fbpx
Театр

Театр «Лестница» представляет: «Суламифь из штейтла»

Инна Шейхатович

У еврейского классика Шолом-Алейхема много историй, над которыми так легко и светло грустить. Его текст очень близко к сердцу… Будто теплое молоко, звон ложечки о края сахарницы – в доме бабушек, где светло и всегда вкусно… У Шолом-Алейхема тихая и грустная история о несостоявшейся любви. Как и многие другие его истории, она преисполнена нежности, ссылок на художественную литературу, приметами еврейской жизни. История эта называется «Песнь песней», и имеет подзаголовок «Юношеский роман». Как и многие другие произведения Шолом-Алейхема, эта страничка несбывшейся любви звучит музыкой. И зовет за собой, как волна зовет волну, другие ассоциации, память, собственные сюжеты и волнения. Режиссер и актриса театра «Лестница» Ольга Туберовская прочитала еврейскую лирику музыкально и трогательно, сочинила спектакль, в котором всего три героя – Он, Она и Любовь.

…Шимек и Бузя – еврейские Ромео и Джульетта. Но гораздо более задумчивые, медитативные, рассудительные, чем их итальянские сверстники. Они взрослее. Шимек видит прелесть Бузи, восхищается ею – и не препятствует, когда что она выходит замуж за другого. Точнее, он ей так до самой свадьбы не говорит о своей любви. Отдает ее добровольно, покорно. Уступает. Только много и медленно рассуждает, в тоске цитирует библейскую «Песнь песней», жалеет себя. Говорит, что даже самое грустное начало все равно веселее даже самого веселого конца. Проникновенно молчит. А мы думаем: как же так, ведь счастье было так возможно, так близко… В спектакле, который окружила, окольцевала разнообразной музыкой пианистка, композитор Алла Данциг, деликатно перевела шаг в плоскость длящегося жеста хореограф Юлия Мустер, остро и четко звучит вопрос: почему герой бездействует? Почему с самого начала занимает позицию наблюдателя? Река жизни течет вне его воли и желаний, он ничего не умеет изменить, построить, подчинить себе… Шимек мил и сдержан, глубоко чувствует поэзию, красоту природы, женское очарование, непростой и такой драгоценный мир семьи, ее тепло и строгую нежность. Актер Николай Туберовский искренне и восторженно-патетично передает мысли и чувства своего героя. Его глубокую душевность, его наблюдательность. И – совершенную слепоту, инфантильность во всем, что касается отношений с Бузей. И безграничное, бездумное, бессильное доверие к жизни. Вера в то, что никаких усилий прилагать не следует. Ведь в этом мире дни текут туда, куда им положено. И мысли, и дела. И все как-то происходит. Как-то совершается. Актеру удается соотнести глубокое, мудро-виолончельное звучание своего прекрасного голоса с наивной, отроческой, немного выспренной природой прямой речи Шимека. Он приезжает домой, получив известие о назначенной свадьбе сестренки-подружки – и тихо, взвешенно страдает. И пытается осознать. И красиво, эстетично смотрится на фоне зыбучего песка, этой застенчивой и медитативной анимации, которую создала Ольга Гольцер. Осыпающийся песок подчеркнул, осыпал, расцветил тему. Белые одежды героев ( художник по костюмам Тина Сандаловская) в присутствии песка отсвечивают то желтизной, то терракотой. Песок – это время, которое не вернуть. Не собрать.

Бузя, как ее чувствует, озвучивает, пластически одухотворяет Анна Гланц-Маргулис, похожа на этакую еврейскую инфанту. Она величественна и по-детски покорна. Двигается мягко, в такт своим мыслям, своему сияющему, вбирающему Шимека взгляду. Главная находка актрисы – этот взгляд. Восторженный, доверчивый, пылкий. Она только это и может себе позволить, только этим и сообщает миру «я люблю, люблю». Как он мог не рассмотреть и не понять? Как так вышло?.. Песок рассыпает свои неверные узоры. Тихим мелодичным ручейком льется текст Шолом-Алейхема. Ольга Туберовская предложила зрителю еще раз вслушаться, вжиться, вдуматься в этот текст, в высокую мудрую его печаль. Примерить на себя ситуацию бездеятельной умозрительной восторженности. Понять, что бесконечность ожидания и сияние взгляда не ведут никуда. В итоге песок поглотит все. И отголосок песни, и тепло руки, и луч заката над родным домом. Не ждите, живите сейчас. И будет вам счастье. И еще. Спектакль «Суламифь из штейтла» идет по сценам страны. Прокат, успех, резонанс во многом зависят от нас. От вас. Не отказывайтесь, смотрите его. И это будет интересно.

Театр «Лестница» представляет: «Суламифь из штейтла»
Бат-Ям, 15 января, “Аудиториум”
Ришон ле-Цион, 16 января, «Яд ле-Баним»
Петах-Тиква, 18 января, «Мофет»
Беэр-Шева, 21 января, «Яд ле-Баним»
Нетания, 22 января, Гейхал ха-Тарбут, зал «Дортмунд»

Заказ билетов – http://bestbravo.co.il/announce/58200

Фотографии предоставлены автором

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com