fbpx
Музыка

ВРЕМЯ ЗАПАДНОЙ ГАЛИЛЕИ

Там, где кончается асфальт, начинается отдых

Для увеличения нажми на меня!

Это пост о том, где отдыхать и что смотреть. О музеях и живописи в нем не меньше, чем об удобных кроватях и вкусных завтраках. А точнее – о том, как все это можно совместить…

Вот мы и докатились. Докатились до того, что вся страна покрылась асфальтом под крики “зеленых” о том, что травы скоро не будет. Кричать уже поздно –трава осталась только в заповеднике и немного в кибуцах.
Почти что у самого синего моря, там где старый римский акведук вздымается перевернутыми арками из земли, там где четвертое шоссе ведет себя уже потише, там, где многие считают что это уже крайний север, хотя до него еще 20 минут езды, в Западной Галилее расположен кибуц Лохамей ха-Гетаот, возникший в 1948 год на пустынном тогда месте. Кибуц был построен бывшими узниками Варшавского гетто и концлагерей, теми, кто выжил и смог после войны добраться до Израиля.

Для увеличения нажми на меня!
В кибуце Лохамей ха-гетаот. Фото:Арье Хемер

В День Катастрофы в амфитеатре музея ежегодно проводится церемония зажигания факелов – в отличие от “Яд ва-Шем” здесь их зажигают на исходе Дня Катастрофы, а в музей целый день идут люди. Идут, чтобы увидеть на выставках и на постоянных экспозициях музея то, что было когда-то. А то, что есть сейчас – это сам кибуц, который уже и не кибуц. И как любой кибуц-не-кибуц Лохамей ха-гетаот в свое время обзавелся гостиничными домиками, перестроив бывшее молодежное общежитие поначалу для тех, кто приезжал в исследовательский центр музея по работе на несколько дней.

Новое поколение кибуца, как и полагается, оказало слабее и капризнее прежнего. Потому вместо курятников возвело большие дома и бассейн, конный манеж и дорожки для прогулок. Дети основателей сбежали из маленьких домиков и на их месте в 1993 году, одними из первых на рынке деревенского туризма в Израиле открыли циммеры “Байт ве-кайт” за 20 лет не раз перестроенные, отремонтированные и улучшенные. Последний раз совсем недавно в духе модных дизайнерских течений, в оливково-горчичных цветах лаконичной концепции. Строгие прямые линии, минимум лишних вещей (хотя есть все, и даже в излишке), живые цветы, старые увеличенные фотографии прежних земледельцев в поле и безумный скрипящий шкаф для постельного белья, сделанный в Индии, и потому вносящий тонко рассчитанную толику экзотичной неряшливости в стерильно убранный номер, из салона которого – выход на веранду, а с веранды – на ту самую траву на лужайке, которая еще сохранилась в кибуце и по которой в будний день, вырвавшись на сутки из бьющего по нервам темпа жизни, так хорошо ходить босиком. Всего – 28 номеров. В будние дни пусто. В каникулы же сюда часто приезжают компаниями с детьми.

Для увеличения нажми на меня!
“Байт ве-кайт”. Фото: Арье Хемер

С одной стороны комплекса “Байт ве-кайт” – конюшня и манеж. С другой – бассейн и теннисные корты. Прогулки – вдоль акведука и по самому кибуцу. Еда – в ресторанах по всей Галилее, но завтрак – обязательно здесь. Слава о завтраках в “Байт ве-кайт” идет давно и заслуженно. Светлое отремонтированное помещение с выходом опять-таки на лужайку. С 8.00 до 12.00 ежедневно приглашаются все – и постояльцы, и путники, уставшие от унификации урбанизма. На салфетках напечатаны стихи Бялика о каше и пользе завтраков: так что есть что почитать за утренней чашкой кофе. А помимо кофе… Помимо кофе здесь подают какие угодно яичницы, омлеты и глазуньи. Корнфлексы, хлопья, смеси, пироги, сладости, хлеба и чаи. И это еще не все: на главном буфетном столе утреннего кафе “Байт ве-Кайт” я насчитала 55 блюд – 55 мисок с салатами, овощами, сырами, творогами, селедками и снова с салатами. Завтрак здесь растягивается надолго, а обед после такого завтрака уже никому не нужен. Потому смело можно оправляться до сумерек гулять на ближайшие пляжи в мошав Шавей Цион, или на Хоф-Бецет, или ехать в Ахзив и Рош ха-Никра, или пешком добраться через поля в соседние кибуцы Нес-Амим и Регба, где периодически работает музей оливкового масла. Или куда угодно в Галилею, потому что вы уже в ней, а туристических радостей в Галилее предостаточно. Объять необъятное невозможно, можно только попытаться взглянуть: прежде всего на брошюры, которые выдают в офисе “Байт ве-кайт”. Информации в этих брошюрах столь много, что могу дать два совета: первый – сначала позавтракать. Второй – заглянуть на сайты www.lagalil.com и www.gogalil.org, чтобы составить предварительный маршрут между завтраком и ужином.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!
Те самые завтраки и те самые фотографии на стенах. Полезное сравнение. Фото: Арье Хемер и Эли Прехтер

Есть и еще один совет – третий: никуда не ехать, а остаться отдыхать в “Бейт ве-Кайт”. В будние дни здесь тихо, пусто, даже пустынно – здесь легко читать и думать, делать то, чего мы сами себя лишаем, погрузившись в пучину скайпа и телефонных звонков. И гулять – кругами по кибуцу и вдоль акведука, по дорожкам внутренним и внешним, потому как здесь сохранилась атмосфера того, что принято называть словам пастораль, смысл которого уходит от поколения “кнопка”.

Гуляя, вы в какой момент окажетесь у музея “Бейт Лохамей Гетаот“, где постоянно проходят выставки искусства времен Катастрофы – выставки, потрясающие каждого посетителя, как и экспозиции традиционной живописи, рассказывающей о Катастрофе, документальные экспозиции, зал Памяти, Музей детей, зал Януша Корчака. В музейном и учебно-образовательном комплексе “Бейт Лохамей ха-Гетаот” собрано огромное количество материалов, посвященных Катастрофе европейского еврейства: свыше 90 тысяч книжных томов, видеотека из 600 фильмов, картины французского художника Давида Брайнина, сделанные в концлагере Camp de Royallieu. Музей носит имя Ицхака Каценельсона – поэта, погибшего в Освенциме.
В 1970-е годы было создано издательство “Бейт Лохамей ха-Гетаот”. В 1995 году был выстроен мемориал еврейских детей – “Яд-ла-Йелед”. А началось все в 1949-м году с небольшой комнаты и нескольких картин. Этот первый в Израиле музей, посвященный исследованиям Катастрофы, открыт с воскресенья по четверг с 9.00 до 16. 00. К сожалению, в последние годы год музей закрыт по выходным дням, а деятельность русскоязычного отдела сокращена. По пятницам музей открыт только для организованных групп. Музей проводит групповые экскурсии на иврите и других языках.

Для увеличения нажми на меня!

В кибуце Лохамей ха-Гетаот есть еще и галерея художника Моше Купфермана, всю жизнь после репатриации в Израиль писавшего картины на темы Катастрофы. Помню, как его работы поразили меня много лет назад. Поражают и сегодня.
Моше Купферман – один из значительнейших израильских художников, лауреат премии Израиля 2000-го года, один из основателей кибуца Лохамей ха-Гетаот. Основной темой его живописи была Катастрофа – и он один из немногих, кто писал картины на тему Катастрофы в абстрактной манере. Купферман умер в одночасье – вышел из своей мастерской отдохнуть и не вернулся. Было это в 2003-м году. Уже 10 лет его ателье хранится в неприкосновенном виде: те же старые газеты застилают рабочий стол, так же расставлены кисти и холсты, покрытые грунтовкой зеленого цвета. Этот зеленый (а не белый) грунт – один из секретов Купфермана. Благодаря такой основе он достигал невероятных цветов на своих полотнах. Наследием Купфермана и его мастерской-музеем занимается внучка художника – Рони, создавшая амуту памяти Моше Купфермана http://www.kupferman.co.il/.

Обычно галерея-музей Моше Купферма открыта только в конце недели, но для тех, кто отдыхает в “Бейт ве-кайт” Рони, живущая в этом же кибуце, охотно откроет галерею в любой день и проведет экскурсию.
Моше Купферман – художник-самоучка, художник Божьего дара. Он был строителем, строил этот кибуц своими руками – в буквальном смысле – и рисовал. Биография этого художника типична для Израиля его поколения и потому удивительна. Купферман родился в 1926 году в городке Ярослав на юго-востоке Польши, в зажиточной семье, владевшей магазином текстиля. Его предки были медниками – отсюда и происхождение фамилии. Бар-мицву ему отметили за месяц до начала Второй мировой войны и оккупации Польши. Семья спаслась благодаря депортации на советскую территорию.
Моше Купферман, его родители и старшая сестра семьи добрались до Львова, были оттуда депортированы в 1940-м году на Урал, а позже в Казахстан. Скитания, трудовые лагеря, голод и болезни. Отец и мать Моше скончались. Сам он, чтобы выжить, занимался тяжелым физическим трудом. После войны Купферман и его сестра вернулась в Польшу, где не нашли никого из близких: уничтожены были все. Моше Купферман присоединился к движению “Дрор” и оказался в лагере для перемещенных лиц в Германии. Именно в “Дрор” сформировалось то ядро, встретились те люди, выжившие в гетто и лагерях, кто позже построили кибуц Лохамей ха-Геотаот. В 1948 Купферман и его друзья приехали в Израиль, Моше закончил курсы строителей в кибуце Эйн-Харод, и в 1949-м году начал строить Лохамей ха-гетаот.

Для увеличения нажми на меня!

Депортация, скитания, потери, разрушения и выживание – это одна из сторон живописи Купфермана. Вторая – постоянное строительство, созидание. Купефрман никогда не учился живописи, но рисовал всегда. Еще ребенком он рисовал портреты, его мать делала вышивки, а отец рисовал на стекле. Формально он был самоучкой и, несмотря на свои выдающиеся способности, никогда не изучал искусство в академических рамках. Вновь после войны он начал рисовать в 1947-м году – в лагере для перемещенных лиц в Германии, делал иллюстрации и карикатуры. В начале 1950-х годов побывал на кибуцных курсах рисунка, проводимых Авигдором Зарицким и Иосифом Стеймацким. Он работал на стройке до 1967 года, рисуя вечерами, и лишь после этого года полностью посвятил себя живописи. Купферман был поглощен любовью к своему ремеслу. Кстати, называл себя именно “ремесленником”, а не художником.

В 1961 Купферман провел полгода в Париже, а в 1975 – 4 месяца в США в связи с групповой выставкой при его участии и его персональной выставкой в “Bertha Urdnag Gallery”. В Израиле его выставки проходили очень часто – мне помнится роскошная ретроспективная выставка 2002 года в музее Израиля, куратором которой был известный знаток современного искусства Йона Фишер, помогающий Рони в работе музея Купфермана в кибуце Лохамей ха-Гетаот.

6a0cd827d3750710c480068dbf60cbd8_bee1.jpg

Для увеличения нажми на меня!

А теперь, потому как мы приехали в кибуц на полтора дня все-таки отдохнуть, перейдем к жанру легкому, к рисункам проволокой в воздухе. Именно так можно описать то, что делает молодой художник Коби Сибони, несколько лет назад закончившей “Бецалель” и уже показывавший свои воздушные картины в Японии, Франции и Израиле. До конца мая его персональная выставка “1 миллиметр” проходит в музее кибуца Ханита, а сам Коби вертит проволоку в своей мастерской в бывшем птичнике “Лохамей ха-гетаот” – рисует в воздухе на глазах изумленных зевак, которым стали и мы. Из тонкой металлической проволоки Коби делает объемные изображения насекомых, животных, рамки, портреты, сценки. Делает как чисто декоративные вещи, так и вполне функциональные – корзинки, подставки и даже работающее радио. Крутит проволоку и за делом рассказывает о своей философии, видении мира, взглядах на искусство и современную жизнь. Он – не из поколения “кнопка”, он все еще отлично вписывается в пасторальный пейзаж. Приезжайте – отдыхать, завтракать и гулять.

Сайт циммеров “Бейт ве-кайт” – http://www.weekend.co.il/galilwest/kait
Сайт Коби Симони – www.kobysibony.com
Сайт кибуца Ханита – http://hanita.co.il
Галерея-музей Моше Купфермана – kupferman.co.il
Информация по телефону 04-9933792.
Сайт кибуца Лохамей ха-Гетаот http://www.loh.org.il/
Информация о “Бейт ве-кайт” и кафе (часы работы с 8.00 до 12.00) по телефону 04-9933271
Сайт музея “Бейт Лохамей ха-Гетаот” – www.gfh.org.il/
Телефон для справок 04-9958080.
Туристические достопримечательности Галилеи:
www.lagalil.com
www.gogalil.org
www.westgalil.org.il

Маша Хинич

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com