Театр

Сергей Безруков: «Что останется после меня?»

14 мая в зале «Нога» театра «Гешер» будет показан моноспектакль Сергея Безрукова «И жизнь, и театр, и кино». В преддверии гастролей  актер дает интервью.

— Сергей! Добрый день! Совсем недавно вышел фильм «После тебя», в котором вы играете талантливого танцовщика, после травмы решившего вернуться в профессию. Насколько сложной была для вас эта роль — технически и психологически? Был ли реальный артист, который вдохновлял вас, у которого вы что-то заимствовали для роли?  И что для вас значит эта работа, является ли она чем-то кардинально новым?

— Не было реального прототипа в этой истории, Темников — вымышленный герой. Мне с детства нравился балет, хотя я стал драматическим артистом и, конечно же, профессионально балетом не занимался. Но в Школе-студии МХАТ, как в любом театральном вузе, есть дисциплина «танец», я очень любил этот предмет и занимался на «отлично». Так что балетный станок я  осваивал еще там. Когда готовился к съемкам, я не занимался у станка — просто поддерживал физическую форму. К тому же от меня не требовалось здесь какой-то особой формы, — потому что все-таки  мой герой был премьером Большого театра 20 лет назад. Тогда у него был самый высокий прыжок, он был танцором, подающим надежды стать номером 1 в Большом театре и вообще в мировом балете — ему прочили славу второго Барышникова. Но с тех пор прошло два десятилетия, и герой этой истории — мой ровесник. Ему около 40 лет. В этом возрасте балетные уже заканчивают карьеру, поэтому от меня здесь требовалось ровно столько, насколько бывший танцор в 40 лет, да еще и после серьезной травмы, мог сохранить физическую форму. Да, в фильме есть танец, который мне поставил Раду Поклитару, но в этом смысле все равно есть допуск — мой герой не танцевал 20 лет. Хотя с Раду Поклитару я занимался профессионально: были серьезные репетиции, танец мы репетировали на износ. Что значит для меня эта работа — этого в двух-трех словах не расскажешь. Это абсолютно новый для меня герой, таким я в кино еще не был. Поэтому спасибо сценаристу и режиссеру Ане Матисон, которая придумала специально для меня этого персонажа, для того чтобы постараться раскрыть какие-то другие качества во мне как в актере.

Сергей Безруков в спектакле «И жизнь, и театр, и кино». Фото — © Анна Коонен

— Вы играли в кино и продолжаете играть в Московском Губернском театре и в моноспектаклях трех русских поэтов — Есенина, Пушкина, Высоцкого. Чем вас привлекли именно эти личности?
— Я бы сказал, это судьба — что мне посчастливилось в этой жизни прикоснуться к этим великим образам. Их очень многое объединяет. Они как чувствовали, так и жили. Жили очень ярко, насыщенно, бесстрашно, не боясь осуждений, не оглядываясь на чье-то мнение, и во многом «вопреки», — при жизни их ненавидели, гнобили, пытались уничтожать, а настоящая слава пришла к ним уже после смерти. Хотя Пушкина уже при жизни называли гением, но количество недоброжелателей и клеветы было огромно, и давление он испытывал колоссальное. И трагический финал — это тоже их всех объединяет.  «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души» — эту фразу Высоцкого можно применить к каждому из них.  Они жили на разрыв, и очень много успели сделать за то короткое время, что им было отпущено.

— Чувствуете ли вы с ними (или с кем-то из них) нечто общее — в темпераменте, отношении к жизни?
— Мне часто задают этот вопрос, и я всегда испытываю от него неловкость. Сравнивать себя с ними — это нелепо. Я — актер, играющий роль, и на этом всё. Кроме того, под этим вопросом всегда подразумевают: «А вот вы такой же в жизни, как они? Такой же темпераментный и все такое прочее?» Давайте не будем обсуждать личную жизнь этих великих людей, поэтов, потому что в  первую очередь мы ценим их за то, что они оставили после себя: это их творчество, поэзия, песни. Вот чем ценен поэт и вообще личность. Так же как и мой герой Темников — что он оставит после себя? Это вопрос, который он задал себе практически под конец своей жизни — что останется после меня? А практически ничего. Воспоминания о нем в сопливой передаче — вот и все. Поэтому мечтает оставить хотя бы балет, реализовать свою мечту, и не скрывает этого.

Сцена из спектакля «И жизнь, и театр, и кино». Фото — © Анна Коонен

— А есть ли реальные люди (из прошлого или настоящего), которых вам хочется сыграть? Кто интересен вам как актеру?
Мне интересны просто характеры людей. Что касается исторических личностей — в моей актерской копилке есть уже те, кого мне хотелось и посчастливилось сыграть. Хотя мои коллеги уже давно обогнали меня в этом. Я уже давно «отстал от паровоза», потому что некоторые мои коллеги — не буду называть фамилий, потому что их уважаю, уже переиграли гораздо больше исторических личностей, чем я.  И мне всегда была интересна прежде всего не историческая личность, а именно характер персонажа. Люблю яркие характеры. Я артист, и берусь за самые разные роли. В этом, мне кажется, смысл актерской профессии: пробовать себя каждый раз в разных жанрах, не зацикливаясь в одном амплуа — это очень обедняет тебя как профессионала. И это скучно, наконец.

— О вашем спектакле «И жизнь, и театр, и кино»: есть ли у него общая идея, сюжет? Формулировали ли вы для себя, чем вы хотите поделиться со зрителем?
— Спектакль «И жизнь, и театр, и кино» — это мои роли в театре и кино,  и, конечно же, разговор «за жизнь». Во второй части моноспектакля — общение, ответы на вопросы зрителей, чт, является, по сути отдельным спектаклем, потому что это своего рода стенд-ап шоу, импровизация на самые различные темы. А что касается первого отделения — это мои любимые роли поэтов. Практически в один вечер можно увидеть сразу несколько образов, секундные перевоплощения,  причем без грима, без костюма. Поэты,  абсолютно разные по эпохе, социальному происхождению, манере чтения своих произведений, — возникают на ваших глазах. Сирано де Бержерак, потом Пушкин, потом  меняется небольшая деталь костюма, — и перед вами уже Есенин. А в начале второго акта — Высоцкий. На сцене с помощью музыки и света  создается атмосфера эпохи, в которой жил поэт, а с помощью экрана оживают сцены из моих спектаклей. В моноспектакле много песен, стихов, — это масштабное и очень яркое зрелище. Поэтому и называется моноспектакль, а не просто творческая встреча с артистом.

В рамках общения со зрителями я читаю и Лермонтова, и Тарковского. Зрители обычно хотят узнать о моих новых проектах, о планах — чем я живу сейчас. Задают даже самые элементарные вопросы:  что вам нравится, что вы не любите, какие у вас планы на завтра, и даже на сегодняшний вечер! Здесь можно добавить в скобочках «смеется» (смеется).

Сергей Безруков в спектакле «И жизнь, и театр, и кино». Фото — © Анна Коонен

— Будут ли показаны в Израиле отрывки из ваших театральных и киноработ? И если да, то из каких? (покажете ли вы, например, отрывок из спектакля «Сон разума»?)
Отрывок из «Сна разума» сложно показать, потому что это огромный, сложно-постановочный спектакль. Его нужно смотреть целиком, в декорациях и костюмах.   И это все-таки не моноспектакль — там работают еще мои коллеги-артисты, в сложном пластическом рисунке, который неразрывно связан с замыслом. Можно, конечно, прочитать некие фрагменты, например, монолог о Невском проспекте — поскольку в этом спектакле не только «Записки сумасшедшего», здесь есть и «Невский проспект», и образы из «Вия», и Нос Ковалева. Но, мне кажется, лучше все-же посмотреть саму постановку: фантасмагория — жанр, который одному сложно передать на сцене, без декораций, костюмов и моих коллег-артистов. Но во втором отделении спектакля я иногда делюсь со  зрителями каким-то секретами, показываю то, что еще никто не видел: фрагмент спектакля в записи, ролик спектакля или фильма, которого еще нет в интернете. Очень много просят спеть песен, что я и делаю.

— Какие роли вы репетируете сегодня в театре и кино, ставите ли спектакль в качестве режиссера?
— В Московском Губернском театре я поставил уже пятый спектакль и буду продолжать заниматься режиссурой помимо своей актерской деятельности. Как режиссер я пробовал себя еще в театре Табакова, где служил 20 лет. В нескольких постановках я значился ассистентом режиссера, но, по сути, я был сорежиссером и соавтором спектаклей — и «Психа», и «Признаний авантюриста Феликса Круля» по Томасу Манну, и «Старого квартала» по Тенниси Уильямсу. А в МГТ я уже официально ставлю как режиссер, причем пробую себя  в разных жанрах: есть классический спектакль по Островскому «Нашла коса на камень», есть военная драма по Астафьеву «Веселый солдат» — очень жесткий спектакль. Есть фантасмагория «Сон разума» по гоголевским «Запискам сумасшедшего». Музыкальная сказка «Маленький принц»  Экзюпери — это чтение под оркестр, но я придумал форму: это «спектакль в песочнице», где рассказчик как бы погружается в собственное детство. И недавняя премьера —  музыкальный спектакль «Высоцкий. Рождение легенды», который я поставил. Я не играю там Высоцкого, как предполагают многие — у нас герой как бы растворен, разделен между несколькими актерами,  включая меня. Здесь я придумал образ огромной пластинки, на которой возникают и крутятся персонажи из его детства, юности, зрелости, герои его знаменитых песен. И вот так — через воспоминания, через песни и стихи Высоцкого мы рассказываем о том, как рождалась легенда о барде и поэте. А впереди есть планы постановок классики: очень хочу поставить Чехова, Толстого, Шукшина.

Про кино пока не буду рассказывать. Есть интересные предложения ролей, и как у кинопродюсера у меня очень много задумок.  Так что, молодая «Кинокомпания Сергея Безрукова» продолжает работать, у нас много планов и проектов, но это все впереди!

********

Сергей Безруков. Моноспектакль «И Жизнь, и театр, и кино».

Продолжительность – 3 часа с антрактом

14.5.17, Тель-Авив, Театр Гешер — зал «Нога», 20:00

 

Линк на видео:  https://www.youtube.com/watch?v=s0f5SdIqX2Y

 

Заказ билетов на сайте организаторов гастролей — продюсерской компании Cruise International: cruiseinter.com

 

Интервью взяла Ольга Черномыс. Фотографии ( © Анна Коонен) предоставлены организаторами гастролей

 

Линки на видео:

 https://www.youtube.com/watch?v=nSn-_2rmnP0

https://www.youtube.com/watch?v=_cORqpXRpb4

https://www.youtube.com/watch?v=D1Xxy8qg_4k

https://www.youtube.com/watch?v=m46wPrwEUEg

Ссылки в тему:

Сергей Безруков — «И жизнь, и театр, и кино…» — http://www.israelculture.info/sergej-bezrukov-i-zhizn-i-teatr-i-kino/

Click to comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Афиша

« Июнь 2017 » loading...
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2

Facebook

Copyright © 2015 ISRAEL CULTURE.INFO. Design by DOT SHOT. Powered by Wordpress.

To Top