fbpx
Интервью

Ицик Джули об «Олимпе» и любопытстве: «Фестиваль – это попытка узнать новое»

55-й фестиваль Израиля завершается в конце этой недели. Фестиваль очень необычный – и по подобранной программе и по организации, и главное, по привлечению множества молодых лиц – и зрителей, и участников – актеров, музыкантов, танцоров, создателей новых культуры. «Новая культура» – не слишком ли это смелое заявление? Об этом мы и разговариваем с Ициком Джули – художественным руководителем 55-го Фестиваля Израиля.

 

 – Ицик! Вы руководите Фестивалем второй год подряд и сумели, если не развернуть его на 180 градусов, то кардинально изменить ту тонкую субстанцию, что называется атмосферой, настроением, настроем фестиваля. Сумели привлечь новые лица и реализовать новые идеи. И договориться о показе на фестивале лучших мировых постановок, среди которых – замыкающий фестиваль громкий и более чем необычный, невиданный еще в наших краях спектакль «Гора Олимп» знаменитого бельгийца Яна Фабра.

 

– Я внес в программу Фестиваля то, что чувствую, постарался отразить те процессы, что происходят в современной культуре. Так что через всю программу Фестиваля красной нитью проходят определенные тенденции. Художники не могут равнодушно относиться к миру высоких технологий, подавляющему выражение человеческих эмоций. Внутри этого технологического пространства творцы поднимают вопрос о необходимости заново исследовать экспрессивно-выразительную, эмоциональную, инстинктивную зону. Они смело идут до конца, стремясь встряхнуть наше сознание путем размывания границы между разумом и чувствами. И используют для этого всевозможные выразительные средства – кино, театр, дизайн, движение, а иногда и полное обнажение. Так они разделяют с публикой разрушающее все границы тотальные впечатления и увлекают зрителей за собой – в мир эмоций и магии, в мир театра и музыки.

 

– Мне – как зрителю – очень польстил лозунг фестиваля: слово «сейчас» на всех языках – на иврите, английском, арабском, русском… Это «сейчас» просто тянет, даже заставляет прийти в зрительный зал. Фестиваль Израиля – место для любопытных, для тех, кто пытается найти что-то новее, узнать новое?

– Живое искусство происходит здесь и сейчас. Его сила, по существу, в том, что оно создает эффект присутствия зрителя, работает в реальном времени, онлайн. Сцена становится настоящим местом происшествия – нового, неведомого, и поэтому сразу вовлекает зрителя, заставляет подключиться к действию. В основе представления заложена интеракция сторон. Поэтому «сейчас» на сцене и «сейчас» для публики сливаются воедино. Фестиваль отражает изменение культурного пейзажа у нас в стране, и, вместе с тем, предлагает зрителям самые новые, еще не виданные ранее спектакли и балеты из-за рубежа. Фестиваль поворачивается лицом к молодым, к новым вещам, к новой культуре, к технологиям и интеракции, сохраняя при этом все свои достижения и традиции, но преподнося их в обновленном ключе. Иные интерпретации, современный театр, десятки сценических площадок в закрытых залах и под открытым небом; концерты классической музыки, концерт колоколов, легкая классика для детей; сотрудничество с академий «Бецалель», новый оркестр Zappa, 25 лет клубу «Желтая подлодка», африканский хэппенинг и культовые танцы из Италии, этнография, антропология и субкультура; раскрытие тайн театрального процесса.
– Помимо сумасшедшей организационной логистики, что занимало ваше время больше всего в период подготовки фестиваля?

– Пожалуй, я просто наслаждался тем, что могу назвать «приключениеми в культуре», поисками качественных авангардных зрелищ во всех областях – от классической музыки до балета. Авангард – это то, чего нельзя увидеть обычно в течение года, в рамках много лет существующих абонементных циклов и серий.
Itzik JUly - 19-04-2016-Jaffo (10) (Medium) - photo Elena Zapasskaya

Довольно сложно дать точное определение того, чем занимается Ицик Джули. Он – человек мира. Драматург, публицист, сценарист, актер, лектор, руководитель и инициатор фестивалей, культерегер. Мальчик, родившейся в бараках-«мааборот», живший до 9 лет в однокомнатном доме со всей семьей (его отец – – выходец из Египта, мать из Ливии), и в 14 лет решивший заняться театром. «Я каждый день ездил двумя автобусами по два с половиной часа из Лода в Тель-Авив в школу «Тельма Елин». Остановить меня было невозможно. Родители не возражали ни секунды. У нас в доме всегда звучала музыка, всегда любили искусство». После театральной школы была служба в театре ЦАХАЛа, затем Ицик Джули уехал в Нью-Йорк, учился там в двух театральных институтах, много писал. Его кредо – это поиски нового в культуре. Он – культрегер новой формации: не только пишет и рассуждает об увиденном и прочитанном, но сам творит то, что можно увидеть и прочитать, вовлекая всех, кто того захочет, в творческий процесс. В пейзаж израильской культуры он привносит то, чего здесь раньше не видели, может только слышали.

Ицик Джули основал вместе с хореографом и балериной Ясмин Годер танцевальный ансамбль и действовавшую восемь лет школу межжанрового творчества «Маноа хипус» – «Мотор поиска». Фестивалем Израиля Джули руководит второй год подряд и третий – балетным тель-авивским фестивалем «Занавес подымается».

Ицик Джули ищет приключения на культурной ниве и находит их – от того, что вынужден реагировать на попытки религиозных партий запретить «обнаженный» балет до того, что смог договориться о показе в Иерусалиме в рамках фестиваля знаменитейшего спектакля бельгийца Яна Фабра «Гора Олимп», который идет 24 часа без перерыва.

 

– Вашу деятельность вы сами характеризуете как «живое искусство», Live Art.

– Искусство постоянно должно себя обновлять. Прежние механизмы подачи искусства аудитории, связи с публикой устаревают, и потому мы все время ищем для фестивалей и конечно для Фестиваля Израиля, что-то новое, Я считаю, что очень важно показать публике весь сценический процесс, закулисье, межжанровость и потому многие спектакли и музыкальные программы для Фестиваля Израиля мы отбирали именно по этому принципу. Я считаю, что определенный набор сюжетов все уже видели, круг эмоций всем знаком, и потому решил приобщить зрителей к самому процессу творчества, к тому, как за кулисами рождается то или иное произведение, сколько труда вкладывается в музыкальные проекты, балеты и драмы.
Itzik JUly - 19-04-2016-Jaffo (11) (Medium) - photo Elena Zapasskaya

 – Судя по программе 55-го Фестиваля Израиля, вас интересует не только визуальность, внешняя сторона дела, но и философия, политика, социальная подоплека и общественный интерес всего того, что представлено в Иерусалиме в эти дни.

– Конечно! Современное искусство должно «будить», но не раздражать. Именно поэтому я надеюсь, что программой Фестиваля мы пробудили интерес к сопредельным жанрам и зарубежным постановкам, к иному, непривычному творчеству, не известному вовсе или мало известному в Израиле. При этом, как вы знаете, в программе Фестиваля присутствуют и традиционные вещи – камерная классическая музыка или спектакли для детей, но мы всё пытаемся подать по-новому. Казалось бы, что может быть более знакомым и привычным чем «Петя и волк» Прокофьева, но в рамках Фестиваля эту Симфоническую сказку исполняет Иерусалимский Уличный оркестр (состоящий из молодых выпускников Академии) в Библейском зоопарке прямо на лужайке рядом с прудом. В выступлениях молодого оркестра «Дворец во времени» переплетаются инструментальная классика, современный стиль инди и электронная музыка. Произведение, которое прозвучало на Фестивале Израиля, – это сочетание перформанса, видео и аудио. Оно родилось под влиянием основополагающей книги раввина Авраама Иегошуа Гешеля «Шаббат». Или джаз! Мы запустили по городу «джазовый» автобус, который приезжает в различные квартальные центры и превращается в открытую сцену, на которой проходят бесплатные концерты.

Мне не хотелось бы что-то кому-то доказывать обновленной и необычной программой Фестиваля. Я хочу не доказывать, а показывать…

 

 – Мне очень импонирует в рамках Фестиваля Израиля программа седьмого мини-фестиваля сценических искусств под руководством талантливой писательницы и режиссера Ори Эгоз, которая представила шесть новых монодрам по адаптированным для сцены произведениям израильской и зарубежной литературы. В этой художественной мозаике переплелись типично израильские, индивидуальные и универсальные переживания…

– Эта серия спектаклей фринджа, в которых принимают участие израильские молодые режиссеры и актеры. Для этих спектаклей также характерны мультижанровость и мультимедийность – то, что, на мой взгляд, стало общим для всего современного искусства, хотя многие темы этих спектаклей – «исторические», как, к примеру, спектакль «Исполины» – трилогия о трех израильтянах: Менахеме Бегине, вымышленном дзюдоисте и Бар Рафаэли, которые со стороны смотрят на свое государство. Билеты на «Исполины» были раскуплены мгновенно.

 

 – Новые формы не предполагают отсутствие интереса к старым темам? Ваше кредо, скорее всего – связи между старым и новым, новые этапы развития

– Словом «старым» я предпочитаю не пользоваться. Есть вещи знакомые и незнакомые, есть привычный и непривычный подход, есть консерватизм и жажда нового. Неоклассицизм и модерн также не сразу стали знакомы публике, это заняло время, как и признание Ван Гога или Энди Уорхолла. Именно поэтому я считаю, что фестиваль должен знакомить с новым, а не возвращаться к привычному и прежнему. Я даже предлагаю считать три недели Фестиваля Израиля дополнительным сценическим сезоном. В течение года мы можем каждый день ходит в театр или на балет, но ничего подобного тому, что включено в программу Фестиваля Израиля не увидим. Но при этом надо знать, что происходит в культурной области у нас в стране, чтобы понять, почему программа составлена именно таким образом. Я веру в нашу публику и в зрителей – в то, что они готовы отправиться в приключения за новыми зрелищами

Itzik JUly - 19-04-2016-Jaffo (14) (Medium) - photo Elena Zapasskaya

 – Ведь публика – это часть искусства…

– Искусство – это нечто объединяющее. Сотни незнакомых людей собираются вместе, чтобы что-то увидеть. И при этом в искусстве должны быть элементы неожиданности, неизведанности, загадочности. Я не пытаюсь эпатировать или раздражать публику. Раздражать – это свойство подростков. Мы же предложили глубокое, универсальное, дерзкое переживание в течение трех недель, никого не воспитывая, а расширяя горизонты, окрашивая их в иные цвета. У нас есть некое преимущество – концентрация всего нового и замечательного в течение этих 3 недель. Над сказать, что еще до Фестиваля, мы искали свою публику – я выступал с лекциями в университетах, школах и колледжах, в музеях, рассказывал о том, что будет в Иерусалиме, о принципах составления программы и ее участниках.

 

– Вы приглашаете на фестиваль тех, кто уже себя доказал?

– Да – потому что я не хочу разочаровать зрителей новым. Все проверено, на всех зарубежных постановках есть знак качества. А вот многие израильские спектакли – премьерные, но я глубоко связан с израильской культурой, и хорошо знаю и люблю ее.

Я считаю, что публика не должна бояться – ведь у зрителей тоже есть талант, талант воспринимать новое, а любопытство должно быть удовлетворено.

 

******

 

Гора Олимп – Слава культу трагедии. 24 часа уникальных театральных впечатлений

Ян Фабр (Бельгия)

09.06.2016, четверг – 17:00

Продолжительность: 24 часов (в течение всего представления можно свободно входить и выходить из зала).

Театрон Иерушалаим – зал «Шеровер», лобби и другие помещения

 

Бельгийский режиссер Ян Фабр и 27 его актеров опровергают все существующие правила и приглашают вас посмотреть уникальный спектакль-перформанс-марафон: группа дерзких исполнителей будет танцевать, страдать, изнемогать, любить, спать и мечтать на театральной сцене, населенной героями греческих трагедий. Подобно происходящему на культовых ритуалах в честь Дионисау подножия Акрополя, театр на целые сутки вернется к своей основной функции и создаст для публики изолированный мир, где время изгибается и разливается.

“Гора Олимп” увлечет зрителей в сумеречную зону между фантазией и реальностью на встречу с главными персонажами греческой мифологии: Антигоной, Эдипом, Одиссеем и другими, чьи истории рассказаны здесь мощно и безжалостно. Мифы “Горы Олимп” не имеют ничего общего с тем, что мы привыкли видеть на сцене современного театра. Нам показывают их прямо, дерзко, обнаженно, включая самые темные стороны. Вражда, месть, прелюбодеяние, изнасилование, убийство, измена и войны – такими тропами греческая трагедия прокладывает зрителю долгожданный путь к катарсису. И Фабр не только не устилает их розами, а напротив, многократно накаляет страсти, придавая театральному действу особую важность как “месту для заживления ран”.

Szene im Rahmen der Theaterprobe zur Theater- und Tanzproduktion " Mount Olympus " , einer 24 stündigen Performance des Künstlers und Theatermachers Jan Fabre mit seiner Company Troubleyn für das Theaterfestival "Foreign affairs" auf der Bühne des Festspielhaus Berlin in Berlin am Montag, 22.06.2015

Szene im Rahmen der Theaterprobe zur Theater- und Tanzproduktion ” Mount Olympus ” , einer 24 stündigen Performance des Künstlers und Theatermachers Jan Fabre mit seiner Company Troubleyn für das Theaterfestival “Foreign affairs” auf der Bühne des Festspielhaus Berlin in Berlin am Montag, 22.06.2015

Szene im Rahmen der Theaterprobe zur Theater- und Tanzproduktion " Mount Olympus " , einer 24 stündigen Performance des Künstlers und Theatermachers Jan Fabre mit seiner Company Troubleyn für das Theaterfestival "Foreign affairs" auf der Bühne des Festspielhaus Berlin in Berlin am Montag, 22.06.2015

Szene im Rahmen der Theaterprobe zur Theater- und Tanzproduktion ” Mount Olympus ” , einer 24 stündigen Performance des Künstlers und Theatermachers Jan Fabre mit seiner Company Troubleyn für das Theaterfestival “Foreign affairs” auf der Bühne des Festspielhaus Berlin in Berlin am Montag, 22.06.2015

Szene im Rahmen der Theaterprobe zur Theater- und Tanzproduktion " Mount Olympus " , einer 24 stündigen Performance des Künstlers und Theatermachers Jan Fabre mit seiner Company Troubleyn für das Theaterfestival "Foreign affairs" auf der Bühne des Festspielhaus Berlin in Berlin am Montag, 22.06.2015

Szene im Rahmen der Theaterprobe zur Theater- und Tanzproduktion ” Mount Olympus ” , einer 24 stündigen Performance des Künstlers und Theatermachers Jan Fabre mit seiner Company Troubleyn für das Theaterfestival “Foreign affairs” auf der Bühne des Festspielhaus Berlin in Berlin am Montag, 22.06.2015

Szene im Rahmen der Theaterprobe zur Theater- und Tanzproduktion " Mount Olympus " , einer 24 stündigen Performance des Künstlers und Theatermachers Jan Fabre mit seiner Company Troubleyn für das Theaterfestival "Foreign affairs" auf der Bühne des Festspielhaus Berlin in Berlin am Montag, 22.06.2015

Szene im Rahmen der Theaterprobe zur Theater- und Tanzproduktion ” Mount Olympus ” , einer 24 stündigen Performance des Künstlers und Theatermachers Jan Fabre mit seiner Company Troubleyn für das Theaterfestival “Foreign affairs” auf der Bühne des Festspielhaus Berlin in Berlin am Montag, 22.06.2015

Ян Фабр – один из ведущих деятелей искусства и представителей театрального мира 30 последних лет. Интенсивная работа над постановкой “Горы Олимп” велась целый год. Четыре поколения актеров сменили друг друга на “Горе Олимп” – от тех, кто начинали вместе с Фабром, и до новых дарований.

Эта смелая монументальная работа получила высокое признание публики и критиков. А сам Фабр считает, что ему удалось в полной мере донести до зрителя свое художественное видение и использовать знания, накопленные за все годы творчества. На премьере “Горы Олимп” на берлинском международном фестивале искусств в конце 24-часового просмотра зрители более получаса аплодировали стоя.

Когда долгий и сложный процесс подготовки спектакля завершится, зрители фестиваля Израиля с волнением встретят “Гору Олимп”. Специально для этого случая «Театрон Иерушалаим» на 24 часа изменит свой вид. В разных театральных помещениях появятся зоны отдыха, места для кулуарных встреч, площадки для разминки, прилавки с едой и напитками. Чтобы все, кто поднимется на Олимп, могли жить, спать, мечтать и возвращаться в реальность вместе с театром Яна Фабра.

Сайт фестиваля – http://www.israelfestival.org.il

Сайт Фестиваля Израиля на русском языке — http://israelfestival.org/ru/

Канал Фестиваля в YouTube:https://www.youtube.com/channel/UCzA8Zw0nOJgVeXBQXe84ebA/featured

Страница бесплатных мероприятий в фэйсбуке – на этой странице можно записаться на бесплатные экскурсии в рамках фестиваля Израиля
https://www.facebook.com/events/107230616363421/

Страница Фестиваля Израиля в фэйсбуке — https://www.facebook.com/israel.festival/

 

Маша Хинич. Фотографии – © Елена Запасская. Фотографии из спектакля «Гора Олимп» (© Wonge Bergmann) предоставлены пресс-отделом Фестиваля Израиля

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com