fbpx
Выставки

А вы в Африке бывали? От афро-отптимизма прошлого – через афро-пессимизм настоящего – к афро-футуризму будущего

«Что касается Африки… Современное искусство и афро-футуризм» – выставка в Тель-Авивском музее искусств

Маша Хинич (огромная благодарность за помощь в подготовке материала Александре Левиной и Алле Черняк – русскоязычным музейным экскурсоводам, в том числе и по выставке «Что касается Африки…»)

 

А вы в Африке бывали? Или, проникшись в детстве, заветами Чуковского, в Африку гулять не ходили? Да и что такое Африка? Африка нашего времени и черный континент из легенд. Африка 1960-х, 1980-х и 2000-х? Африка не только раскрашенных деревянных идолов и плетеных корзин, Африка сафари и междоусобных войн, а Африка современного искусства, живописи, графики, видео, фотографии… Речь идет о выставке, а не о политическом митинге или сборе средств для, увы, голодных. Искусство Африки неотделимо от войн, политики дипломатии, колонизации, жизнеспособности, технологий, свободы и независимости, реальности жизни в ней – хаотической, жестокой и трагической. И также неотделимо от традиций, истории, сказаний, африканских ландшафтов и ярких красок. Что такое ассимиляция пост-колониальной Африки, и как африканские мотивы ассимилированы в израильских искусстве и реальности – также темы выставки.

Аджани Окпу-Эгбе. The Politics of Mary Seacole (2014)

Аджани Окпу-Эгбе. The Politics of Mary Seacole (2014)

Выставка «Что касается Африки… Современное искусство и афро-футуризм» в Тель-Авивском музее искусств, представляющая работы 28 израильских и африканских художников (и художниц, ровно 50 процентов – и это важно!, таково решение куратора) открылась в декабре прошлого года и продлится до конца мая нынешнего. Полгода Африки в Тель-Авиве. Впрочем, оглянемся по сторонам: Африка она в Тель-Авиве везде и не только в южных кварталах. Правительство привычно отнекивается, муниципалитет привычно оправдывается, а люди знакомятся, радуются и огорчаются, и в результате живут бок о бок. И не случайно часть «Африки» – это картины «Новых барбизонок» – сцены из городской жизни африканцев в Тель-Авиве. Знаем ли мы, кто эти люди? Понимаем ли их? Какие чувства они вызывают? Выставка ведь и об этом – о встрече… Вокруг «Африки» и на ней устраивается множество встреч, лекций, экскурсий (русскоязычных – все больше и больше), гремят барабаны в музейных залах, танцы, веселье и выплескивающая с картин боль, занесенная суховеями из Сахары и Калахари, из Намибии, Конго, Ганы, Мали, Бенина, Судана, Нигерии. Выставка – это знакомство: нас с Африкой и тем, как воспринимают и отражают ее современную культуру израильские и африканские художники, представляющие живопись абстрактную, фигуративную, портретную, фото и видео, кино и комиксы, разработку шрифтов и моделей – все, что хотите, кроме масок идолов, ибо идолы поменялись.

Абу Бакарр Мансерей. Сьерра-Леоне. "Опасный компьютерный вирус". 2008

Абу Бакарр Мансерей. Сьерра-Леоне. “Опасный компьютерный вирус”. 2008

Выставка очень масштабна. Она расплескалась по всему музею, выйдя за стены нижнего зала для сменных экспозиций, заполнив межэтажный «водопад света» и даже докатившись до ретроспективы Яира Гарбуза, который проникся африканскими мотивами и проблемами, вплетя в каждый второй свой коллаж деревянные маски и черные фигуры. Эта групповая выставка представляет работы созданные сегодня в Африке или об Африке, не считаясь с традиционным делением на фантазию, космологию, мифы и реальность, разрушая штампы и стигмы.

А началось все с того, что в 1989 году некий француз, господин Жан Пигоцци из Женевы оказался во Флоренции. Пигоцци – знаменитый коллекционер со средствами (наследник огромного состояния итало-французского автомобильного происхождения, один из крупнейших в мире частных коллекционеров, филантроп, владелец недвижимости, островов, яхт, линии одежды), а Флоренция – подходящее место тратить деньги. Так что Пигоцци посетил во Флоренции выставку современной африканской фотографии, которая ему так понравилась, что он целиком ее купил (его легко понять, увидев эти фотографии в Тель-Авивском музее). В западном обществе на африканское искусство традиционно смотрели как на фольклор и ремесла. Лишь в конце 20-го столетия искусствоведы по-новому оценили уникальность современного африканского искусства. В 1986 году в Париже была проведена выставка, которая стала поворотной для изменения восприятия «незападного» современного искусства. На этой выставке под названием «Маги земли» были показаны работы современных художников со всех континентов. Это и привело к созданию Жаном Пигоцци  «Коллекции современного африканского искусства» (КСАИ) http://www.caacart.com/, а сам он стал одним из основных пропагандистов африканского искусства. Коллекция Пигоцци, одна из наиболее значительных в мире, включает работы художников, живущих и работающих в Африке к югу от Сахары, которые используют различные формы самовыражения – от картин и скульптур до видео и мультимедиа.

В какой-то момент к Пигоцци обратилась куратор Тель-Авивского музея Рут Директор и вот – вуаля! Современное искусство Африки прибыло в Тель-Авив, было укреплено местными силами и взглядами, и аудитория любопытных получила подарок – новое визуальное восприятие Африки, начиная с 1960-х годов и до наших дней. От времен пост-колониального расцвета независимости, свободы, надежды через голод, войну, болезни, коррупцию – к будущему. Сказать «светлое» – прозвучит как издевка, так что просто к футуризму.

Зоя Черкасская Ннади. Парк Левински. 2014 г.

Зоя Черкасская Ннади. Парк Левински. 2014 г.

Короче: выставка – восхитительна. Во-первых, как уже было замечено, на ней понимаешь, что наше восприятие Африки отстало от реальности. Во-вторых: на ней замираешь от неожиданности около каждого ряда экспонатов. В-третьих: выставка позволяет узнать о новом восприятии самими африканцами старых традиций. Сразу при входе – серия черно-белых фотографий необычных женских причесок сложных конструкций, которые, как выясняется, повторяют очертания ритуальных сооружений и бронзовых статуэток, давно перекочевавших в Британский музей в Лондоне. А ведь в этих прическах – где-то посередине между тугими косичками – скрывается душа. Бронзовые статуэтки, по подобию которых косички сплетены, были найдены в Ифе – историческом и религиозном центре племени йоруба в Нигерии в Западной Африке в 1930-е годы. Датируются они 13-14 векам нашей эры. Известно также, что район центральной Нигерии был родиной древней культуры «Нок», просуществовавшей с 900 года до нашей эры по 200 год нашей эры. Бытует мнение, что культура «Нок» породила племя йоруба, девушки которого носят такие прически.

Ибрагим Махама. «Разлом» (общий вид)

Ибрагим Махама. «Разлом» (общий вид)

Эта выставка – также и диалог между пространством и символами. Что символизируют, что обозначают старые мешки, заполнившие межэтажный колодец? Что в них перевозили, что значат аббревиатуры из цифр и букв? Эта инсталляция «Разлом» 30-летнего художника из Ганы Ибрагима Махамы, которую он создал по приглашению Тель-Авивского музея для выставки «Африка». В мешках из джута, которые Махама использовал для «Разлома», перевозились бобы какао и кофейные зерна, позже – уголь. Такие мешки производятся в Индии и в Бангладеш, но штамп на них гласит «Сделано в Гане», где их переделывают в рабочую одежду. Веревки  джута сплелись в мешковину, в которой запутались истории о денежных и товарных потоках – в Африку и из Африки, потоках, меняющих смысл, значения, ценности, статус. Ибрагим Махама придал этим мешкам еще одно назначение – быть частью архитектурных пространственных инсталляций, что он, кстати говоря, уже демонстрировал на Венецианском биеналле в 2015году и сделает в этом – 2017-м году – на «Документе». А еще, но этого в официальных релизах вы не найдете, в этих мешках перевозят трупы. Так рассказал мне сам Махама.

Ибрагим Махама. «Разлом» (деталь)

Ибрагим Махама. «Разлом» (деталь)

Но вернемся к Африке расцвета 1960-х и начала  1970-х, к «десятилетию независимости» (сентиментальные и чувственные снимки вечеринок и танцев), к регрессии 1980-х (лица без надежды), к ее невнятному будущему, к так и не понятой утопии футуризма джунглей черного континента. Кстати говоря, в Израиле существует организация ISPADA – Israeli Planning, Architecture and Development in Africa, стенд с видеофильмами которой также установлен на выставке, но выглядит он чересчур серьезно, а ведь вокруг так много всего яркого, шумного, святящегося и звонкого: уже упомянутая фотосерия причесок; фотосерия мужчин с гиенами (это не несчастные, а представители нового социального слоя), фигуративное и абстрактное искусство, серия цветных фотографий (автор  – бенинец Лионсе Рафаэль Агбоджелоу) брутальных мужчин-мачо, задрапированных в яркие цветные ткани – каждый из них это отдельный Йинка Шонибаре.

Вот еще темы выставки – о каждой можно говорить часами:

что означает роспись домов племени ндбеле – художница Эстер Малангу была приглашена участвовать в престижном арт-проекте BMW. До нее в проекте участвовали такие знаменитости как Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Франк Стелла и другие;

Эстер Малангу. Без названия. Акрилик на холсте. 1991

Эстер Малангу. Без названия. Акрилик на холсте. 1991

как связаны расписные ткани-батики и Голландия – яркие ткани с разноцветным рисунком считаются характерными для «африканского» стиля. На самом деле эти ткани проделали долгий путь до того как прижились в Африке: из Индонезии до голландской фабрики «Vilsco», где голландцы безуспешно пытались удешевить производство уникального индонезийского батика ручной работы. Затем ткани отправились в Гану, вместе с военнослужащими, которые отслужив в голландских войсках, вернулись на родину, а из Ганы распространились по всему континенту;

Лионсе Рафаэль Агбоджелоу. Без названия. Из серии “Musclemen”. 2012 г.

что обозначают символы в новой живописи и графике;

что делала израильская компания Солель-Боне в Нигерии;

как жили религиозные израильтяне в Кейптауне и что они ищут там сегодня. Об этом рассказывается в медитативном фильме о поисках тель-авивским фотографом своих  корней в Африке.  Присутствие израильтян в Африке сказывается настолько явственно, что это парадоксально отразилось в еще одном представленном видеофильме, рассказывающем о том, что среди детей африканских беженцев в Тель-Авиве бытует поверье о том, что Биби (наш премьер, если кто засомневался) родился в маленькой деревушке в Южном Судане и попал в Израиль на ковре-самолете. Я посмотрела и почти поверила.

 

Почему так тревожно на душе от фотографий Малика Сидибе.

Малик Седиб. Канун Рождества. 1963

Малик Седибе. Канун Рождества. 1963

Малик Сидибе (черно-белые фото 60-х годов) был одним из крупнейших фотографов африканского континента. Всемирную известность он обрел в 1960-е: тогда Мали, наряду с другими французскими колониями получила независимость, и Сидибе стал главным фотографом нового, «освобожденного» поколения. Танцующие и поющие мужчины и женщины, их лица полные счастья, пусть и помнящие об окружающей бедноте, остались в архиве мировой фотографии, благодаря объективу Сидибе, который получил прозвище «глаз Бамако». Эйфория, молодежь и свобода. Эти три слова интригуют и привлекают, а когда они складываются в идеальных пропорциях и становятся не просто словами, а самым настоящим историческим документом, в котором свобода – самая настоящая независимость Мали от Франции. Когда молодежь с жадностью поглощает новую музыкальную западную культуру, создает безумные миксы из традиционной и западной одежды, когда все пропитано радостью и сам фотограф проводит ночи во всех клубах города или снимает с такой же страстью футбольные матчи, свадьбы или празднование рождества. Фотографии Сидибе были впервые показаны в конце девяностых, а до этого, в течение тридцати лет, он не переставал снимать, потому что был влюблен в свое дело и людей, которыми был окружен.
Что за истории кроются за серией портретов с гиенами?
Питер Хьюго (Pieter Hugo) родился в 1976 году и вырос в Кейптауне в ЮАР. За портрет человека с гиеной Хьюго получил приз в категории «Портреты» на фотоконкурсе World Press Photo в 2005 году. В 2008 году Хьюго получил премию «Открытие года» фестиваля «Фотографические встречи в Арле» и приз KLM Paul Hauf Award.

Питер Хуго . Из серии" Гиена и другие люди". Малам-Галадима-Ахмаду с Ямисом. Нигерия. 2005 г.

Питер Хуго . Из серии” Гиена и другие люди”. Малам-Галадима-Ахмаду с Ямисом. Нигерия. 2005 г.

Серия портретов небольшой группы бродячих дрессировщиков, устраивающих представления с дикими животными, зарабатывая до нескольких тысяч найра (1000 найра – приблизительно 6,5 долларов США) была сделана Хьюго в течение нескольких дней: он сопровождал группу, но сами выступления при этом не снимал. «Я понял, что меня увлекает гибрид городской и дикой жизни, парадоксальные отношения между укротителями и их животными, то нежные, ласковые, то грубые и жестокие. Я стал искать ситуации, в которых контраст противоположных элементов проявлялся ярче всего, и решил сосредоточиться на портретах» – рассказывает фотограф. Укротители животных состоят в родстве, их ремесло традиционно передавалось в семьях от поколения к поколению. Они владеют старинными секретами, как поймать животное, как его утихомирить, как за ним ухаживать, как сделать так, чтобы оно не причинило вреда человеку, и знают все о заклинаниях и зельях – магических инструментах для опасной работы.

 

И снова о прическах.

<em>Джей Ди Окхай Оджейкере. Online Gogoro or Akaba. 1975/1999 г.г.</em>

Джей Ди Окхай Оджейкере. Online Gogoro or Akaba. 1975/1999 г.г.

Нигерийский фотограф Джей Ди Окхай Оджейкере прославился на весь мир серией фотографий, посвященных сложной геометрии африканских причесок. Большинство фотографий сделаны в 60-х годах, когда Нигерия обрела независимость, а Оджейкере получил первую работу – фотографа на первой телевизионной станции в Африке. Молодой тогда фотограф хотел поймать и передать в кадре проявления искусства в повседневной действительности. Прически в Африке всегда были важным украшением и способом выразить индивидуальность и даже продемонстрировать статус и достаток. Так появилась фото-серия «Прически»: большинство снимков сделаны со спины, волосы складываются в картины, а женская голова становится полотном.

За каждым образом, за каждой картиной и фотографией – свой рассказ, своя судьба. А что бывает интереснее рассказов о чужих жизнях?

Ближайшие экскурсии на русском языке по выставке «Что касается Африки… Современное искусство и афро-футуризм» состоятся: 9 марта, в четверг, в 18:30   и 10 марта, в субботу, в 10:30.

Выставка «Что касается Африки… Современное искусство и афро-футуризм» продлится до 27 мая 2017 года

Сайт выставки: http://www.africa-tamuseum.org.il/

Адрес: Тель-Авив, ул. Шауль ха-Мелех 27. Телефон: 03-6077020 (касса музея). Информация об экскурсиях на русском языке  по телефону 054-5389087 – Александра(https://www.facebook.com/arttoursinrussian)

Иллюстрации предоставлены пресс-отделом Тель-Авивского музея. Заглавное фото: Шери Самба. “Картина, которую надо защищать”. 1993.

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top