Владимир Мак (первоначально опубликовано в приложени “Нон-Стоп” к газете “Вести в четверг 3 августа 2017 года)
Двадцать лет назад, 3 июня 1997 года, пианист Михаил Аркадьев впервые вышел на иерусалимскую сцену. Было это на «Фестивале Израиля», а его партнером был Дмитрий Хворостовский. В то время прославленный певец уже покорил все возможные оперные вершины, но продолжал развиваться, как серьезный музыкант, уделяя большое внимание ораториальной и, особенно, камерной музыке. Когда мы с Дмитрием гуляли по Иерусалиму (мне довелось быть его экскурсоводом), он сказал: «Завтра приедет мой партнер, пианист Миша Аркадьев. Это самый образованный человек на свете и абсолютно потрясающий музыкант, научивший меня очень многому». В интервью, которое Хворостовский дал для газеты “Вести”, он отметил: «Большинство камерных концертов проходит с пианистом Михаилом Аркадьевым, с которым у нас абсолютно идентичные взгляды на искусство и, абсолютно, на мой взгляд, идеальный ансамбль». Спустя несколько дней у меня и у тех, кто был в тот вечер в «Театрон Иерушалаим», была счастливая возможность в этом убедиться. Чайковский, Малер и Свиридов в исполнении дуэта стали одним из главных событий «Фестиваля Израиля», а для многих – одним из сильнейших музыкальных впечатлений в жизни. Добавлю, что цикл Свиридова «Отчалившая Русь» звучал еще при жизни композитора, последние вокальные опусы которого открыли миру Хворостовский и Аркадьев.
За 20 лет утекло немало воды. После 13 лет сотрудничества певец и пианист расстались. Аркадьев после 2003 года стал больше времени уделять сольному фортепьяно – исполнительству и педагогике, композиции и увлекся дирижированием. Здесь я хочу отметить несколько важных фактов его биографии. Несмотря на солидную музыкальную генетику (прадед – кантор Московской синагоги, дед – скрипач оркестра Большого театра), Михаил только в 13 лет стал заниматься музыкой. Сначала самостоятельно, потом – с легендарной Артоболевской, воспитавшей Тамаркину, Наседкина, Любимова… В 16 лет Аркадьев поступает в училище при Московской консерватории в класс к ученику Игумнова Якову Мильштейну и там же начинает серьезно заниматься теорией музыки с Юрием Холоповым. Среди педагогов Аркадьева – дирижеры Нельсон, Симонов и Эрмлер, композиторы Леденев и Шнитке. С Альфредом Гариевичем Михаил не занимался регулярно, но несколько встреч и консультаций оказали на музыканта большое влияние.
Сегодня, я думаю, Аркадьев – один из самых разносторонних музыкантов в мире, добившийся значительных успехов на всех поприщах. О его успехах в камерном ансамбле мы уже сказали. Аркадьев – пианист, обладающий совершенной техникой и композиторским подходом к интерпретации. Его Бах или Шопен абсолютно самобытны, и их трудно сравнивать с другими, даже великими интерпретациями. Аркадьева дирижера я не слышал, но полагаюсь на высокое мнение компетентных коллег. Аркадьев – интересный композитор, он пишет в разных жанрах – для фортепьяно, камерных ансамблей, оркестра… Аркадьев – серьезный теоретик, исследующий музыку Баха, Свиридова (с которым общался все последние годы его жизни), новоевропейскую музыку. Аркадьев – философ, создавший концепцию «Лингвистической катастрофы». Наконец. Аркадьев – образец честного гражданина, члена «Солидарности», подписавшего в 2010 году обращение «Путин должен уйти», из-за чего лишился оркестра и впоследствии был вынужден покинуть Россию. Сегодня Михаил Аркадьев живет и преподает в Китае, выступает по всему миру, а 9 августа выступит в Иерусалиме.
В программе концерта, который состоится в зале «Гармония», музыка и беседа. Михаил Аркадьев играет Баха, Моцарта, Шопена, Рахманинова, Свиридова и свои сочинения. И много рассказывает – это не менее интересно. Пропустить этот концерт невозможно.
9 августа, Иерусалим. «Гармония» (улица Гилель, 27). Начало в 19.30.
Подробности – на странице концерта в фейсбуке