fbpx
Tel Aviv Global

Интервью с Псоем. Как будет 50 обратно

В необычном формате пройдут новые гастроли Псоя Короленко в Израиле с 29 апреля по 5 мая. Это и сольные выступления под названием “Любимые песни теологов” и специальное большое событие в Тель Авиве – “Как будет 50 обратно”, где поющий филолог выступит не только соло, но и вместе с израильскими музыкантами. Мы поговорили с Псоем Короленко об игре слов и смыслов и о том, что нового и старого прозвучит в программах в Тель-Авиве, Хайфе, Иерусалиме и Бэер-Шеве.

Псой Короленко — знаменитый поющий филолог — вновь приезжает с гастролями. На этот раз молодежный акын и бродячий ученый привозит сразу две новые музыкальные программы: одна из них называется «Любимые песни теологов», а другая — «Как будет 50 обратно?».

Псой Короленко неутомим в поиске новых форм своего песенного творчества, он продолжает удивлять даже свою преданную армию поклонников. В сольную программу «Любимые песни теологов» войдут и ранние, и совсем свежие, по сути, старинные и современные композиции. Часть из них — переводные, часть — оригинальные. Эти песни поются на идише, иврите, французском, английском, русском и португальском. С ловкостью циркового атлета Псой играет не только с языками, но со смыслами, словами, слогами, жанрами и музыкальными стилями. Следить за этим процессом чрезвычайно увлекательно и весело, а все концерты, даже, казалось бы, с одинаковой программой, неповторимы. В ироничном духе, свойственном Короленко, он предупреждает, что песни будут звучать не только умные, но и глупые, не только смешные, но и серьезные; а еще — песни, о нормальности которых, можно долго спорить с автором. Стоит отметить, что Псою Короленко — постоянно странствующему между США, Россией и другими странами, включая Израиль — с первых же выступлений, где бы он ни находился, удавалось собирать вокруг себя многочисленных слушателей, которые хорошо знают его разнообразный репертуар. А это значит, что бисы точно будут!

Псой Короленко. Фото: Юлия Кабакова. Предоставлено организаторами гастролей

Псой Короленко. Фото: Юлия Кабакова. Предоставлено организаторами гастролей

Второе грандиозное концертное событие, названное Псоем Короленко «Как будет 50 обратно?» — это исключительной важности вечер. Во-первых, именно в Израиле Псою Галактионовичу стукнет 50, и этот круглый факт он будет отмечать в клубе «ха-Эйзор» 29 апреля. Во-вторых, в течение многих лет (фактически, с 2005 года, когда он в первый свой израильский приезд также встретил здесь свой день рождения) Псой не просто приезжал с гастролями в Израиль, но и активно приглашал в свои проекты израильских музыкантов, которые теперь, в лучших традициях юбилейных торжеств, выступят на коллективном празднике. Это Игорь Крутоголов — композитор и музыкант, лидер группы «Крузенштерн и Пароход», с которым Псой разрабатывает новый экспериментальный жанр ПППП — Песенно-Поэтический Полу-Перформанс; это хорошо всем знакомая группа «Oy Division», с которой Короленко не только выпустил один из своих самых любимых альбомов «Дикунт», но и совместно с которой записал программу «Унтернационал», песни из которой Псой до сих пор исполняет на совместных концертах с Дэниэлем Каном. Но и это еще не все! В честь юбиляра независимый лейбл «Auris Media» выпускает новый диск, который в прошлом году создала интернациональная команда музыкантов — Psoy & The Israelifts. The Israelifts — это соавтор композиций, певец и музыкант Гершон Лейзерсон (группа «Ой Дивижн»), нью-йоркский барабанщик Кит Абрамс (группа «Kayo Dot»), трубач Эли Премингер (группа «Марш Дондурма») и удист/гитарист Янив Тайхман (работавший с несчетным количеством мухыкантов, среди которых Хава Альберштейн, Мош Бен Ари, Мири Месика и многие другие). Альбом представляет собой не просто сборник старых песен на идише, русском и польском языках, музыка к которым была создана и записана этим коллективом, а именно сборник солдатских песен времен Первой Мировой Войны. Но самое главное в этом новом проекте то, что старинные тексты были переосмыслены и аранжированы в совершенно неожиданном музыкальном ключе. Можно сказать, что по музыке этот альбом настолько же нехарактерен для всего предыдущего творчества Псоя Короленко, насколько нехарактерен тот факт, что вечно молодой акын входит теперь в серьезный возраст, который в Японии считается истинным совершеннолетием.

А вы как думаете, Как будет пятьдесят обратно? Приходите 29 апреля в тель-авивский клуб «ха-Эйзор» и расскажите об этом Псою Короленко. Ну а если вы и сами не знаете, то ответ на этот и многие другие жизненно важные вопросы мы, наверняка, услышим в этот вечер со сцены и даже вне её.

А вот и интервью

29 апреля ты представляешь в тель-авивском клубе а-Эйзор свой новый альбом “Конь, пес, солдат и проститутка”. Как появилось такое название диска и какие песни в него вошли?

С точки зрения содержания, песни с этого альбома интересны тем, что они солдатские, но не про войну. Точнее, про войну, про непосредственные задачи солдата там есть как раз в минимальной степени. Указания на такие его дела имеются, но только в паре песен, периферийно. Зато тут есть образы женские, образы природы, фольклорные образы животных, в том числе, действительно, коня и собаки. Получается, что это песни о жизни и смерти, о любви и страстях, которые солдат разделяет, может быть, даже и с собакой, и с конем, и с природой, и с космосом. Война может быть частью, одной из этих страстей, которую тоже солдат разделяет со всеми военными, но и c гражданскими тоже.

 

Этот песенный цикл так же интересно сложился, как и мой предыдущий проект с Гершоном Лейзерсоном и его группой “Ой Дивижн” – “Дикунт”. Так работает судьба: началось с довольно хаотичного, сумбурного, неизвестно куда ведущего совместного исполнения разных песен, которое впоследствии оказалось в высшей степени логичным музыкально-поэтическим циклом, вплоть до впечатления некой промыслительности этого события. История с циклом солдатских песен была такая же. В итоге получилась даже своего рода сюита – “Конь, пес, солдат и проститутка”. Почему именно эти персонажи? Оказалось, что почти во всех песнях они есть, или некоторые из них. Это удивительно символичное совпадение, объясняющее суть и пафос подобной поэзии. Все вошедшие в альбом песни – народные песни, но есть и написанные на стихи еврейских поэтов, таких как Ицик Мангер, откуда, собственно, и появился образ проститутки – из его “Баллады о гусаре и проститутке». Вкратце, в ней идет речь о гусаре, который приводит домой проститутку, а это оказывается его сестра, и узнав об этом, он отрубает ей голову, и отрубленная голова говорит: “Спасибо тебе, гусар!”. Сегодня это звучит как идиотская, сексистская песня, но для автора это была красивая баллада, видимо, чем-то похожая на Murder Ballads Ника Кейва, такая еврейская готика. А авторские мелодии к большинству песен альбома сочинил Гершон Лейзерсон, аранжированы они были новой музыкальной командой, которая появилась так же стихийно, как и весь цикл.

 

В записи диска участвовал не только Гершон, но и трубач Эли Премингер, и мультиинструменталист Янив Тайхман, сыгравший на альбоме на уде и электрогитаре, и американский барабанщик Кит Абрамс, и даже Игорь Крутоголов приложил свою руку. Почему вы назвали этот спонтанно собранный международный коллектив Israelifts?

Название похоже на лифт, на котором мы часто катались в дни записи альбома, в дни наших совместных гастролей в богохранимом городе Тель-Авиве – одной из культурных столиц вашей замечательной страны. В названии также есть понятие подъема, которое важно для всех нас. It so very uplifting – духоподъемно – it lifted me up! Я надеюсь, что таким же подъемом, таким же вдохновляющим опытом будет и мой приезд в Израиль для презентации этого диска. “Душа упала, чтобы подняться” – говорится во всегда современном нигуне, не потерявшем своей актуальности со времен фильма “Диббук”. И алия – ведь это не только переезд на постоянное место жительства в Израиль! Каждое вдохновение! И то, когда Архимед закричал “Эврика!” и открыл свой закон – это был “лифт”! И такой же “лифт” будет у нас.

Псой Короленко. Предоставлено организаторами гастролей

Как появилась в вашем творчестве тема еврейских солдат и их песен?

Мы давно размышляли о необходимости работы с песнями мировых войн, написанных на идише, ведь это часть нашей культурной рефлексии на тему войны и мира в еврейском фольклоре, в еврейской памяти, в еврейской устной истории XX века. И данный альбом для меня является как бы двоюродным братом нашего совместного проекта с Анной Штерншис, профессором Торонтского Университета (у проекта много названий, одно из них – “Yiddish Glory”). Там речь идет о любительских песнях на идише, написанных евреями во время Второй мировой войны, в них представлен голос солдат Красной Армии, а также тех, кто был в эвакуации и на оккупированных территориях. Эти песни – часть архива “Кабинета еврейской пролетарской культуры”, который находится в рукописном отделе библиотеки Вернадского в Киеве и долго считался утерянным. В этих песнях роль нарратива от лица воюющего солдата является очень важной и ценной частью репертуара. Возможно, у меня в дальнейшем будут и другие проекты на эту же тему. Мне кажется, что сейчас это некий общекультурный процесс: люди думают об этом, осмысляют…

Кстати, презентация альбома в Тель-Авиве пройдет во время мероприятия, которое называется “Как будет 50 обратно”. Опишите подробнее, что ждет зрителей на этом сборном концерте, который назван юбилейным. Откуда взялось такое название?

“Как будет 50 обратно?” – это дословно вопрос, который мне задали во время собеседования в школе № 29. Под таким номером она числилась в 1974 году, когда мне было 7 лет и я в нее поступал. Фактически, вопрос стал тем самым “чеховским ружьем”, которое должно было выстрелить. Когда меня спросили: “Как будет 50 обратно”, то я понял вопрос буквально и сказал, что это 05 (оказывается, правильный ответ был – 49, 48, 47 и так далее!). Некоторые люди еще говорят “тяседьтяп”, но таких единицы. И я хочу сказать, что мой ответ был тогда признан хоть и не правильным, но очаровательным, и меня за это взяли в первый класс. А “чеховское ружье” заключается в том, что коль скоро в 1974 году мне было 7 лет, то в школьном вопросе содержалась подсказка о том, сколько лет мне исполнится 26 апреля 2017 года. Это как раз и будет 50. Программу я назвал в честь этого вопроса, попробуем все вместе выяснить, как будет 50 обратно. Мне придется найти свой ответ на оставшуюся часть жизни. Приходит время считать обратно.

В этот вечер ты будешь отвечать на этот вопрос не только с The Israelifts, но еще и с Игорем Крутоголовым, с группой Oy Division, и сыграешь сольное отделение под названием “Любимые песни теологов”. Это твоя новая программа?

Однажды я писал текст на бардовскую тему и, работая с источниками, с мемуаристикой, биографиями, случайно прочитал слово “геолог” как “теолог”. Там говорилось о каком-то барде-теологе, а оказалось, что он был геологом. Я задумался над этой ошибкой, напоминающей знаменитые “смазочные” – они же “сказочные” – материалы из анекдотов про Маяковского, записанных Ильфом, и многие другие ошибки. Например, я в Лос-Анджелесе однажды прочитал вывеску “Gentle Dentistry”   как “Gentile Dentistry”. А можно было еще прочитать как “Genital Dentistry” и придумать сюжет, как три такие кабинета работают по соседству. В подобных опечатках, в случайных, нечаянных прочтениях, много креативного потенциала. Именно так и появилось название “Любимые песни теологов”. Впрочем, геологи тоже любят все эти песни, поскольку они открываются своими разными сторонами и геологам, и теологам, и физикам, и лирикам, и всем остальным людям и другим существам (многие песни любят даже животные!). И все это прозвучит на концерте.

Эта же программа будет исполняться в Хайфе, Иерусалиме и Бэер-Шеве? Чем будут отличаться концерты в других городах?

Она будет больше по объему в других городах. В Тель-Авиве будет показана только часть программы, тут я постараюсь сосредоточиться на самых новых песнях или на песнях, в которых произошли какие-то изменения – например, появились переводы. В Хайфе, Иерусалиме и Бэер-Шеве прозвучит полный вариант этой программы, где будут в достаточном количестве и старые, уже полюбившиеся всем песни, и новые, и новые версии старых.

Последний вопрос: кого ты ждешь на свои концерты – геологов или теологов?

Я жду спелеологов! От слова “spell” или “шпил”, если говорить на идише. И чтобы потом я смог сказать, что я все это спел, и чтобы был правильный спеллинг. Вот поэтому я жду спелеологов, которые смогут все научно и просто по-человечески оценить.

С Псоем Короленко беседовал Леонид Гномик

29 апреля чествуем Псоя Короленко на микро-сольниках Psoy Korolenko – concerts in Israel, April-May 2017 и макро-юбилейном концерте в Тель-Авиве Psoy, The Israelifts, Oy Division – CD release party! Psoy-50!;

Solo concerts:
1/5 – Ber Sheva, Bar 7
https://www.facebook.com/events/396461854063079
2/5 – Haifa, Rodeo
https://www.facebook.com/events/632198546979711/
3/5 – Jerusalem, Besarabia
https://www.facebook.com/events/1916087808637568/

80 shekels in advance / 100 door
+
29/4 – Tel-Aviv, The Zone – new CD release concert
Psoy solo, Psoy & The Israelifts, Psoy + Krutogolov, Psoy + Oy Division!
https://www.facebook.com/events/1743679262629062/
90 shekels in advance / 100 at the door

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top