fbpx
Балет

Балетное безумие Бориса Эйфмана

Сцена из балета "Красная Жизель". Фото: Евгений Матвеев

В октябре 2016 года в Тель-Авиве – два знаменитых спектакля Бориса Эйфмана: «Up&Down. Ночь нежна» по мотивам романа Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда и «Красная Жизель» в обновленной редакции (на музыку Чайковского, Шнитке и Бизе)

Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана возвращается в Израиль с двумя балетами: «Up &Down. Ночь нежна» и «Красная Жизель». Гастроли театра Бориса Эйфмана пройдут в Израиле с 25 по 29 октября 2016 года в Тель-Авивском центре сценических искусств – «Бейт ха-Опера».


Сцена из балета “Красная Жизель”. Фото: Юлия КудряшоваAnchor

Балет «Красная Жизель» был создан в 1997 году. Известный американский критик Октавиа Рока как-то отметил, что «Красная Жизель» по своему драматизму – один из великих балетов 20-го века. Но неудивительно, что прошедшие годы и возросшие возможности труппы заставили Бориса Эйфмана обновить хореографический текст спектакля, остававшегося «шлягером» его театра, «визитной карточкой» стиля и метода Эйфмана, поставившего всего более 40 балетов.

За 19 лет, прошедших со дня премьеры «Красной Жизели» и сам хореограф, и его труппа ушли далеко вперед. И не «воспользоваться плодами этой колоссальной эволюции», по признанию хореографа, означало бы непростительную творческую расточительность. И как всегда у Эйфмана, в новой редакции старого материала – стремление сделать его живым и адекватным времени. Известный во всем мире балет «Красная Жизель», поставлен по-новому и смотрится по-другому. Эйфману вновь удалось столкнуть два времени. Даже костюмы для новой постановки перешивали заново. Все триста комплектов по новым эскизам Вячеслава Окунева сделаны только из самых современных материалов. В России премьера обновленной версии балета состоялась 21 сентября 2015 года на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге.

За основу спектакля взята история жизни русской балерины Ольги Спесивцевой – блистательной примы Мариинского театра, одной из коронных партий которой была Жизель. В годы революции она стала женой влиятельного партийца Бориса Каплуна, с которым прожила несколько непростых лет, прежде чем эмигрировала во Францию. Там она познакомилась и танцевала с Сержем Лифарем, ее чувства к которому остались без ответа. Затем последовал отъезд в Америку и долгие годы жизни в эмиграции. Непростая судьба балерины привела ее, как и Жизель, к помутнению рассудка. После череды личных драм, потрясений и безумного одиночества, Спесивцева 20 лет провела в психиатрических клиниках. Умерла она в доме престарелых под Нью-Йорком. Борис Эйфман признается, что обновленная «Красная Жизель» –  это не столько желание еще раз рассказать о судьбе гениальной русской балерины, сколько попытка обобщить судьбы многих талантов, беззащитных перед обстоятельствами.


Сцена из балета “Красная Жизель”. Фото: Евгений Матвеев
«Я не менял оригинальную драматургию «Красной Жизели», поставленную почти два десятилетия назад, однако переработал хореографическую партитуру так, чтобы привести пластический облик постановки в соответствие ссовременными выразительными возможностями нашего театра. 19 лет – это значительный срок, за который мною и моей труппой был проделан серьезный путь развития и открыты новые выразительные и исследовательские возможности психологического балета. Возрожденная «Жизель» — не древний балетный экспонат. Это спектакль 21 века, отражающий итоги длительной художественной и идейной эволюции нашей труппы, не воссоздание старой постановки, а ее переосмысление, отражающее художественную и идейную эволюцию нашего театра», – говорит Борис Эйфман.

Новые солисты, иной состав труппы повлияли на то, что по-новому смотрятся и сольные партии и некоторые общие сцены, ставшие более динамичными, более зрелищными. Спектакль стал еще более красивым и театральным и, вместе с тем, более серьезным и драматичным. В то же время фабула, декорации, герои  – все это изменений относительно оригинальной постановки практически не претерпело. Любящий хореографию Бориса Эйфмана зритель найдет в постановке все то, чем знаменит постановщик – сложные дуэты, безликую и жестокую к героям толпу, эффектную сценографию – знаменитое красное полотнище, которое становится то знаменем, то пятиконечной звездой, то костюмом героини.
Темы безумия, таланта и душевной стойкости, исследуемые Эйфманом в этом балете (как и в «Up & Down) претворяется в ряд снов и видений, в дымку, иллюзорности и изменчивости, обмана – все это создает историю душевного распада и одновременно рисунок танца – так, как может только Борис Эйфман, претворяющий смятение души в хореографию чистейших линий, и искусной рукой искусного мастера точно смешивающий русскую балетную, музыкальную и литературную классику (балеты «Карамазовы», «Идиот», «Чайка», «Анна Каренина») с судьбой, музыкой и литературой 20 и уже 21 веков.


Сцена из балета “Up & Down“. Фото: Евгений Матвеев

«Up & Down» – последний балет Бориса Эйфмана (и первое хореографическое прочтение этого романа), поставленный им по произведению Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна» на музыку Джорджа Гершвина, Франца Шуберта и Алана Берга.  Эйфман часто находит созвучие своему видению сцены, философии и мировоззрению в известных произведениях литературы. Недаром его называют «хореографом-философом». Но не менее точно будет и определение «хореограф-психоаналитик» – в своих балетах Эйфман погружается в глубины внутреннего мира и подсознания персонажей. Спектакль «Up & Down», поставленный по мотивам написанного в 1934-м году романа Фицджеральда «Ночь нежна», стал квинтэссенцией его балетного психоанализа. Эйфман превратил роман в сюрреалистический балет, в воплощенные в пластике движения страсти и судьбы, в рассказ о взлетах и падениях судьбы, о безудержности жизни, чувственности и свободы на фоне блистательного века джаза.

«Наша судьба соткана из жестоких парадоксов. Богатство может быть невыносимее самой страшной нищеты, а ясный и острый ум оказывается беззащитен перед хаосом бессознательного. Подобную истину прекрасно знал Фрэнсис Скотт Фицджеральд, чей роман «Ночь нежна» вдохновил меня на создание балета «Up & Down», – говорит о своем балете сам Борис Эйфман. – Этот спектакль – трагическая и одновременно ослепительно яркая хроника духовной гибели человека. История о том, как извечная мечта о счастье оборачивается крушением, а внешне красивая и беззаботная жизнь, протекающая под ритмы джаза, – кошмаром. Личность, забывающая о собственной миссии, уничтожающая свой талант, обречена на катастрофу, а компромисс с коварным, наполненным соблазнами миром, всегда губителен. И именно о роковых последствиях, к которым приводит предательство человеком самого себя, призван напомнить балет «Up & Down».

Термин «эпоха джаза» – эпоха с момента окончания Первой мировой войны и до начала Великой депрессии вАмерике 1930-х годов – придумал сам Фицджеральд, обозначив тем самым настроение тех обольстительных и обманчивых десятилетий. «Ночь нежна» – самый любимый роман самого Фицджеральда, в котором рассказывается о судьбе талантливого и успешного врача-психиатра Дика Дайвера, потерявшего в жизни всё. Боль, терзания, пронзительные и лиричные герои, душевные муки и внешний блеск и лоск – всё есть в этой книге, и всё это Борис Эйфман перенес на сцену, добавив свое выраженное в балете, музыке и движении отношение к личности, страданию, невзгодам и любви, сумев обнажить  на сцене гениальность и безумие страсти, любви и творчества. Безумие в балете – это то, чем Борис Эйфман – философ и психоаналитик движения – занимается больше тридцати лет. Мысли героев – это хаос, и потому Эйфман мешает в «Up & Down» сцены и музыку Гершвина, Шуберта, Берга – и зрители оказываются вовлеченными в хаос сознания персонажей этой балетной психодрамы. «Up & Down» – падение одного, и взлет другой, качели судьбы и карусель разных жанров музыки и балета.

Программа «алеф»
«Красная Жизель» в обновленной редакции.
Хореография – Борис Эйфман.
Музыка: Чайковский, Шнитке и Бизе.
Художник: Вячеслав Окунев 

25 октября, вторник, 20:00
26 октября, среда, 20:00
27 октября, четверг, 20:00

Линк на видео:

https://www.youtube.com/watch?v=K7-eMk3WkF8

Программа «бет».
«
Up&Down. Ночь нежна»
Балет по мотивам романа «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда
Музыка: Джордж Гершвин, Франц Шуберт, Албан Берг.
Декорации: Зиновий Марголин

Костюмы: Ольга Шаишмелашвили
Свет: Глеб Фильштинский, Борис Эйфман
Видеоряд спектакля: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Режиссер: Сергей Овчаров
28 октября, пятница, 21:00
29 октября, суббота, 16:00 и 21:00.

Линк на видео:

https://www.youtube.com/watch?v=Cy_PGMcYcEg

Сайт театра балета Бориса Эйфмана: http://www.eifmanballet.ru/
Сайт Израильской Оперы – Центр сценических искусств – http://www.israelopera.co.il/eng
Билеты в кассе Израильской оперы: 03-6927777, а также в кассе «Браво»: 
«Красная Жизель» – http://goo.gl/If0UWF
«UP&Down»  http://goo.gl/VODPnL 

Текст подготовила Маша Хинич. Фотографии Евгения Матвеева и Юлии Кудряшовой предоставлены пресс-службой  театра балета Бориса Эйфмана.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top