fbpx
Выставки

Черная пряжа забвения и узник Азкабана. Лестницы, ведущие в никуда

Выставка «Пиранези/Сиота. Воображаемые темницы» в Тель-Авивском музее искусств.

Маша Хинич

 

Художники фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана» явно были  вдохновлены серией гравюр «Воображаемые темницы» («Carceri d’Invenzione» – около 1761 года) великого итальянского мастера Джованни Баттисту Пиранези. «Воображаемые темницы» – расходящиеся в разные стороны, вне законов пропорций и перспектив анфилады расчлененных лестниц-мостов и ничего не поддерживающие монументальные арки в огромных пространствах средневековых замков. Черные нити пряжей инсталляций Тихару Сиота в белом пространстве сродни черным резким линиям классика гравюры 18 века Пиранези; ее инсталляция «Лестница» зависла в пространстве как лестницы в «Узнике Азкабана» на выставке «Пиранези/Сиота» в Тель-Авивском музее искусств. Выставка продлится до начала мая, а ее куратор Эмануэла Кало мастерски связала (за что ее большое спасибо) архитектурные фантазии Пиранези (16 гравюр из венецианского фонда Джорджио Чини – Fondazione Giorgio Cini ) и вытканные каллиграфические чернильные сны Сиоты в пространстве одного зала – белого музейного куба, превращенного запутанным клубком нитей Ариадны в волшебную пещеру мечтаний, напоминающую так же клубок нейронов, мыслей, идей, сплетений отношений, человеческих связей. Короче – восхитительно!

פיראנזי, בתי הכלא של הדמיון , 1761 בקירוב- Venezia, Fondazione Giorgio Cini, Matteo De Fina

Восхитительно и ново, несмотря на то, что Тихару Сиота (или Шихару Чиота – все по-своему транскриптируют) – уже классик, хотя ей всего 44 года. Она уже знакома в Израиле. Было это году в 2003-м или 3004-м году, на одной из выставок в Герцлийском музее искусств, где Сиота представила инсталляцию «Anxiety of» («Страх перед»): полуобнаженная женщина сидит спиной к зрителям на белой кровати, оплетенной черной коконом из паутины нитей, продолжающе ее волосы. Сидела на кровати, одолженной в сумасшедшем доме «Абарбанель», в вечер открытия сама Сиота, находившая тогда время для участия в перформансах. Сейчас ей не до этого: после того, как в 2015 году она представляла Японию на Венецианском биеннале (то был первый случай, когда Японию представляла художница, живущая вне страны – Тихару в конце 1990-х перебралась в Германию), она стала супер-востребована: 10 выставок в год, 15 выставок в год, на 2017-й запланированы уже 22 выставки в разных странах. Но на открытие своей первой выставки в Тель-Авивском музее Тихару Сиота, конечно же, приехала, поразив, помимо таланта, скромностью и улыбчивостью. Приехала она за пару недель до открытия с двумя помощниками, получила от музея в помощь еще 10 человек и все они 14 дней плели паутину-инсталляцию «Лестница» с нуля, с потолка, от пола и из углов, приноравливая идею к новому пространству. Сиота всегда заново воссоздает свои инсталляции в зависимости от места и пространства выставки. «Лестница» уже показывалась до Тель-Авива в Майями и в Берлине. И в первоначальном состоянии – в 2013-м году в Киле в Германии в музее Kunsthalle. Эту трехмерную технику прядения в воздухе, Сиота разработала еще студенткой в Японии, чувствуя, что двумерное пространство ее ограничивает, хотя ее первые выставки, когда она была еще 20-летней, были выставками картин.

 

ציהארו שיוטה, גרם מדרגות, 2016- 2012 - צילום סונהי מאנגТихару Сиоту меняет пространство, делая это неизмеримо нежно и тонко. В Тель-Авиве она вплела в дым черной пряжи висящие туманные белые ступени. Самое потрясающее то, что, несмотря на тысячи сплетенных и тянущихся нитей, эти ступени волшебным образом зависли в воздухе, будто сформированные сгустками тумана аллюзии на «Воображаемые темницы» Пиранези, всплывшие с плоскостей двумерных гравюр бумажной архитектуры в трехмерное пространство черной паутины воспоминаний и ассоциаций, паутины мыслей, нервов, нейронов. В черной пещере есть сквозной коридор – по нему можно ближе подобраться к туману белой лестницы, ведущей одномоментно вверх и вниз, ставшей визуалированными качелями прошлого-будущего, нарисованного черной пряжей в пространстве состояния ума.

 

Одна из инсталляций-паутин Сиоты включена в «Классику современного искусства» несмотря, как уже указывалось, на ее юный для классика возраст: Сиота родилась в 1972-м в Осаке, изучала живопись в Киотском университете, стажировалась в Австралии в 1994-м и Германии в 1996 году. Сиота начинала как перформансист – она училась у Марины Абрамович, в 1998-м году приняв участие в ее мастер-классе во Франции, и у Ребекки Хорн. С 1999 года живет и работает в Берлине, закончив университет искусств и университет изобразительных искусств в Гамбурге, а также проработав в студии Ребекки Хорн. На ее творчество повлияли Луиз Буржуа, Ева Гессе и ее преподаватель в Киото японский скульптор Сабуро Мараока. Ее главный материал – пряжа, обычно черная или красная. Эти два цвета, столь часто использующиеся в японской каллиграфии, Сиота считает наиболее «сильными», насыщенными и выразительными.

 

Сиота также исследует понятия движения, памяти и сна. Говорят о связи творчества Сиоты с философией японского танца буто. Как и танцоры буто, Тихару хочет «связать свое тело со Вселенной». Обращение к теме тела оказало решающее влияние на творчество Сиоты, которая в начале своей карьеры примерно занималась живописью.

פיראנזי, מהסדרה בתי הכלא של הדמיון , 1761 בקירוב- Venezia, Fondazione Giorgio Cini, Matteo De Fina

Сейчас же ее инсталляции смотрятся как театральные постановки, требующие психического и физического участия зрителей. Она не забывает о своем японском происхождении – недаром нити пряжи походят на переплетенные в земле корни, считая, что куда бы ни забросила нас жизнь, происхождение всегда будет важнейшей частью нашего «я», хотя «Родина» у нее – скорее, абстрактное понятие. В 1999 году художница устроила перформанс, в ходе которого она, сидя в ванне, высыпала на себя ведро мокрой земли. «Слиться с землей» – значит вернуться домой, не зря и землю, и родину называют матерью… Я никогда не смогу смыть с себя воспоминания, которые впитались в мою кожу», – говорила Сиота. Как и великие европейские модернисты начала прошлого века, Сиота нашла источник вдохновения в этнографическом музее. «Там были различные фигурки и артефакты, привезенные из Африки. И цвет. Телá. Искусство, соединившееся с жизнью». Ее интересуют пограничные состояния – между жизнью и смертью, между сном и явью. Но со временем человеческое тело стало появляться в ее работах все реже; его место заняли предметы, напоминающие о нем. В 1996 году Сиота выставила свою первую «паутину», получившую название «Возвращение к сознанию». Она опутала целую комнату шерстяными нитями, причем так плотно, что войти в помещение было невозможно. В самом центре паутины была помещена ампула с кровью художницы.

 

Но через черные нити и вплетенные в них белую лестницу на фоне гравюр Пиранези она, скорее, показывает не корни привязанностей, а человеческую сущность, обстоятельства, черты характера, разводящие и сводящие разные людей. И замыкающие круг в черном коридоре в паутине трехмерных многогранников мыслей и ночного неба, восхождения и спуска – эдаком артефакте коллективной и личной памяти, сложной композиции-метафоре на расходящиеся лестницы Пиранези.

 

Вот как говорит сама Сиота: «Наша жизнь – это путешествие без назначения. Мы не знаем, куда мы идем. И это легко сказать, что к смерти – цель, которая кажется слишком простой для меня. Я хотела бы выразить, это чувство путешествия в никуда». Кстати, нити ее инсталляций должны быть обязательно шерстяными – из натурального материала, который хранит воспоминания. А они для Сиоты – основной источник вдохновения.

ציהארו שיוטה, גרם מדרגות, 2016- 2012 - צילום סונהי מאנג

Короткое видео о процессе обустройства выставки (впечатляюще, но все равно не понятно) можно посмотреть вот здесь: http://www.tamuseum.org.il/he/about-the-exhibition/piranesi-shiota. И запомнить слова Сиоты – «Мои работы живут, пока их можно увидеть, а потом они становятся воспоминаниями». Когда выставка заканчивается, все просто срезается и выкидывается, и свидетельства инсталляции из черного тумана остаются только на фотографиях и в памяти.

Выставка «Пиранези/Сиота. Воображаемые темницы» продлится до 6 мая 2017 года.

Сайт Тихару Сиота – chiharu-shiota.com
Еще пара линков на видео с выставки: https://vimeo.com/198975909 и https://vimeo.com/198975397
Сайт Тель-Авивского музея: http://www.tamuseum.org.il

Фотографии Сонахи Манг предоставлены пресс-службой Тель-Авивского музея искусств 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top