fbpx
Музеи

Жили-были… Жил-был Юло Левин. Рисунки еврейских детей из Германии в канун Второй Мировой войны

Верхнее  фото – Эрвин Худбрельх. “Прокладка дорог”. 1938 г.

50 из 1800 рисунков еврейских детей, которые были сделаны в Германии в преддверии Второй Мировой войны и в ее начале – в период с 1936-го по 1941-й год – выставлены в Детском отделе  Хайфского музея искусств. Выставка «Жили-были» настолько интересна, что открыта с недавних пор практически ежедневно (раньше она была открыта только по субботам): c воскресенья по среду  – с 10:00 до 14:00, в пятницу –  с 10:00 до 13:00, в субботу – с 10:00 до 14:00.

Рисунки, глядя на которые видишь одну руку – педагога. Рядом с рисунками  – фотографии, рассматривая которые, понимаешь, как жили эти дети и что именно они повторяли на бумаге:  какие сцены, какие эпизоды, какие страхи, какие моменты радости. В отдельном  закутке в Детском отделе – небольшая выставка работ самого Юло Левина и немного о нем – о том самом педагоге, который смог убедить детей рисовать, повлиял на их стиль. Он не смог их спасти, не смог спастись сам, а вот бумага, рисунки спасены, сохранены и выставлены на сей раз в Хайфе. Люди сгорели, а бумага осталась.

Хельмут Коэн. "Ковбой". 1937 г.

Хельмут Коэн. “Ковбой”. 1937 г.

Подобные рисунки называют документами своего времени. Документы – это спрессованные горы желто-серых листов в архивах, а здесь – цветные, взрывные сколы памяти. Это не выросшие и ушедшие жизни, таланты, люди. Мы почти ничего о них не знаем, кроме разве того, что вот этот мальчик любил оранжевый цвет, а эта девочка рисовала грустных клоунов. Всё, что осталось – цветной рисунок. И из таких рисунков получилась мощнейшая по воздействию выставка – такая простая и такая сильная. И называется эта выставка «Жили-были». Жили-были и были убиты.

Рут Лаутербах-Бейниш. Старый город Дюссельдорфа. 1939 г.

Жил–был и Юло Левин. Вот официальные о нем сведения: (с сайта https://www.ushmm.org/outreach/ru/media_oi.php?MediaId=793)
Юло родился в 1901-м году еврейской семье в городе Штеттин на северо-востоке Германии. С самого детства Юло интересовался живописью; к 6 годам его коллекция насчитывала уже 3000 с лишним картин. Семья надеялась, что он станет коммерсантом, однако, кроме живописи, его ничего не интересовало. В 1926 г. он окончил художественную школу, а в 1931 г. получил первый заказ в Дюссельдорфе.
1933 – 1939 гг. Пока нацисты не пришли к власти в 1933 г., Юло был весьма уважаемым художником. Нацисты, однако, стали трактовать искусство крайне однобоко, не оставляя возможностей для самовыражения. Многие художники, не поддерживавшие нацистов, были причислены к коммунистам или «дегенератам». В 1933 г. Юло арестовали и запретили выставлять свои работы. В 1936 г. Юло начал преподавать живопись в берлинских еврейских школах.
После принятия законов о чистоте расы Левин работал учителем искусства в школе еврейской общины в Дюссельдорфе (1936-1938), а затем в Берлине (1938-1941).

1940 – 1943 гг. В 1941 г. нацисты закрыли школу, где он преподавал, и сделали его разнорабочим. Работая в депо, он видел, как на восток постоянно уходили товарные поезда, заполненные берлинскими евреями; когда поезда возвращались назад пустыми, его заставляли очищать их от крови и экскрементов. В канун нового, 1942 года Юло под впечатлением этих ужасных событий сделал гравюру на дереве, названную «Телега, катящаяся под откос». Он отправил ее другу. 17 мая 1943 г. Юло арестовали и депортировали в Освенцим. Там он погиб. Точную дату его смерти установить не удалось. Работы Юло и его учеников сохранили друзья.

Стелла Зондерман. “Цыгане”. 1937 г.

Левин собирал работы своих учеников, когда работал в еврейских школах в Дюссельдорфе (1936-1938) и в Берлине (1938-1941) и хранил их дома до своей депортации в Освенцим.

Кураторы выставки Бернд Крёйтер из городского музея Дюссельдорфа (Stadtmuseum) и Ади Шелах из Хайфского музея выбрали 50 рисунков для экспозиции, представленной в Хайфе ​​в подарок от города-побратима Дюссельдорфа к 70-летнему юбилею м Израиля.

Дети были первыми, кто почувствовал на себя изменения в обществе в Германии перед приходом нацистов к власти. Преследования, социальный остракизм и запрет на школьное образование среди арийского  населения привели к созданию отдельных школ для еврейских детей, в основном это были школы еврейских общин. Дети находили в этих школах некий приют, теплое отношение, более мягкую атмосферу, возможность на время отодвинуть беду.

В 1936-м году художник Юло Левин присоединился к штату еврейской школы в Дюссельдофе, как преподаватель живописи. Ему самому было запрещено не только выставлять работы, но и работать в мастерской; его преследовали и как еврея, и как политического активиста. Он – художник «потерянного поколения», имена представителей которого были забыты после 1945-го года.

Эдит Розман. Слон и клоун. 1937 г.

В еврейской школе в Дюссельдорфе Юло Левин не только учил детей рисовать, но всячески стремился укрепить их дух. Картины его учеников, представленные на выставке в Хайфе, посвящены путешествиям и бегству из Германии, библейским историям и еврейским праздникам, жизни семьи и общины, тому безграничному миру, что был снаружи и тому миру, что сжался в пределах школы. Это прекрасные и страшные детские рисунки. Страшные – потому что безграничный внешний мир был ужасен. Прекрасные – когда вы их увидите, то поймете почему…
А фотографии Дюссельдорфа, о которых уже шла речь, многое проясняют. Вот пример: на части рисунков изображены дети, стоящие на голове. Есть похожая фотография. Оказывается, между двумя войнами в Дюссельдорфе была традиция спортивных состязаний – что-то вроде того, кто дольше простоит вверх ногами.

Еврейская школа в Дюссельдорфе и прилегающая к ней синагога были разрушены во время «Хрустальной ночи» в ноябре 1938 года. Позже школа с большими сложностями работала в другом помещении до июня 1942 года, когда в Германии были полностью закрыты все еврейские учебные заведения. Сам же Левин уехал в Берлин еще в 1939-м году, и там  также преподавал рисование в еврейских школах. С 1942-го года Левин работал разнорабочим от  еврейской общины Берлина. Мать Юло, которая жила вместе с ним в Берлине, была отправлена в 1942 году в концлагерь Терезиенштадт и убита там. 17 мая 1943 года Левин был депортирован в Освенцим, где и погиб.

Х. Волькенштейн. “Драка”.

Во время запрета на профессию Юло Левин выучился на столяра, а не на педагога. Начать преподавать ему помог его друг Франц Монжау, жена которого – Мике Монжау –спасла все собранные Юло Левиным детские рисунки. Сам Франц погиб в 1945 году в концлагере принудительного труда Ордруф (один из вспомогательных лагерей Бухенвальда).

Бывший директор Городского музея Виланд Кениг в начале 1980-х годов смог купить коллекцию этих тщательно отреставрированных детских картин у Мике Монжау и пожертвовать их  коллекциям Государственного музея Дюссельдорфа. Действительно – это большое сокровище, большая память. В 2012 году была показана необычная выставка «Записи детей и художников», когда рисунки  детей   были рассмотрены именно как картины  их судеб, как попытка вернуть их имена  в той  истории, от которой мир все  содрогается. Или уже нет – но нам хочется так думать. Книгу-каталог той выставки  можно приобрести на сайте Amazon – https://www.amazon.com/Art-Jewish-Children-1936-1941-Persecution/dp/0802225586.

Сейчас все эти спасенные  рисунки хранятся Городском музее Дюссельдорфа и выставляются по всему миру. Поразительно, но сохранились и сами рисунки Юло Левина. Их можно посмотреть вот здесь: http://www.artnet.com/artists/julo-levin/

Грет Сустхайм. Птица

Центр искусств, Музей изобразительных искусств, Хайфа, ул. Шабтай Леви, 24, | http://www.hma.org.il

Выставка открыта для публики c воскресенья по среду с 10:00 до 14:00, в пятницу с 10:00 до 13:00, в субботу с 10:00 до 14:00Цена: 20 шекелей для взрослых, 25 шекелей для детей.

Маша Хинич. Все рисунки предоставлены пресс-службой  Хайфских музеев.

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top