fbpx
Музеи

Мёд – это мёд, а не сироп. Доказательства с самой древней в мире пасеки

Как сделать археологию интересной для всех? Как рассказать о том, что мед – основа экономики, пусть и давней? Выставка для сладкоежек, любителей археологии, истории и спорщиков. «Мёд царей» – так назвали новую выставку в МУЗА – в Музее Эрец-Исраэль. Мёд – потому что кураторам надо было как-то объединить в одной экспозиции археологические находки из древнего города Рехова. А «царский» – потому как речь на выставке идет о временах Израильского царства 11-9 веков до нашей эры. Об исторических фактах и датах спорить не будем – не о них пока речь, так что оставим в стороне сомнения в историчности. А речь о том, что археологи сделали открытие в долине Бейт-Шеан, доказывающее, что 3000 лет назад на территории Эрец-Исраэль уже занимались пчеловодством для производства меда.

Как хорошо, что тогда не было всё изобличающих в области потребительства программ телевидения и потому  никто не сомневался в том, что мёд – это мёд, то есть  сладкий, питательный, полезный и целебный продукт. И потому пчеловодство было делом почетным и весьма экономически прибыльным.

Выставка «Мёд царей», открытая для публики с начала января 2016 года, рассказывает о жизни древнего города Рехов, существовавшего в Израильском царстве в 11-9 веках до нашей эры. В ходе раскопок в долине Бейт-Шеан обнаружили, что в центре Рехова находилась пасека из 180 ульев. Это открытие сделала группа ученых-археологов под руководством профессора Амихая Мазара из Еврейского университета в Иерусалиме. Среди прочих археологических достижений, группе удалось извлечь из раскопок ульи, а в них – соты с остатками анталийских пчел, которые, по всей видимости, были завезены в Эрец-Исраэль из Малой Азии. Эти пчелы отличались от распространенных в тогдашних наших краях сирийских пчел. Раскопанная пасека на кургане Тель-Рехов датируется примерно 900 г. до н.э. И это единственный подобный объект такого рода из когда-либо найденных в археологических раскопках в Израиле. То, что остатки пчел, найденные в обугленных сотах были определены как анатолийские пчелы, – доказательство возможного существования сложных торговых отношений между Анатолией и севером Эрец-Исраэль в то время. Пасека, которая действовала в Рехов почти 3000 лет назад, доказывает, что библейский термин «мёд» был не просто финиковым сиропом, как это часто считается, но пчелиным мёдом – и не только найденным в природе, но мёдом, как результатом продукта окультуренного пчеловодства. Эти уникальные и беспрецедентные открытия превратили Тель-Рехов в одно из самых важных мест в изучении древнего Израиля 10-го 9-го века до нашей эры. По оценкам специалистов, каждый улей вырабатывал 3-5 кг меда, а 100 ульев – около полутоны меда, что существенно превышало потребности населения Рехова. Кроме меда, из ульев добывался воск: сто ульев давали 50-70 килограмм этого вещества. Скорее всего, воск в те времена использовался при литье металлов. Археологи и историки считают, что пчеловодство было одной из центральных отраслей экономики во времена Первого храма и доказывают это на выставке, рассказывающей о жизни Рехова через различные находки: печи, посуду, фарфоровые жертвенники, статуэтки людей и животных, религиозную символику, печати и прочее.

Куратор выставки д-р Ирит Ципер говорит: «Привоз пчел из других стран и создание огромной пасеки по производству меда и воска, безусловно, требовали немалых знаний, опыта и поддержки тогдашних местной или центральной власти. Среди находок археологов есть кувшин с надписью на иврите «шель Немеши». Возможно, речь идет о членах большого семейства царя Йягу бен Йегошофата Немеши – одной из состоятельных семей Рехова. При раскопках Рехова был также найден жертвенник, в центре которого сохранилось изображение обнаженной ханаанейской богини. Скорее всего, древние жители Рехова приносили жертвы  для лучшего мёда и успешной им торговли. Исследователи нашли признаки присутствия большой ханаанейской общины в городе, что и объясняет наличие языческой символики. Известно, что ханаанейцы постепенно принимали иудаизм и ассимилировались среди евреев. Среди археологических находок – печати с известными в те времена именами и фамилиями, проливающие свет на историю Эрец-Исраэль в 10 и 9 веках до нашей эры».

6_pr_file_3feba

Основные раскопки кургана Тель-Рехов в долине Бейт-Шеан проходили в период между 1997 и 2012 годами. В основном этими раскопками  руководили археологи Еврейского университета в Иерусалиме под руководством профессора Амихая Мазара. Первые поселения на Тель-Рехов относятся к позднему период бронзового века, но наиболее интересные находки датируются периодом железного века IIA – то есть 10-9 веками до нашей эры, периодом Израильского царства до возникновения Северного царства и времен правления династии Иеху (Ииуя). Многочисленные свидетельства богатой материальной культуры этого периода, найденные в Тель-Рехов – это свидетельства и пристрастий ханаанейского населения и культурного и политического влияния Израильского царства, и уникальных аспектов местной архитектуры и культовых практик. Отличительной особенностью городов того времени было использование глиняных кирпичей в сочетании с деревянными балками стен и деревянными полами. Каждое здание было уникальным в архитектурном плане, как и найденные святилища, как и предметы из раскопок, многие из которых интригуют зрителей на выставке.

Выставка «Мёд царей» продлится до 30 октября 2016 года. Куратор выставки – д-р Ирит Циффер. Выставка «Мёд царей» продолжится до 30 октября 2016 года. Музей предлагает посетителям принять участие в экскурсиях, лекциях и мероприятиях для детей на тему пчеловодства.
Дополнительная информация на сайте: www.eretzmuseum.org.il
Часы работы МУЗА – Музея «Эрец-Исраэль»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – с 10.00 до 16.00; четверг – с 10.00 до 20.00; пятница – с 10.00 до 14.00, суббота – с 10-00 до 16-00. Телефон для справок – 03-6415244.
Вход детям до 18 лет – бесплатный. Дети до 13 лет – в сопровождении взрослых. Для жителей Тель-Авива – скидка.
Адрес музея: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.

Михаль Сонкина. Все фотографии Леонида Падруля предоставлены Управлением древностей Израиля и пресс-отделом МУЗА

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top