вечный камень реставрированной маслодавильни. Вечный и вполне действующий. Каждая группа отжимает масло, узнает значение слов “бодеда” и “мохаль” в применении к оливковому маслу (“мохаль” – это водная составляющая оливкового жмыха, “бодеда” – рычаг пресса).

В постоянной экспозиции – той, что манила десять лет – археологические находки из раскопок в Амаким и Галилеи, витрины, полные горшков, инструментов, камешков и черепков с рассказами. И главный экспонат – овальная глюксема, похоронный ящик в форме яйца с костями. Кости в яйце принадлежали 65-летнему мужчине ростом 180 сантиметров. На руке у него было золотое кольцо в виде скарабея, чья спинка украшена клинописью. Это захоронение – единственное подобное в Израиле – было обнаружено в 1954 году в Кфар-Йегошуа. Вообще же раскопки окрестных холмов велись с 1948 года, а в 1986-м кибуцники решили основать свой музей.
Яйцо с костями, относящееся к концу 12 века до нашей эры, – на деле два огромных соединенных греческих кувшина-пифоса. Бочкообразные пифосы в отличие от веретенообразных амфор использовались не только для хранения масла или зерна, но и в погребальных обрядах в Древней Греции. Подобные захоронения были обнаружены в Центральной Турции. По легенде именно в пифосе жил Диоген, а в разбитых пифосах, положенных набок, ночевали бродяги и нищие.

Для увеличения нажми на меня!

Множество историй можно рассказать про каждую находку – от разукрашенного гребня для вычесывания вшей, найденного в Ципори, до базальтовой головы явно молодого человека с закрытыми глазами – части погребального римского памятника, найденного в полях рядом с Эйн-Дор. Нос у головы отсутствует: археологи утверждают, что время и пористость базальта ни причем, а то есть доказательство того, что молодой человек умер от сифилиса. Непонятно, как сей факт преподносят школьникам, но в этом небольшом музее есть множество других более безопасных экспонатов.

Не случайно на всех печатных материалах музея стоят слова “Ноф Адам” – “Человеческий пейзаж”, так как все здесь передается через разумную человеческую деятельность. Как, например, отжим масло. Еще одна разумная деятельность – дружить – и потому в павильоне сменных выставок действует выставка “Мавох ха-шалом” – “Лабиринт к миру”. Довольно забавный лабиринт, даже критиковать его не хочется, потому как психологи из Швеции (бывшие израильтяне) его придумавшие на деньги организации “Керен Эвен ха-Зайт” очень старались и выдумали проект Project Peace Education, выставки которого возят из страны в страну, с места на место. Подобная выставка была организована этим же фондом несколько лет назад в Музее науки в Иерусалиме. А интерактивная выставка из Эйн-Дор должна переехать в Негев, где ее адаптируют к местным условиям. Что это значит? Это значит, что там учтут бедуинское население, тогда как здесь не забыли о друзских, черкесских и арабских деревнях вокруг.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

В “Лабиринте мира” детям и взрослым пытаются с помощью интерактивных игр, ассоциаций, забавных загадок, песенок и прочих музейных картинок привить мысль о том, что дружить – это хорошо, а предвзятость и стереотипы – это плохо. Двигаясь по лабиринту из 40 вертящихся панелей можно прослушать поздравления ко дню рождения всех языках, или, отвечая на вопрос “пользуетесь ли вы столовыми приборами?”, узнать, что и вы – дикарь, то есть часто едите руками питу с хумусом. Есть игра, посвященная тому, как поделить апельсин на две не равные половинки мирным путем, или объяснения того, почему у части человечества есть ямочки на щеках, а другие люди – рыжие. Без иронии: убедительно, привлекательно, заряда дружбы хватает до первого касама.
Часы работы (если открыто): с воскресенья по четверг с 9-00 до 15-00, по пятницам, субботам и в праздники – только по предварительному звонку ( 04-6770333 ).
Сайт музея: http://www.eindormuseum.co.il

Маша Хинич. Использованы фото Халит Шахам с сайта музея

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top