fbpx
Встречи и лекции

«Манга Хокусая – два автора»

Верхняя иллюстрация – разворот Манга Хокусая с рисунками героев и мифологических существа из китайской и японской древности

Лекция японоведа Евгения Штейнера о его книге «Манга Хокусая: Энциклопедия старой японской жизни в картинках» и не только об этом…

Впервые в Хайфе  – лекция на русском языке известного японоведа, искусствоведа и публициста Евгения Штейнера. Встреча с Евгением Штейнером пройдет 15 февраля, в четверг, в 19:00 в Музее японского искусства имени Феликса Тикотина в Хайфе.

Евгений Штейнер – специалист по японскому искусству, канди­дат филологических наук (1985, Институт востоковедения АН), доктор искусствоведения (2002, Институт культурологии). Работал в ГМИИ им. Пушкина, в издательстве «Ис­кусство», с конца 1980-х преподает и занимается исследовательской работой в университетах Москвы, Иерусали­ма, Тель-Авива, Токио, Йокогамы, Нью-Йорка, Манчестера и Лондона. С 2012 г. – про­фессор Школы востоковедения Высшей школы экономики, где ведет курсы по японскому искусству, литературе и религии.

Изучением «Манга Хокусая» Штейнер занимается с середины 2000-х. В это время был ассоциированным исследователем Ин­ститута по изучению японского искусства Сэйнсбери (Норич), членом Исследовательского форума Института Курто в Лондоне и профессором-исследователем Центра по изучению Японии при Школе востоковедения и африкани­стики (SOAS) Лондонского университета.

Многие называют «Манга Хокусая» пра-мангой — прародительницей художественного направления в японском искусстве, оказавшей немалое влияние на европейский импрессионизм. Русское издание – это первая, полная и детально исследованная, переведенная и прокомментированная публикация «Манга Хокусая». Подобных изданий в мире не существует. Издание состоит из 4 книг. В лекции речь пойдет о том, как самый знаменитый художник Японии Кацусика Хокусай построил свою мангу и нарисовал для нее около 4000 сюжетов и мотивов, и что в ней можно увидеть. А увидеть в ней можно всё: от богов и героев китайской и японской древности, до народных обычаев и религиозных обрядов, красавиц и привидений, растений и животных, видов звездного неба и взглядов того времени на секс и эротику.

Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. Из коллекции музея Тикотина

Хокусай (北斎 1760—1849) — самый, в глазах многих, главный японский художник. На протяжении жизни он рисовал и выпускал в свет альбомы гравированных рисунков, которые называл «манга» – «разные, причудливые, всевозможные, затейливые картинки». Бытует мнение, что именно манга Хокусая стала предтечей современной манга — рисованных комиксов и романов в картинках, выделившихся в отдельную колоссальную культуру с миллионами поклонников и многомиллиардным оборотом. От Хокусая современная манга ушла в сторону масскультуры, что не исключает наличие в ней талантливых авторов и серьезных тем. Тем интереснее пристально посмотреть на манга 19 века. В пятнадцати выпусках с четырьмя тысячами образов и с сотнями мотивов на девятистах страницах Хокусай создал энциклопедию старой Японии в картинках.

Хокусаева манга имеет едва ли не сакральный статус у знатоков и любителей японского искусства, но внимательно, от начала и до конца, ее никто толком не изучал. И при пристальном внимании оказывается, что этот, казалось бы, хорошо известный текст задает больше вопросов, чем имеет готовых ответов. Иными словами, «Манга Хокусая» — это культовое название, но что за ним стоит?

Единственным специалистом, которому удалось собрать воедино многолетние труды Хокусая и его последователей, стал искусствовед и востоковед Евгений Штейнер, который работал во многих университетах мира, а сейчас преподает в Высшей Школой Экономики в Москве и в Школе Востоковедения и африканистики в Лондоне. «Я всегда искал ответ на вопрос: «Что здесь нарисовано? Как Хокусаю удалось объединить все разнообразное содержание в складное целое?»  и, вникая в рисунки художника и композицию выпусков «Манги», начинал находить ответы.

Результатом почти шестилетней работы стал четырехтомник «Манга Хокусая: Энциклопедия старой японской жизни в картинках», который является первой в мире полной и детально прокомментированной публикацией «Манга» со всеми переводами со старояпонского из оригинального издания. Подобных изданий (по полноте иллюстраций и комментариев) в мире не существует. Все четыре книги помещены под дизайнерский переплет, стилизованный под аутентичную дальневосточную книгу. Переплет делался и теснился вручную, вручную также ставилась и киноварная печать Хокусая.
Сайт, посвященный изданию книги Евгения Штейнера  «Манга Хокусая: Энциклопедия старой японской жизни в картинках» – http://manga.pvost.org/

Встреча с Евгением Штейнером, как уже было сказано, пройдет в четверг, 15 февраля, в музее японского искусства имени Феликса Тикотина в Хайфе. Начало – в 19:00. Вход – 35 шекелей. Перед лекцией пройдет экскурсия по новой выставке в музее «Син-Ханга» до официального открытия. Начало экскурсии – в 18:30.

Регистрация и заказ билетов на сайте музея www.tmja.org.il и по телефону 04-8383554

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top