Впечатления

Трубач Авишай Коэн: мы – империя джаза

«Джаз как убийство – вы играете с намерением что-то совершить».
Дюк Эллингтон, пианист

 

Когда беседуешь с джазовыми музыкантами о джазовых же фестивалях — ими устраиваемых или о тех, где они принимают участие, то обычно слышишь одно — «это лучший в мире джазовый фестиваль!». И так оно и есть. Как можно отозваться о своем детище иначе? А детище называется звонко – Второй Иерусалимский Джазовый фестиваль под эгидой Фестиваля Израиля, который пройдет с 14 по 16 декабря 2016 года в Музее Израиля в Иерусалиме.

 

Иерусалимский Джазовый фестиваль —  смелый, свободолюбивый, раскованный, изменчивый, своевольный. Три дня фестиваля — всего 26 концертов, в которых примут участие как израильские джазисты – молодые и именитые, так и приглашенные из-за рубежа музыканты. Пять оригинальных авторских программ – результат сотрудничества музыкантов, которых соединил этот фестиваль, программ, подготовленных специально для музейного праздника джаза – результат не всегда предсказуемый и потому полный сюрпризов, неожиданных музыкальных поворотов, необычных исполнений. Мастер-классы, встречи, джем-сейшны в ночные часы в иерусалимском клубе «Желтая подлодка» — будет всё. Среди участников 2-го Международного Иерусалимского Джазового фестиваля в Музее Израиля – Рикки Ли Джонс и Non-Standards Project, трио Джеффа Балларда, Джейсон Линднер, квартет Марка Тёрнера, Анат Форт, Too Many Zooz, секстет Илана Салема, квартет Итамара Эреза, квартет Авишая Коэна, секстет «Хагига», Lucian Ban & Mat Maneri, трио Эммета Коэна, Felipe Cabrero & Leonardo Montana, Tinissima Quartet, Fula Express, трио Ницана Бара и Омри Керен и другие. В программу фестиваля также включен специальный концерт в честь Харольда Рубина, одного из основоположников авангардного джаза в Израиле.

Авишай Коэн. Фото - Kaupo Kikkas

Авишай Коэн. Фото — Kaupo Kikkas

Художественный руководитель 2-го Международного Иерусалимского Джазового фестиваля в Музее Израиля под эгидой Фестиваля Израиля – блистательный, высшего уровня трубач, один из ведущих джазовых трубачей мира, композитор и бэнд-лидер Авишай Коэн. Не путайте с также замечательным знаменитым контрабасистом Авишаем Коэном. И, кстати, у трубача Авишая Коэна есть очень талантливые брат Юваль – саксофонист и сестра Анат – выдающаяся кларнетистка. Сам Авишай Коэн играл с Чик Кориа в его бэнде «Origin» и вместе с братом и сестрой создал ансамбль «3 Cohen». И не путайте с еще одном Коэном – Эмметом Коэном, американским джазовым пианистом, который впервые приедет в Израиль и также выступит на фестивале. Авишай Коэн — трубач – выступит на фестивале со своим международным квартетом, в составе которого также барабанщик Джефф Баллард, басист Барак Мори и клавишник Джейсон Линднер. Авишай Коэн также сыграет в составе квартета американского саксофониста Марка Тёрнера.

 

Авишай Коэн дает небольшое интервью в преддверии фестиваля, но сначала немного о нем. Он родился в 1978 году в Тель-Авиве и вырос в музыкальной семье. Когда ему исполнилось 8 лет, он попросил маму – преподавательницу музыки в детском саду — отдать его учиться играть на трубе. Авишай Коэн — ученик прекрасного трубача Авраама Фельдера-Агашкина, как и его брат  Юваль и его сестра Анат, как и множество первоклассных джазовых музыкантов Израиля, ставших лидерами и  мировой джазовой сцене, обучавшихся музыке в детском Биг-Бэнде Агашкина  в музыкальном центре Тель Авива-Яффо. В 10 лет Авишай уже играл с оркестром музыкальной школы «Римон», стоя на ящике, чтобы дотягивать в росте до других музыкантов. Подростком выступал с Израильским Филармоническим Оркестром. Позже закончил «Беркли» – знаменитый музыкальный колледж в Бостоне, и в 1997 году выиграл джазовый конкурс трубачей имени Телониуса Монка, переехал в Нью-Йорк и начал играть с пианистом Джейсоном Линднером и контрабасистом Омером Авиталем в «Smalls Jazz Club». Свой первый альбом Авишай Коэн записал в 2002 году. С тех пор их вышла еще дюжина. Он играл со многими известными музыкантами, возглавлял и возглавляет различные группы, признает влияние на себя Майлза Дэвиса. И убежден в ценности джаза – глубокой, не поверхностной и в том, что Израиль становится империей джаза – пусть пока еще и не очень большой.

 

 — Авишай! Добрый день! Иерусалимский джазовый фестиваль проходит во второй раз, вы им руководите второй год, и потому задам вам банальный, но напрашивающийся вопрос: в чем отличие этого джазового фестиваля от других, проходящих в Израиле? Складывается впечатление, что джазовых фестивалей в Израиле – почти что бесчисленное количество. У них разные программы – почти… В них участвуют разные исполнители – снова почти… В чем особенность вашего фестиваля?

— Мне кажется, что вы преувеличили, сказав о бесчисленном — почти — количестве фестивалей в Израиле. Их немногим более десяти – что, впрочем, немало, для нашей страны. Но вот во Франции джазовых фестивалей проводится ежегодно 150 — так что нам есть куда стремиться.

 

 — Давайте пока устремимся в Иерусалим, до начала фестиваля, в котором 14 декабря осталось совсем немного времени. А вы, судя по расписанию гастролей на вашем сайте, должны успеть выступить в концертах и на фестивалях в Амстердаме, Хельсинки, в Барселоне, в Швейцарии, в нескольких городах Германии, в Париже – как раз с квартетом Марка Тёрнера, с которым будете играть в Иерусалиме 14 и 15 октября.

— Именно так. А 16 октября я выступлю в Иерусалиме со своим квартетом. Такова жизнь музыкантов – мы все время в дороге. Безумная жизнь. После учебы я провел 15 лет в Нью-Йорке, потом 5 лет в Израиле, а пару месяцев назад мы с женой и детьми переехали в Индию, где вы меня и поймали по телефону. Я хочу отдохнуть здесь, на побережье, от сумасшедшего темпа жизни, уделить внимание семье. Но пока не очень получается. Может потому, что я считаю, что Израиль — это империя джаза, а я – ее часть.

Марк Тёрнер. Фото: -Paolo Soriani

Марк Тёрнер. Фото: Paolo Soriani

— Вот как? Мы вовсе не провинция, пусть и фестивалей у нас меньше, чем во Франции?

— Именно империя. Наша страна производит огромное количество высококлассных музыкантов-джазменов, и меня часто спрашивают, как это получается. Как в маленьком Израиле воспитывается такое количество превосходных музыкантов и, в частности, джазистов? Какими особыми музыкальными апельсинами нас здесь кормят? Честно говоря, я и сам точно не знаю. Но предполагаю, что тому способствует смешение культур, «кибуц галуйот», уровень обучения в музыкальных школах и колледжах, в академии – там, где учат джазу профессионально. Выходцы из Эфиопии и Испании, из Восточной и Западной Европы, из разных стран мира – все привносят свои традиции. Множество израильских музыкантов выходят в широкий мир и многие из них становятся востребованы и известны. И такому количеству музыкантов, которые учатся и живут в Израиле, просто необходимо большое количество фестивалей. В том числе и такого особенного, как Иерусалимский джазовый фестиваль, главная оригинальность которого та, что он проходит в залах Музея Израиля. Музыка среди картин – уже само по себе переживание. Второе же переживание – это камерность и интимность фестиваля, сжатое пространство. Музыканты играют на фоне шедевров живописи, слушатели располагаются в 2-3 метрах от них. Возникает ощущение пространства, насыщенного искусством, двойного экспириенса – и визуального, и музыкального. Это — чистое искусство.

 

Вы подбираете особые пьесы, изменяете композиции, адаптируясь к этой «насыщенности искусством»?
— Джаз – это всегда импровизация. Хотя мы строим программу заранее, но потом само пространство влияет на нас, и мы – музыканты – вольно или невольно – подчиняемся ему, подстраиваемся под него, сами себе не отдавая в том отчета, меняем аранжировки. На музыку влияет всё – и настроение публики, и цвет стен. Каждый день — другая музыка в зависимости от ситуации, от того, что происходит, где происходит. Улыбка коллеги может изменить всю композицию, а что же тогда говорит об атмосфере Музея Израиля? Джазовая музыка  — это диалог. Решение о том, какими эмоциями поделиться со слушателями, музыканты принимают за доли секунды на основании того, что чувствуют прямо сейчас.

 

 — В прошлом году вы в первый раз это прочувствовали и атмосферу музея…

— Были музыканты, говорившие «О! Мы играем рядом с Пикассо». Или «Вау, мы напротив Рембрандта!»  Мы играли в зале израильского искусства, или в зале иудаики – там, где выставлены сотни ханкульных светильников: представляете, как там звучит труба? Все это очень необычно и все это отражается на музыкальных переживаниях и на программе фестиваля.

 

— Программу которого в этом году вы составили каким образом? Ведь джазовая музыка жива настоящим моментом, она не терпит заранее написанного сценария. 

— Таким образом, чтобы подчеркнуть интимность фестиваля, чувства. Мне было важно пригласить не просто знаменитостей, а тех, кто умеет «играть» чувства. Кто умеет передать настроение в камерной обстановке. Фестиваль — нечто большее, чем просто музыка или просто визит в музей. Это некое действо, меняющее и слушателей, и музыкантов. Концерты в рамках фестиваля можно услышать только один раз – они не будут повторены. На фестивале важна атмосфера творчества, бескомпромиссности в музыке, индивидуальности, вдохновения. Участники фестиваля – это те, кто определяют характер сегодня и завтра современного джаза, кто помнит о корнях и происхождении этой музыки и о том, что джаз должен развиваться и двигаться вперед – в будущее. Музыкальная программа фестиваля очень репрезентативна, разнообразна, мультикультурна и представляет практически все стили, определяющие нынешний мир джаза, все музыкальные миры и диалог между ними.

 

— «В некотором отношении, жизнь похожа на джаз… Лучше, когда импровизируешь». Эти слова принадлежат Джорджу Гершвину, американскому композитору и пианисту, одному из пророков этого музыкального жанра. Вы точно следуете этим словам. Но вас поддерживает Фестиваль Израиля – серьезная организация с точными планами.

— Мы — некое ответвление от Фестиваля Израиля, художественный руководитель которого Ицик Джули делает упор на театр, балет, движение, сценические искусства. Фестиваль Израиля – очень разнообразный и очень крупный, но в последние годы в нем не было отдельной джазовой программы. И когда ко мне обратился Эяль Шер, директор Фестиваля Израиля с идеей музейного джазового «дополнения», я с радостью согласился. Мне предоставили полную самостоятельность в составлении программ.

 

— Просматривая программу фестиваля, обратила внимание, что в этом году в нем участвуют пять музыкантов с фамилией Коэн. А вашему семейному «Трио Коэн» — «3 Cohen» часто ли удается выступать вместе?
— Реже, чем хотелось бы, но бывают периоды, когда мы собираемся втроем и даем концерты. Анат и Юваль, как и я, разъезжают по миру, но мне все больше и больше хочется тишины, чтобы в ней создавать свою музыку. В прошедшем сентябре я записал новый альбом, взяв для этого два месяца отпуска от всего. Хотелось бы сосредоточиться на своей музыки, а не только выступать с квартетами, с нашим трио или с другими составами, преподавать, участвовать в различных проектах. Каждый делает свой выбор – и в музыке и в жизни.

 

 — Вы ищете простоты, но тихая  жизнь  невозможна  без современных  технологий –интернет, доступные средства связи, он-лайн общение. Мы с вами спокойно разговариваем, находясь на расстоянии  в тысячи  километров.

— Именно так: после Нью-Йорка и Израиля  я не очень себе представлял общение с коллегами из Индии, но выяснилось, что расстояние совсем не мешает.

 

 — И расстояния не помешают приехать и прийти на фестиваль джаза  в музей Израиля.

— Я очень на это надеюсь!
Сайт трубача Авишая Коэна  — http://www.avishaicohenmusic.com/

Сайт фестиваля — www.jerusalemjazzfestival.org.il
Линки на видео:



Avishai Cohen Quartet — Into the Silence — Live @ Blue Note Milano

Страница в фейсбуке — https://www.facebook.com/JLMJazzFestival

Международный Иерусалимский джазовый фестиваль пройдет с 12 по 14 декабря 2016 года. Начало: в среду и в четверг в 18:30, в пятницу – в 10:30.

Существует возможность купить билеты на весь день:

На все концерты в галереях — 85/105 шекелей в день
На все концерты в галереях и один концерт в зале — 130/155 шекелей в день

На все концерты в галереях и два концерта в зале — 175/205 шекелей в день

(более дешевая цена – для «друзей музея», учащихся, солдатов и пенсионеров).

«Золотой билет» — вход на ВСЕ концерты во всех галереях и залах в течение всех трех дней фестиваля – 465 шекелей.

 

Начало джем-сейшнов в «Желтой подлодке» – в 23:30. Вход – свободный. По окончании концертов в Музее Израиля в 23:00 будет организована подвозка от музея до клуба «Желтая подлодка» на улице ха-Рехавим, 13.

 

Дополнительная информация и заказ билетов на сайте фестиваля: www.jerusalemjazzfestival.org.il

 

Маша Хинич. Все фотографии предоставлены руководством фестиваля. Заглавное фото  — © Kaupo Kikkas

Click to comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Афиша

« Июнь 2017 » loading...
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2

Facebook

Copyright © 2015 ISRAEL CULTURE.INFO. Design by DOT SHOT. Powered by Wordpress.

To Top