fbpx
Интервью

Эмануэль Вицтум  о «классических» сенсациях Фестиваля Израиля

Инна Шейхатович

Интервью первоначально опубликовано в приложении “Окна” к газете “Вести” 1 июня 2017 года

Лавиной, свежим и неудержимым потоком надвигается на нас очередной, 56-й Фестиваль Израиля.  Один лишь только список ожидающихся  событий выглядит как роман с детективным сюжетом. Как  эскиз построения роскошного дворца, с амфиладами, патио, садами,  залами. Море имен, титулов, заманчивых обещаний  будущих встреч с новым и невиданным… Намеки и отзывы знатоков.  Манящие на вершины указатели…

Вечный город проснется и засверкает. И обернется на короткое мистическое время танцующим Моцартом,  медитирующим Беккетом.

Эмануэль Вицтум. Фото предоставлено пресс- службой фестиваля

 

В преддверии фестивального бума мы побеседовали с одним из создателей музыкальных сенсаций фестиваля –  советником по музыкальным программам Эмануэлем Вицтумом.  И  я сразу скажу вам так:  если бы ко всем газетам, порталам, в которых  ведется в эти дни рассказ о грядущем Фестивале¸ прилагался бы Эмануэль Вицтум  в любом варианте (диск  с записью его голоса,  видеокассета и пр.), продажи билетов  бы заметно возросли. Это удивительно харизматичный, интеллигентный, быстро и легко выражающий мысли человек. И музыка – его страстная и беззаветная любовь.

 

– Господин Вицтум, вы сейчас  во многом определяете  лицо музыкальной программы главного фестиваля искусств Израиля. Как складывалась ваша личная   судьба, откуда вы пришли в этот стратегически важный кабинет?

– Вся моя дорога связана с музыкой. С виолончелью. С композиторскими опытами. Я учился в Высшей школе музыки  в Нью-Йорке, на Манхэттене. Изучал композицию в Париже, там же играл в ансамбле музыки модерн под руководством Пьера Булеза. Потом получил предложение  переехать в Берлин. Там я исполнял  обязанности так называемого «композитора-резидента», играл в оркестре Берлинской филармонии. Годы жизни и работы в Европе мне много дали: я понял, что нам, израильтянам, необходимо у себя в стране видеть и слышать все лучшие  достижения мирового искусства.  А для себя я уяснил, что не могу и не хочу трудиться в оркестре.  Мне не подходит, когда мне указывают, что и как играть…

С 2005-го по 2009-й я был  в команде Фестиваля Израиля. Потом руководил многоаспектным, революционным театром «Маабада» в Иерусалиме.   И теперь я опять  в этом прекрасном деле, в этой грандиозной художественной программе – в Фестивале Израиля.

 

– Чем израильского зрителя и  слушателя поразит и вдохновит нынешний главный фестиваль страны?

– Я отмечу три сенсационных состава, три коллектива, одно только появление которых в программе дает особый уровень всему нашему проекту.  Эти ансамбли относятся к самым качественным и  востребованным в мире.

Ars Antiqua ©Brendon_Heinst

Ars Antiqua Austria  (Арс Антиква Австрия) – австрийский коллектив из Утрехта,   специализирующийся на исполнении барочной музыки,  один из самых больших авторитетов в мире.   Его лидер, Гуннар Летцбор, личность уникальная, и столь же оригинальна, необыкновенно привлекательна программа выступления ансамбля.  Это будет музыка композиторов Вены, приехавших в столицу из разных стран, объединенных под короной и флагом австро-венгерской империи.

Ensemble_Tourbillon-_Petr_Wagner_@Petra_Hajska

Tourbillon – это коллектив из Чехии, прославленный, увенчанный наградами, им руководит Петр Вагнер, который  играет на виоле да-гамба. В программе музыка Фукса, других придворных  композиторов Австрии начала  18 века.   В концерте  принимает участие наша знаменитая певица сопрано, сделавшая прекрасную международную карьеру – Ревиталь Равив.

 

И еще одна  сенсация – ансамбль  Saraband Ensemble (Сарабанд)  – из Турции. Это удачный творческий диалог между Востоком и Западом, в программе музыка Европы ( например¸ никогда не исполнявшиеся  в Израиле произведения Дмитрия Кантемира) – и музыка Оттоманской империи. Понимание между людьми, доверие между странами и народами часто начинается с понимания творчества, искусства соседа.  С восхищения красотой мелодий, богатства гармоний.  Жаль, что  сильные мира сего это недооценивают.

Sarband_Ensemble_@Sebastian_Frankowski_

В этом году для Фестиваля была создана комплексная, музыкально-литературно-театральная программа «Маарава ми-кан» (« К Западу от нас»), посвященная  выдающейся творческой женщине, поэту, композитору, переводчице Тирце Атар.   В этом особом концерте-посвящении примут участие прекрасная актриса Эфрат Бен-Цур, Юваль Даян, Шломи Саранга…

Псалмы – это вершина песнопения. Это сокровища философии, сердечной  лирики и творческая, мудрая мольба.  В специальном концерте прозвучат псалмы Стравинского¸ Бернстайна, Цви Авни, Пауля Бен-Хаима. В программе принимают участие оркестр имени Менди Родана, Иерусалимский симфонический, хор Иерусалимской Академии  музыки и танца,   камерный хор из Веймара…

Хор Академии Веймара. Фото – Guido_Werner

Откровением и смелым экспериментов станет  концертный проект дирижера Илана Волкова, который получил название «Саунд чартер». Прозвучат произведения Дебюсси, Перселла, музыка эпохи Возрождения – и ультрасовременные звуковые опыты века ХХI…

Илан Волков – один из самых  преуспевающих и уважаемых на Западе наших дирижеров. Его идея фестивального концерта выглядит весьма новаторской. Публика окажется в своеобразно организованном звуковом пространстве, в необычной музыкальной дороге¸ в путешествии, которое будет длится три часа. Это не статичный академический концерт – это музыкальное движение. В программе принимают участие «Ансамбль музыки XXI века», Майя Дуниц, Михаль Оппенхайм, польская дива Мануха Биконт, Асаф Талмуди…

Ilan Volkov Фото: @Simon Butterworth

– Господин Вицтум, есть такой факт: в Израиле ежегодно проходит около 300 фестивалей.  Это не шокирующая цифра для маленькой страны?

– Я думаю, что это вполне нормально. Организаторы каждого из них имеют свою идею, свой план, свою целевую аудиторию. Все фестивали – на благо культуры,  на благо  участников и зрителей. И – я не хвастаюсь, просто это факт!- но Фестиваль Израиля благодаря своим масштабам, уровню международных связей, критериям отбора – является главным и единственным  в своем роде.

 

– Только что завершился  старый и многохватный конкурс Евровидения. Что вы думаете по поводу этого соревнования? Несколько оно привлекает ваше внимание?

– К сожалению, это вне моих интересов, я даже не знаю, что это было, а там был представлен наш участник?

 

– Да. Омри Зив…

– Не знал.  Ничего сказать не могу…

 

–  Ваши труды на Фестивале Израиля  отнимают много времени и сил. Остается ли пространство для собственного творчества? Продолжаете ли вы писать музыку?

– Разумеется! Недавно во Франции    вышел новый диск с моей музыкой. Ансамбль «Мейтар» играет мои произведения  в серии своих концертов.  Творчество человека не отпускает – никогда!

 

– Часто концертные программы наших оркестров удивляют повторяемостью. Будто они негласно соревнуются в исполнении  одинаковых программ. Шуман, Брамс, Гайдн – одни и те же. Только что мы слышали «Героическую симфонию» Бетховена в исполнении Иерусалимского оркестра, дирижировал  бразилец Джон Нэшлинг,   и вот почти сразу  эту же симфонию нам сыграет  оркестр Ришон ле-Циона с маэстро Даниэлем Ореном. Это разумно, где здесь логика и логистика?

– Согласен, это обедняет афиши оркестров, не способствует развитию художественного вкуса публики. Но с публикой очень много проблем. И не только в нашей стране, во всем мире!  Публика не хочет незнакомое, неведомое. Сложное. И страшно ее, публику, окончательно потерять.  И оркестры вновь и вновь играют старый репертуар. На который все же ходят…

 

– Ваш совет, что можно сделать  в этом направлении?

– Вероятно, надо рисковать, важно рисковать  – и все же следует делать это осторожно, не скальпелем, а волшебной и умной дирижерской палочкой… Играть старое и давно любимое – и включать в программы новое, остросовременное.

 

– Что у нас происходит в сфере бюджета, помощи культуре со стороны государства?

-Здесь большого восторга высказать пока нельзя. Бюджет мал. Но у нас очень много талантов. Многие  – умеют выстоять, выдержать. И – не терять надежду.

 

– Многие уезжают… 

– Да, верно, И это объяснимо. Хотелось бы сохранить талантливые кадры  – но это невозможно.  Зарплаты очень маленькие. Это сильный аргумент. Против него демагогия бессильна. И мы все время теряем исполнителей,  и это больно, досадно.

 

– Что вас радует, утешает, увлекает в свободное время?

– Я хочу побольше слушать современную музыку. Очень люблю французские и английские сериалы…

 

– …очень вас в этом понимаю и поддерживаю…

– …потому что это поистине талантливо и ярко снято, и очень хороши актеры… Еще я люблю быть в курсе всего, что происходит у нас в сфере современного танца. Слежу за творчеством Охада Нагарина, Ясмин Годер, Гиля Когана…

 

–  Какой гость предстоящего Фестиваля Израиля  кажется вам самым грандиозным, самым значительным? 

– Вероятно, американский  режиссер Роберт Уилсон, который сыграет свой спектакль по пьесе Семюэля Беккета «Последняя лента Крэппа». Гениальный мастер выступает здесь режиссером, сценографом, актером.  Это поистине явление особенного порядка. Уилсон – целый университет, мастер-класс, академия искусства.    Такое пропустить нельзя!

 

KRAPP«S LAST TAPE from Samuel Beckett. Directed by ROBERT WILSON. Staring ROBERT WILSON. Louis-Jouvet Theatre Paris, France. Photo – @Lucie_Jansch

– Если бы к вам пришли и сказали «Господин Вицтум, не согласитесь ли вы стать министром  культуры?»,  что бы вы ответили? 

– Я  бы согласился! Думали, я бы сказал «нет»?  Это же мечта, метафора… Можно себе такое представить.  Я бы многое смог  сделать для культуры,  для тех, кто этой культурой  всю жизнь занимается, кто ей служит верой и правдой. И я согласен  с Мири Регев  в том, что мы должны много сделать для развития периферийных районов. В нашей стране не может быть культурного понятия «провинция»…

 

– Есть ли у вас жизненный девиз?

– Девиза нет, но я всегда знал, что жить надо по совести – и в связи с призванием. И этим двум вещам нельзя изменять.

 

– Кто ваш главный авторитет  в музыке, главный маяк, высшая инстанция в музыкальном  и человеческом плане?

– Моцарт…

 

– Какой совет вы хотите дать русскоговорящим израильтянам перед новым Фестивалем Израиля? 

– Не пропустите это событие!   Дайте себе праздник, труд, возможность увидеть, ощутить, пережить особенный эпизод жизни в культуре! Это редкий художественный момент, редкий корабль, который заходит в нашу гавань только раз в году. Дайте ему место в вашей душе, в вашей биографии.  Это символ и откровение. Это, если хотите, знак единения культур. Своего рода поцелуй Востока и Запада. Я желаю вам не остаться  в стороне от этого события.  Мы вас ждем!

Дополнительная информация и заказ билетов:

www.israel-festival.org.il

или по телефону: *2561

1 -18 июня 2017 года

До встречи на Фестивале Израиля в Иерусалиме!
Дополнителная информация – https://www.israelculture.info/56-j-festival-izrailya/

Все материалы и фотографии предоставлены пресс-службой Фестиваля Израиля

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top