fbpx
Музеи

«Еврейская Варшава – история о человеческом духе». Новая постоянная экспозиция в мемориальном музее бойцов гетто «Лохамей ха-гетаот»

 Верхнее фото: Члены молодежного движения «ха-Халуц» в Варшаве – из архива “Бейт Лохамей ха-гетаот”

27 января отмечался Международный день памяти жертв Катастрофы. Согласно данным ЦСБ Израиля, в конце 2016 года у нас в стране проживали 186,5 тысяч пожилых людей, переживших Катастрофу. Небольшая их часть живет в кибуце Лохамей ха-гетаот (Борцы Гетто) на севере страны. Кибуц был создан в апреле 1949 года (в шестую годовщину восстания в Варшавском гетто) выходцами из Восточной Европы, спасшимися в Катастрофу. И уже в 1950 году был открыт первый в стране и в мире мемориальный музей Катастрофы европейского еврейства – ныне крупный международный музейный и учебно-образовательный комплекс, один из немногих музеев, отражающих тему еврейского сопротивления в период Катастрофы. Музей «Бейт Лохамей ха-гетаот» посвящен увековечению памяти о еврейской жизни в Европе и ее разрушении, о движении молодежи, сопротивлении и возрождении после Катастрофы.

Несколько недель назад в этом музее открылась новая постоянная экспозиция «Еврейская Варшава – история о человеческом духе», которая рассказывает неизвестную доселе широкой публике главу истории жизни варшавского еврейства до и во время Второй мировой войны. На выставке представлены дневники, письма, фотографии, фильмы, различные предметы из архивов музея «Лохамей ха-гетаот». В их числе экспонаты из «Коллекции Корчака», документы сионистских молодежных движений и архив гетто «Онег Шабат». Цель выставки – познакомить современную молодежь с нашим прошлым, с насыщенной еврейской жизнью до войны, показать нечеловеческую сложность жизни в гетто. С помощью разнообразных свидетельств людей разного возраста, классов и социального положения выставка также знакомит с ключевыми фигурами того периода, используя и актерскую игру.

Участники движения “Ха-Халуц” в Грохове. Из архива Бейт Лохамей ха-гетаот

Варшава на этой выставке – это микрокосмос истории Катастрофы. Это еврейская жизнь в городе до Холокоста, ужасы оккупации и история Варшавского гетто – крупнейшего в Европе. Это судьбы многих заметных личностей – поэта Ицхака Каценельсона, Януша Корчака, Эмануэля Рингельблюма (заведующего уже упомянутым, архивом гетто «Онег Шабат»), Цвии Любеткиной и Антека Цукермана, некоторых руководителей восстания в гетто и основателей кибуца и музея «Лохамей ха-гетаот». В экспозиции отражены деятельность политических и социальных сил, процессы секуляризации и космополитизации, как стремления стать частью польского народа, так и попытки остаться приверженцами иудаизма. Гетто – это состояние социума, где человек полностью утрачивает право на неприкосновенность частной жизни. Об этом повествуют рассказы о людях, о еврейских организациях помощи, о преодолении и деградации, вызываемой условиями гетто, о деятельности молодежных движений в гетто – обо всей страшной жизни, где люди пытались остаться людьми. Где надо было убивать, чтобы выжить, где надо было убегать, чтобы не погибнуть.

Выставка посвящена еврейской жизни Варшавы до лета 1942 года, накануне депортации трехсот тысяч евреев, двух третей населения гетто, в лагеря смерти. И при всем этом, эта выставка – история жизни. Она не только об ужасах Катастрофы, но и о том, как после этого ужаса вернуться к жизни, о человеческом духе и об огромной пустоте, оставленной Катастрофой в мире еврейской и мировой культуры, о жизненной силе, солидарности и взаимопомощи.

Схема столовой в “Доме сирот” Януша Корчака. Рисунок сделан его воспитанником – Йосефом Штайнартом. Варшава. 1918 год. Из архива Бейт Лохамей ха-гетаот.

Выставочное пространство поделено на три части: «Варшава», «Оккупация» и «Гетто».

В разделе «Еврейская Варшава в период между двумя мировыми войнами» посредством фотографий, фильмов, свидетельств и артефактов того времени представлена картина культурной жизни, духовного творчества и бурной политической деятельности. Перед посетителями выставки разворачивается жизнь ортодоксального еврейства, еврейских рабочих и сионистских движений, а также евреев, которые цеплялись за польскую идентификацию и культуру.

 

Интерактивный раздел показывает еврейскую жизнь и традиции, кипение еврейской культуры в Варшаве до Катастрофы: кино и театр, журналистика (бесчисленные заголовки на польском, иврите и идиш), литература и поэзия и спортивный центр, демонстрирующий «мускулистый иудаизм» (Muskeljudentum – согласно этой концепции, предложенной в 1898 году одним из создателей сионизма, венгерским евреем Максом Нордау, именно физическая сила была ответом на вызовы эпохи).

Ощущение улицы создается при помощи видео-арта: множество изображений, семейные фильмы, киноленты с городскими пейзажами создают живой образ жизни города, который давно исчез. Этому помогает саундтрек: шум машин, трамваев, уличной суеты, инструментальные наигрыши, канторское пение. Иудаизм представлен во всей своей многоликости, ибо в него уходит корнями уникальная еврейская культура, он активно формирует облик города во всех областях.

В разделе «Оккупация» основной акцент сделан на разрушительном влиянии осады, бомбардировок и жестокой оккупации на всю общественную и социальную структуру, на семейный уклад. Показаны последствия бегства и проблемы беженцев. Мы видим цепь все более жестоких указов, нападения на население в целом и еврейскую общину в частности.

Тетрадка по географии Леона Глозмана – воспитанника “Дома сирот” Януша Корчака. Варшава. 1928 год. Из архива “Бейт Лохамей ха-гетаот”.

В разделе «Гетто» предстает жизнь под игом оккупационной изоляции в течение почти двух лет, между октябрем 1940-го и июлем 1942 года, когда люди не знали, что происходит за стенами гетто, что принесет новый день. Множество свидетельств и дневников, написанных в то время, воссоздают ту жуткую обстановку.

Голоса людей гетто обнажают многие нравственные аспекты. Мы видим колоссальный разрыв между богатыми и бедными, а рядом – взаимную поддержку и солидарность в работе домашних комитетов и комитета на фабрике общественного питания, попытки неуклонного соблюдения религиозных обрядов и Субботы, еврейских праздников…

Уникальность этой выставки в том, что мы видим историю глазами евреев, живших до и во время Холокоста, видим их повседневную жизнь, борьбу за выживание, узнаем их убеждения. Только так можно понять масштабы катастрофы, разрушившей и стершей до основания жизнь, бившую ключом до Холокоста.

Один из основных посылов выставки, уделяющей много внимания воспитанию детей и юношества перед войной и во время нее: «Нужно бороться за будущее!» Ассимилированные, ортодоксальные, буржуазные и социалистические круги – все пытались воспитывать своих детей, исходя из веры в то, что для следующего поколения откроются возможности лучшей жизни. Для нас сегодняшних это возможность понять, насколько социальные и культурные идеалы, которые развивались и реализовывались тогда, актуальны по сей день.

Выставка напоминает о различных группах еврейства: молодежные движения в Варшаве, солидарность и взаимопомощь, декларируемые «Эзра ацмит» – организацией беженцев в оккупированном городе и гетто, плюрализм и толерантность…

Диплом, врученный вожатой Йохевед Лубарницкой (позже Цук), детьми в “Доме сирот” Януша Корчака в связи с ее отъездом в Эрец Исраэль, Варшава, 1936 г. Предоставлено архивов “Бейт Лохамей ха-гетаот”.

В свете принятого недавно польским Сеймом закона о том, что человек, публично обвиняющий Польшу в преступлениях, совершенных во время Холокоста, в пособничестве нацистской Германии, военных преступлениях или преступлениях против человечности, может быть приговорен к тюремному заключению сроком на три года, эта выставка необычайно актуальна. Законопроект запрещает использовать словосочетание “польский лагерь смерти” при описании концлагерей, существовавших на территории оккупированной Польши. Наказанию будут подвергнуты и те, кто попытается “сознательно преуменьшить ответственность истинных виновников этих преступлений”. А ведь восстание в Варшавском гетто захлебнулось еще и по той причине, что польское подполье не сочло нужным помочь еврейским бойцам. А всего через двадцать лет после войны коммунистические власти пошли по стопам нацистов, сделав Польшу «юден-фрайн».

Напомним также, что недавно в музее «Лохамей ха-гетаот» открылась новая выставка, посвященная памяти 19 тысяч еврейских детей до 18 лет, вывезенных во время Катастрофы из Голландии в лагеря смерти на 102 «транспортах» в период с 1942 по 1945 годы. Лишь тысяча из них спаслись. (Среди погибших детей были также 300 цыган.) Устроители выставки собрали 3000 фотографий и 17965 имен. Фотографии тех, кто был забыт, кто потерял имя, личность и память… Благодаря этой выставке имена этих детей и память о них удалось сохранить и продлить. Надолго ли? Зависит от всех нас.

Мемориальный музей «Лохамей ха-гетаот» работает с воскресенья по четверг с 9:00 до 16:00, по пятницам с 9:00 до 13:00 (включая экскурсии в 9.30 и 11.30). Дополнительная информация: www.gfh.org.il, тел. 04-9958020.

 Все фотографии предоставлены пресс-службой музея “Лохамей ха-гетаот”

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top