fbpx
Интервью

Гиль Шохат: «Это трилогия – только начало»

Классическая музыка в кино, любовной лирике и ТАНАХе. Общий знаменатель – Гиль Шохат. В уравнении также присутствуют джаз, музыка мира, израильский рок и поп-музыка. Неизвестных в этой музыкальной формуле нет. Известно всё – программа трех концертов и известны все – имена всех исполнителей – также очень известных. Гиль Шохат и лучшие музыканты Израиля – Ахиноам Нини, Мати Каспи, Нурит Гальрон, Рад Орбах, Даниэль Саломон, Мира Авад, Марк Элияху и другие примут участие в новой концертной программе Гиля Шохата «Трилогия +», представления которой будут проходить в Тель-Авивском филармоническом зале «Гейхал ха-Тарбут» – как в рамках абонемента, так и как отдельные музыкальные события.

Trilogia - photo by Avi Waldman

Trilogia – photo by Avi Waldman

 – Гиль – вы неиссякаемый источник новых идей, просто фонтанируете ими. И вот – очередное новшество: тройной концерт, мини-трилогия, “Трилогия+”, цикл из трех концертов. Еще не успев появиться, ваша нова задумка обросла названиями, домыслами, идеями и, как надеемся, вызвала интерес публики, которой вы предлагаете не просто серию из трех концертов, а бросаете некий вызов. Песенный вызов с разницей каждый раз месяц между концертами: знаменитые песни и музыка к кино; песенная любовная лирика и песни на танахические тексты. Программа – для всех, даже более чем для всех, но все-таки – для кого в первую очередь предназначены эти концерты? У вас есть своя избранная преданная публика? Для кого вы всё это придумали?
 – Я не очень люблю повторять сам себя. Автоцитирование – это не для меня. А вот новые идеи могу родиться из чего угодно и когда угодно; например – из стечения обстоятельств. Мне пришло в голову, что Тель-Авивский «Гейхал ха-тарбут» – здание Филармонии – походит на некий храм музыки, точнее – на Большую Синагогу музыки – музыки всех жанров и направлений. Сам по себе сочетание разных жанров музыки – не редкость. Это успешно практикуют многие музыканты и оркестры. Сочетание музыки и изобразительного ряда на экране также многократно апробировано. Но мои ассоциации филармонического зала с Синагогой музыки привели к созданию трех концепций к поиску трех перспектив. Первая концепция – знакомство зрителей с музыкой, написанной для кино – с инструментальной и вокальной при сопровождении демонстрации отрывков из фильмов. Вторая перспектива – вторя концепция – «Безумства любви». Заметьте, не просто любовная лирика, а именно безумство, сумасшествие любви. Исполнение музыки и песен, отражающих душевное состояние при влюбленности, доводящей до безумия. И третья концепция – песни и музыка на тексты ТАНАХа – возникла из довольно дерзкого предположения, что ТАНАХ – это не только религиозная литература, но наиболее универсальная книга человечества и потому к «Трилогии+» и приплюсовался концерт вокальных произведений на тексты из ТАНАХа. В заключительном концерте уже в середине июня мы будет исполнять песни на танахические тексты не только на иврите, но и на латинском, русском, французском и других языках. В каждом из концертов «Трилогии+» участвует оркестр, хор, солисты, оперные звезды, прекрасные эстрадные исполнители. Каждый из трех программ – это полноценный концерт.

 – Эти три концерта – неразрывный цикл? Можно ли порекомендовать публике послушать хотя бы один из концертов «Трилогии», чтобы уловить общую идею?
– Я выстраивал художественную концепцию «Трилогии+» исходя из желания дать зрителям полную картину и, конечно, рекомендую посетить все три концерта, тем более, они идут не подряд, а с перерывом в месяц между ними. Нас – всех участвующих в этих концертах музыкантов – настолько захватили идее подобных «трилогий», что мы уже решили, что этот цикл концертов – первый в будущей цепочке ему подобных. Музыка к кино, Безумство любви и Песни ТАНАХа – начало подобных тройных музыкальных программ. При этом, каждый концерт – и каждая трилогия – это законченная программа, хотя все концерты связаны между собой. Например любовная лирика прозвучит и в кинопрограмме, а танахические тексты – в «Безумствах любви».

 – Первый концерт первой трилогии – «Музыка к кино». Музыка к кино давно стала отдельным жанром. Как вы развиваете это направление? Как представляете его публике, как используете популярность кино? Вы назвали зал филармонии Большой синагогой музыки – и вдруг в нем зазвучат популярные песни из кино – массового искусства для всех. Не возникает ли здесь некий диссонанс?
– Абсолютно нет. Для меня нет разницы межу качеством, популярностью и музыкой для всех. Музыка к кино может быть превосходной, популярной и классической одновременно. Именно такую музыку мы и отобрали для нашего концерта. В этом жанре создано огромное количество истинных шедевров. Я решил включить в программу музыку еврейского композитора Бернарда Херрманна к фильмам Альфрреда Хичкока. Кстати, Херрманн отстаивал самостоятельную художественную ценность музыки для кино и создал музыкальное сопровождение для всех фильмов Альфреда Хичкока, снятых с 1955 по 1964 год. Его шедевром считается саундтрек к хичкоковскому «Психо».

Музыка к кино – как жанр – существует более 100 лет. И для нас стало честью и привилегией отдать дань этому жанру искусства, иначе преподнести его слушателям, на высоком музыкальном уровне. Именно как самостоятельные музыкальные произведения, а не как фон для кино. Наоборот, видео станет фоном для музыки, так как во время концерта на больших экранах будут демонстрироваться отрывки из тех фильмов, песни и музыка из которых прозвучат в программе.

Что касается самого зала – «Гейхал ха-тарбут» – то я считаю, что, несмотря на то, что это зал филармонии, это скорее Дом Музыки, а музыка бесконечна и разнообразна. В музыке сотни жанров. Да и сам Филармонический оркестр предлагает в последние годы серии не только академической музыки. Я не изобретаю в данном случае велосипед, но, основываясь на своем опыте и идеях, предлагая новую концепцию.

 – То есть вы делает ставку не на определенного солиста, ни на знаменито исполнителя, а именно на концепцию?
– Именно так. Современное искусство концептуально. Почему же музыкальная сфера должна лежать вне этого? Что обычно происходит на концерте классической музыки? Исполняются 3-4 сочинения, между собой никак не связанных, разных эпох, разных композиторов. Какая связь между 5-й симфонией Бетховена и Скрипичным концертом Чайковского? Никакой! Это великие произведения, но их ничего не связывает. Мы же предлагаем продуманную и концептуально выстроенную программу, которая соединяет музыку, кино, безумства любви, ТАНАХ. Мы не только сумели найти во всем этом нечто общее, но и понять, как подать это в виде цикла концертов широкой публике.

– Почему первый концерт посвящен музыке к кино? Каков список ваших личных предпочтений? Не логичнее было бы начать «Трилогию+» с песен на тексты ТАНАХа? . Или вы большой любитель кино и уступили собственным привязанностям?
– Мы планировали начать этот цикл именно с концерта из произведений на танахические тексты. Но, по ряду причин первым стал концерт, посвященный музыке к кино. Тут я должен признаться: я действительно киноман, обожаю кино с детства, пересмотрел многие российские фильмы 50- и 60-х годов. Музыка к кино и, в особенности, песни к фильмам живут и существуют сами по себе. Есть настолько известные песни, что все уже позабыли тот факт, что изначально они были написаны для тех или иных фильмов. Кстати, еще раз подчеркну, что цикл «Трилогия+» – это, прежде всего, песни. Известные и любимые, самые великие песни киномузыки.

– А вы сами какую песню к кино больше любите и какой фильм?
– Я уже упоминал музыку Бернарда Херрманна – пожалуй, именно его музыку и его песни к кино я ценю и люблю больше других. Кстати, музыка Херрманна оказала влияние на многих композиторов и даже на «Beatles» («Eleanor Rigby»), и продолжает использоваться в современных фильмах, например в «Kill Bill» Квентина Тарантино. А мои любимые фильмы – это фильмы Хичкока «Психо», «Вертиго» («Головокружение») и «Марни». В фильмах Хичкока музыка играет огромную роль. Иногда она даже сильнее визуального ряда – на мой взгляд, разумеется.

 – Вы упоминали, что во время концерта на экран будут проецироваться отрывки из тех фильмов, музыка к которым включена в программу: всего 21 отрывок. Концерт обещает быть длинным…
– 2 часа 20 минут, включая антракт. Немало для израильских нетерпеливых зрителей, но мы надеемся на взаимный интерес и делаем все, чтобы превратить «Трилогию+» в разнообразное и впечатляющее действо.

 – Кто вместе с вами готовит эти концерты?
– Прежде всего, оркестр «Симфонетт Раананы», мой ансамбль «Полифония», хор «Бат Коль», Нурит Гальрон, Леонид Пташка. Даниэль Саломон. Я не случайно упомянул именно эти три имени: Даниэль Саломон – известный композитор, написавший немало музыки к израильским фильмам; Нурит Гальрон – прекрасная исполнительница песен; Леонид Пташка – замечательный интерпретатор и пианист, аранжирующий и киномузыку. Эти три исполнителя представляют три взгляда на киномузыку, хотя это далеко не полный список участников.

ATT00179 (Medium)

«Трилогия +» – программа из трех концертов, в которой классика сочетается и встречается на одной сцене с музыкой мира, джазом, музыкой кино, израильскими песнями. «Трилогия +» – это попытка создать программу для слушателей различных музыкальных пристрастий и вкусов, различных взглядов на музыку и восприятия классики и других жанров – как то музыка к кинофильмам, любовная лирика, вокальные произведения на танахические тексты.

Концерты с перерывом между ними в месяц пройдут в апреле, мае и июне 2016 года в Тель-Авивском «Гейхал ха-Тарбут».

Первая часть «Трилогии +» – концерт «Песни в кино» прошла 15 апреля, в пятницу, в 13:00.
В программу были включены песни из кинофильмов, ставших классикой жанра, в исполнении Нурит Гальрон, Керен Адар, Даниэля Саломона, Леонида Пташки, хора «Бат Коль», ансамбля «Джаз Пташка», ансамбля «Полифония». Прозвучит музыка из таких кинофильмов, как «Поющие под дождем», «Водолей», «Скрипач на крыше», «Бриолин» («Grease»), «Звуки музыки», «Полицейский Азулай», «Вестсайдская история» (West Side Story) и из многих других. Во время концерта будут демонстрироваться отрывки из кинофильмов.

Через месяц после первого концерта, в пятницу, 13 мая, также в 13:00, состоится второй концерт трилогии – «Безумства любви» при участии Мати Каспи, Рада Орбаха, Ясмин Леви, Миры Авад, Адар Атари и ансамбля «Полифония», которые исполнят лучшие израильские песни о любви и любовные арии из опер Верди, Пуччини, Оффенбаха и других.

16 июня, в четверг, в 21.00 в «Гейхал ха-Тарбут» Тель-Авива пройдет третий концерт – третья часть «Трилогии +» – «Поэзия ТАНАХа», в программе которого соединены танахические тексты, классическая и израильская музыка, традиционные напевы.

При участии Ахиноама Нини, Давида Даора, Марка Элияху, Светланы Сандлер, хора «Бат Коль» и ансамбля «Полифония». В этом концерте прозвучат молитвенные песнопения, пиюты, хор рабов из оперы «Набукко», арии из оперы «Самсон и Далила» и множество других произведений и молитв, в том числе и «Шма Исраэль», «Леха Доди» и «Адон ха-Слихот».

Интервью брала Маша Хинич. Все фото – Ави Вальдман

 

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top