fbpx
Интервью

Всё о фестивале «toujours Mozart». Рассказывает Цви Меникер…

Интервью первоначально опубликовано  18 января 2018 года в приложении е “Нон-Стоп” к газете “Вести” 

Маша Хинич

 

Два года назад в беседе с Цви Меникером – музыкальным руководителем фестиваля «toujours Mozart», проходившего тогда впервые в Зихроне-Яакове, мы оба мечтали о том, чтобы «Дни Моцарта» стали в Израиле традиционными. И так оно и получилось! Не сразу, а через два года, но второй международный фестиваль «toujours Mozart» пройдет в течение трех дней в конце января 2018-го года в центре искусств «ELMA» в Зихрон-Яакове.

 

Цви Меникер. Фото: Мартин Рот

Относительно недавно – в исторической перспективе, разумеется, – в Израиле далеко не все знали, что такое клавесин. А сейчас, в январе 2018 года, в центре искусств «ELMA» в Зихрон-Яакове проводится уже второй фестиваль «Дни Моцарта – toujours Mozart», где прозвучит музыка органа, молоточкового фортепьяно, музыка камерная и оперная, оркестровая и вокальная. И вся эта музыка написана Моцартом. О фестивале «Дни Моцарта» в Израиле рассказывает его музыкальный руководитель Цви Меникер – клавесинист, пианист, органист, специалист по старинной музыке, профессор Высшей музыкальной школы в Ганновере. Меникер родился в Москве, ребенком приехал в Израиль, подростком уехал в Австрию учиться музыке и вернулся для службы в армии. Вот как раз тогда он и столкнулся с тем, что никто не знал, что такое клавесин, и поэтому в армии Меникер получил специальность фельдшера, а не музыканта.

 

– Личность Моцарта и его музыка настолько бесконечны, что вокруг его имени можно устраивать множество фестивалей – от оперной музыки до инструментальной, писать книги, снимать фильмы, ставить спектакли – что уже и делается. Чего только нет. Есть и новый для Израиля фестиваль, который, впрочем, в Европе проводится уже 19 лет, а в Израиле – второй раз. Чем отличаются зимние фестивали Моцарта, проводимые в Европе от знаменитого фестиваля «Моцартеум» в Зальцбурге, которые обычно проводится летом? Является ли фестиваль в центре искусства «ELMA» в Зихрон-Яакове калькой с европейского?

– Фестиваль в «ELMA» – не калька и не копия европейского фестиваля, а его новый «локэйшн». Фестиваль под названием «toujours Mozart» существует уже 19 лет и спонсируется базирующимся в Мюнхене Международным Фондом Культуры и Цивилизации, основанным в 1995 году по инициативе промышленника Эриха Фишера. Музыкальным руководителем фонда является Йоханнес Эркес. Проходит фестиваль в разных городах Европы, начавшись именно с Зальцбурга. И всегда в уик-энд, ближайший ко дню рождения Моцарта. Иногда фестиваль проводится в течение двух уик-эндов, иногда в нескольких городах подряд. Он проходил в Праге, в Вене, Аугсбурге, в других городах Германии – и с 2016 года – в Израиле.

Эрих Фишер был владельцем крупной компании по выпуску частей для электронных приборов. Когда он продал свою компанию, то отдал треть средств работникам, треть оставил себе, а треть вложил в Фонд культуры и цивилизации. Этот фонд занимается не только фестивалем Моцарта, с которого он начал свою деятельность, но и другим проектами: к примеру, концертами в домах престарелых, проектом «Музыка на колесах» – камерными исполнениями опер с объяснениями и уменьшенным составом участников, разъезжающими по разным городам. Фонд устраивает концерты в тюрьмах для заключенных, финансирует программу преподавания шахмат для детей. Спонсирует много мероприятий – от благотворительных до очень серьезных музыкальных, которым и является наш фестиваль. Именно благодаря этому фонду наш фестиваль «toujours Mozart –Дни Моцарта» и существует. Но, несмотря на то, что впервые этот фестиваль проводился в Зальцбурге в 1997-м году, он не имеет никакого отношения к зальцбургскому «Моцартеуму», всегда проходящему летом.

– Какие изменения произошли в фестивале «toujours Mozart»? Я имею в виду именно израильский вариант. С первого прошло два года… Помните, мы в прошлый раз обсуждали – будет ли следующий фестиваль? И вот – он пройдет в конце января 2018-го.

– В Европе подобный фестиваль проходит этой зимой уже в двадцатый раз, а я составляю его музыкальную программу как минимум раз в пятый раз, и второй раз – в Израиле. Проблемы сделать интересную программу с музыкой Моцарта просто не существует. У Моцарта множество замечательных произведений – достаточно опустить руки в это музыкальное мере и добыча идет к тебе сама.

Естественно, что нынешняя программа отличается от той, что была исполнена на первом Фестивале Моцарта в Израиле два года назад. В этом году будут исполняться все скрипичные сонаты Моцарта – сонаты для скрипки и фортепиано. В его время они назывались «сонаты для фортепиано со скрипичным аккомпанементом». Но у Моцарта скрипка играет намного большую роль, чем аккомпанемент. Эта музыка для двух равноправных партнеров, в этом смысле музыка Моцарта очень прогрессивна.

Это в буквальном смысле «камерная» музыка, то есть домашняя музыка для исполнения в комнате – «camera» на итальянском значит «комната». Но эта камерная музыка – музыка высочайшего ранга и писалась она для знатоков. Скрипичные сонаты Моцарта будут играться разными составами, в том числе ансамблем Израильский Камерный Проект, который в основном исполнит переложения сонат. Как-то, к примеру, две сонаты будут играться в переложении для кларнета и струнного трио. Большинство сонат будут исполняться на аутентичных инструментах. Будет также исполнено переложение одной из сонат для виолончели.

 

– Эти переложения сделаны специально для фестиваля или они уже существовали ранее?

– Они были сделаны частично мною, частично самими музыкантами, которые их исполняют. Частично – к примеру, переложение для кларнета с трио – это переложение современников Моцарта. Большинство сонат будут исполняться на скрипке и фортепиано. Специально для фестиваля мы собрали Израильский Моцартовский оркестр и каждый из скрипачей будет играть одну сонату, а одна виолончелистка будет исполнять скрипичную сонату на виолончели. Существует 15 подобных сонат. В общую программу фестиваля включены также четыре концерта с оркестром и концерт с хором, представляющий собой церковную службу во времена Моцарта. Мы исполним и мессу, и литургию. Кстати, в отличие от прошлого фестиваля, месса исполняется не по порядку, а между частями мессы будет сыграна другая музыка – частично инструментальная, частичного – другая церковная музыка. Как это было тогда, когда между частями мессы читались проповеди. Мы пытаемся следовать именно такой форме.

 

 – Остальные концерты будут построены так, как то бывало во времена Моцарта?

– Да. Вот еще пример: мы исполняем симфонию, но она разделена на две части. Первая половина играется в начале вечера, вторая половина – в конце концерта, а между ними в программе – различные арии, камерная музыка, фортепианный квинтет с духовыми. Это смешанная программа создавалось специально таким образом, чтобы публике было интереснее. Именно так она исполнялась во времена Моцарта. Ни одна симфония Моцарта в его время не игралась с начала до конца, а исполнялась часть в начале, а часть в конце вечера, а между ними звучали вокальные номера, инструментальные вставки…

 

– Симфония при таком исполнении не теряет своей целостности?

-Ни одна из симфоний Моцарта не создавалась как одно целое, когда музыка играется подряд с первой ноты до последней. Наоборот, такая раздробленность придает, как ни странно, целостность всему концерту, всей программе – поскольку начинается и кончается в той же тональности, в данном случае, до-мажор. Так же и оперы Моцарта: увертюра и финал всегда звучат в одной тональности.

– Фестиваль «toujours Mozart» проводится в Центре искусств «ELMA», то есть в гостинице, куда многие приезжают с детьми. Будут ли в этом году в программе мероприятия для детей?

– Да, будут. Например, программа «64 произведения Моцарта». Концерт-сюрприз, главная изюминка которого в том, что ни зрители, ни исполнители не знают, что произойдет. Это не только музыка, но и различные фильмы, мультфильмы, зачастую очень смешные. Публика бросает жребий, «разыгрывает» 20 сочинений в лотерею, и из них мы создаем программу концерта. Заранее никому неизвестно, какие 20 произведений из подготовленных 64, прозвучат.

 

– Вы участвуете в фестивале также как и музыкант, а не только как руководитель и организатор. Вы специалист по органу, клавесину и молоточковому фортепиано. Это такие романтичные инструменты. И в то же время вы мне кажетесь требовательным педагогом. Как это сочетается?

-Это классические барочные инструменты,  не романтический, а доромантический период.

 

-Я имела в виду не музыкальный период, а непосредственно отношение слушателей, публики, не профессионалов. Нам-то кажется – клавесин это так романтично!

– У всех преподавателей музыки главная задача – воспитать в учениках чувство, а не только научить их сухой технике. Я передаю свой опыт ученикам во всех смыслах. Музыка, да и всякое другое искусство, это не только преподавание свода правил. Нужно передать студентам вдохновение, энтузиазм, подъем духа.

 

– Такое духоподъемное настроение отражено в фестивале?

– Естественно. Музыка Моцарта – это широчайший диапазон всех эмоций: есть очень смешные произведения, каноны со слегка непристойными текстами. С другой стороны – у него глубочайшая музыка, имеющая поистине вселенский смысл.

– Расскажите, пожалуйста, как вы с фестивалем «toujours Mozart» оказались в Зихрон-Якове, в центре искусств и музыки «ELMA»?

– Гостиницы для подобных фестивалей – это очень удобно. Здесь можно остановиться, отдохнуть, но в нашем случае главное то, что «ELMA» – это культурный центр. Здесь есть прекрасный зал с совершенной акустикой и новым органом, есть еще несколько помещений и залов. Мероприятия фестиваля – концерты, мастер-классы, встречи, лекции – будут проходить в пяти разных залах одновременно. «ELMA» – это большой зал с органом, камерный зал «Кьюб», две галереи, лекционное помещение. Нам важно, чтобы публика свободно себя чувствовала, переходила из помещение в помещение вслед за музыкой.

 

– Организация фестиваля Моцарта в Израиле – это инициатива владелицы гостинцы, легендарной Лили Эльштейн, из семьи основателей Зихрон-Яакова?

– Сама идея проводить этот фестиваль в Израиле исходит от меня. Как я уже говорил, нам важно, чтобы музыка звучала одновременно в нескольких залах. И, как только я увидел, что этот центр строится – еще до того, как он был полностью построен, я познакомился с Лили Эльштейн, и у меня возникла идея привезти фестиваль в «ELMA».
Лили Эльштейн сразу нас поддержала после того как дал свое согласие Эрих Фишер. Так что естественно, это и ее инициатива, без нее не было бы ни центра «ELMA», ни этого фестиваля в Израиле. На формат фестиваля влияют и технические характеристики залов, и само место, и – главное – его атмосфера. Атмосфера, существующая в центре искусств «ELMA» совпадает с нашими задачами и с целями – играть музыку Моцарта для всех, кто приедет ее слушать, объяснять эту музыку, рассказывать о ней, представлять ее и обеспечить возможность общения музыкантов и слушателей.

Когда-то мы начинали этот фестиваль во дворце архиепископа в Зальцбурге. Именно в этом дворце Моцарт первый раз играл на публике еще ребенком. Во дворце архиепископа много разных залов и мы уже тогда поняли, что для нашего фестиваля очень важно, чтобы концерты проходили одновременно в разных помещениях, для разной публики, в разных форматах. Важно, чтобы слушатели и музыканты могли легко переходить из одного зала в другой, важен непосредственный контакт между музыкантами и слушателями, физическая близость публики в зале к музыкантам – и к самой музыке. Не слишком формальный подход. В «ELMA» создана, благодаря хозяйке этого центра искусств Лили Эльштейн, особая атмосфера. Я не берусь описать ее достаточно точно, но это атмосфера внимания, доброжелательности, открытости, способствующей музыке и контакту с публикой. Это очень нам важно.

Jürgen Schrape -Foto Kay Michalak

– В нашем предварительном разговоре вы упоминали об уроках танцев – уроках для всех…

– В прошлый раз они тоже были, ведет их Юрген Шраппе, большой знаток старинных танцев – и барочных, и ренессансных, и классических эпохи Моцарта. Он знает, прочитал и проштудировал все, что только можно, об этих танцах. Он сам – танцор и хореограф, то есть не только теоретик, но и практик. И прекрасно умеет преподать танцы людям, которые никогда не танцевали. Обычно желающих больше, чем мест, так что советую записаться на его мастер-классы на сайте фестиваля. Как известно, Моцарт сам был очень хорошим танцором, охотно танцевал – так что последуем его примеру. Очень важно, что благодаря лекциям, классам, семинарам публика становится частью фестиваля, его активно действующей составляющей.

 

– Как вам удалось собрать Израильский Моцартовский оркестр?

– «Собирали» этот оркестр несколько человек: я сам, живущий в Брюсселе виолончелист Ира Гиволь, много концертирующий по Европе и в Германии и знакомый со многими музыкантами. В него вошли многие исполнители, играющие музыку в аутентичном «историческом» ключе.

 

– Два года назад закончился первый фестиваль, какие вы сделали для себя выводы тогда?

– Я сделал два главных вывода: первый, тот – что фестиваль этот очень интересен израильской публике. И второй – надо продолжать. Моцарт написал более шестисот произведений… Мы делаем этот фестиваль уже двадцать лет, и нам еще не надоело. Наш фестиваль престижен, его программа – интересна, ну а сама музыка – музыка прекрасна!

 

 

******

 

Фестиваль открывает и завершает особый концерт – «Оперная Академия в Вене» (четверг, 25 января и суббота, 27 января, в 19:30), в программу которого включены арии и сцены из моцартовской оперы «Идоменей, царь критский»; Рондо для фортепиано с оркестром ля мажор, KV 386; Квинтет для фортепиано и духовых инструментов KV 452; Симфония «Юпитер» до мажор KV 551. Исполнители – сопрано Клер Мегнаджи и Хадас Фаран-Асья, тенор Маркус Шефер, пианист Цви Меникер – молоточковое фортепьяно; Авиад Гершуни – гобой, Гили Ринот – кларнет, Эяль Стритт – фагот; Алон Реувен – валторна; и Израильский Моцартовский Оркестр.

Концерт открытия фестиваля будет транслироваться в прямом эфире радиостанцией «Коль ха-Музика» (97.2 FM).
В дни фестиваля будут проходить мероприятия, открытые для широкой публики: празднование 262 дня рождения Моцарта, появившегося на свет 27 января 1756 года, показ документального фильма о Моцарте, а также проект «Моцарт для всех», в рамках которого сцены ELMA будут предоставлены музыкантам-любителям, играющим музыку Моцарта, школьникам и молодым музыкантам.
Полностью подробную программу фестиваля можно посмотреть на сайте https://www.elmahotel.co.il/mozart-festival

 

Во время фестиваля отель ELMA предложит специальные пакеты для своих гостей, включающие проживание и вход на концерты, и другие мероприятия фестиваля «toujours Mozart. При предварительном заказе на пребывание в гостинице, включая вход на праздничные мероприятия, гостям будут предложены цены, начиная с 2570 шекелей для пары за ночь (минимум 2 ночи) на условиях полу-пансиона. Можно также приобрети отдельные билеты на концерты, билеты на все мероприятия на отдельные дни или билеты на все концерты уик-энда.

Дневные билеты мероприятия фестиваля:
Моцарт в пятницу, 26.1.18 – 440 шек.
Моцарт в субботу, 27.1.18 – 520 шек.
Моцарт на выходные дни, 25-27.1.1, четверг-суббота – 720 шек.

Билеты можно заказать, позвонив по телефону 04-6300123 или на сайте www.elmahotel.co.il, или написав на адрес tickets@elmaarts.com

Обратите внимание, что часть мероприятий – бесплатны!
Сайт гостиницы: https://www.elma-hotel.com/ 
Страница в фейсбуке: https://www.facebook.com/ElmaHotel

Сайт фестиваля: https://www.elmahotel.co.il/mozart-festival

 

Фото гостиницы – © Йоав Этиэль- предоставлены пресс-отделом фестиваля««toujours Mozart» в ELMA.

 

 

 

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top