fbpx
Tel Aviv Global

«Голливуд и другие мифы»

Tom Pnini, Paperweight, 2017

Верхнее фото – Tom Pnini, Paperweight, 2017

Что такой видео-арт сегодня? Такой вопрос задают уже пять десятков лет. Ответы меняются, как и меняется само искусство видео-арта и его определение. Судя по выставке «Голливуд и другие мифы» в Тель-Авивском музее, видео-арт устремился в сторону кино. Что жаль – технологии позволяют всё, в том числе и растянуть короткий видеоролик до полнометражного фильма, который можно показать в музее и, значит, его точно увидят посетители – мимо не пройти. А где тогда арт? Где такое, что  мы и в кино не увидим – именно так, потому что у художественной кинодрамы свои законы и критерии.

Ну, кто будем снимать фильм, в котором на голову художнице падает деревянный потолок – раз за разом, все время, в time loop – петле времени. Сценаристы, разрабатывающие темы римских стоиков придумают что-то другое, хотя видео-работа Deadpan Busted голландской художницы Аукке Деккер – сама по себе дань уважения именно кино, Голливуду, цитатам из фильма «Deadpan» 1997 года режиссера Стива МакКуина, в свою очередь, процитировавшего эпизод из фильма 1928 года «Steamboat Bill Jr.» с участием Бастера Китона.

Выставка «Голливуд и другие мифы»  посвящена не только сближению видео и кино, а тому, почему так происходит. Происходит по мнению куратора Рут Директор, собравшей девять видео-работ и два фильма восьми известных европейских видео-художников и одного израильтянина, живущего в Америке,

Голливуд и его мифы, его кино, герои, мечты, жаргон, характер происходящего на съемочных площадках «большого» кино, голливудские чары – это именно то, что повлияло на мастеров европейского видео-арта, чьи работы последних 15 лет (общая продолжительность всех видео – 2 часа 50 минут, полные очарования) представлены на выставке в Тель-Авивском музее, которая продлится до октября 2018 года.

Юлиан Розефельдт. «Американская ночь»

Вот еще пример – еще более наглядный – немец Юлиан Розефельдт, автор знаменитого фильма «Манифесто» с Кейт Бланшетт, представляет работу «Американская ночь»: 5 огромных видеоэкранов (пять классических сюжетов вестерна, пять трафаретов, архетипов), расположенных так, что зритель оказывается в центре иллюзии и происходящего. То ли спагетти-вестерн, то ли виды пампасов  Среднего Запада, то ли закулисье кино-производства, то ли фэнтези – потому что вдруг в салун века 19-го врываются десантники из века 21-го, а над кострами ковбоев из прошлого кружат вертолеты из будущего. 40 минут действия, снятого в Испании, объясняющего кино-термин «американская ночь» (ночные съемки). Честно – не оторваться: сидишь, смотришь, участвуешь, сочувствуешь.

«Голливуд и другие мифы» – это видео-анализ заокеанского кино с точки зрения европейца, там не живущего, но жадно разбирающего культовые фильмы на цитаты, фрагменты, впечатления, детали и кроящего новый пазл по-своему – со своими рефлексиями, повторами и последствиями, отстраненно, слегка высокомерно, но бережно.  Преобразуя большое кино во все еще не определившийся сам с собой жанр видео-арта, представляя его на фоне европейского пейзажа, музыки, культуры, что ярче всего проявляется в длящейся 54 минуты работе голландца Гвидо ван дер Верве «Номер четырнадцать. Дом» – многодневного велосипедного марафона (а также забега, плавания, ходьбы), путешествия-триатлона-перформанса, заснятого на пленку – путешествия с прахом Шопена из Польши, из дома, где родился Шопен и из Цервки Святого Креста в Варшаве, где захоронено сердце композитора, в Париж, на кладбище Пер-Лашез. «Номер четырнадцать. Дом» правильнее назвать видео-проектом, видео-потоком, где переплетаются несколько тем: воспоминания Гвидо ван дер Верве о его детстве в нидерландском городе Папендрехте, описание героя его детства — Александра Македонского, а также история об изнурительном и почти невозможном спортивном подвиге художника – триатлоне на 1500 километров

Нужно ли говорить, что я провела перед этой работой все 54 минуты? Захватывающее зрелище, много юмора и музыка Шопена в исполнении камерного оркестра, постоянно присутствующего в пейзаже. Три героя – Гвидо ван дер Верве, Шопен и Александр Македонский. В фильме звучит и Реквием, сочиненный самим Гвидо ван дер Верве, до Академии художеств учившегося в консерватории игре на фортепиано и композиции.

Выставка «Голливуд и другие мифы» оформлена как многозальный кинотеатр. Анфилада залов – в каждом свой фильм – закручивается по спирали. В начале – Йеспер Юст, снимающий волшебные эротические сказки, герои которых не говорят, а лишь танцуют, поют и плачут на фоне романтического андерсеновского Копенгагена.

Tom Pnini, Paperweight, 2017

Tom Pnini, Paperweight, 2017

В центре – черный куб, где демонстрируется работа израильтянина Тома Пнини «Пресс-папье» – лучшая, на мой взгляд, работа выставки. Лучшая – потому что это видео-арт в чистом виде, далекий от игр в большое кино, хотя без голливудских мотивов и здесь не обошлось, но таковы были критерии отбора. «Пресс-папье» – это ожившая картина, ее герой – не нарисован. Это живой человек, движущийся в рамках картины, переживающий, размышляющий. Как и полагается в живописи, здесь четко продумана композиция, свет, аксессуары, краски, все детали. И message – тот посыл, ради которого эта работа и создавалась. Месседж об итогах жизни, о ее тщете и ее наполненности, о том, чем мы сами заполняем свою жизнь и о том, как сами же это оцениваем. Эта работа – иносказательна, ее герой – не конкретный персонаж, а символ (сыгранный отцом художника – израильским актером Ави Пнини). Дигитальная проекция – всего лишь способ отражения месседжа художника, его видения. В этом и главное отличие работы Тома Пнини от остальных видео выставки. Для него видео-арт – это искусство. Для остальных – цель, метод передачи информации, перформанс, препарирование Голливуда. Все сделано на высочайшем уровне, но иначе.

Pierre Bismuth, Where is Rocky II, 2016

Pierre Bismuth, Where is Rocky II, 2016

Француз Пьер Бисмут, живущий и работающий в Бельгии –  в Брюсселе, известный как автор сценария фильма «Вечное сияние чистого разума», один из заметных провокаторов понятия «концептуализм» –  проверяет иронией прочность и хрупкость неопределенных границ современного искусства не только посредством видео, но и живописью, рисунком, архитектурными макетами и даже оригами. На выставке «Голливуд и другие мифы» представлены две его работы: 19-минутное видео «Promotional Occurrences» 2018 года и полнометражный фильм «Where is Rocky II?» 2016 года.

Художники любят загадывать загадки. В пустыне Мохава, где только песок и выбеленные солнцем камни, есть один камень, который камнем не является. Его в 1970-е годы сделал классик поп-арта, фигура знаковая не только для американского искусства, но и для всего современного искусства второй половины 20 века художник Эд Рушей, раскрасив плексиглас неотличимо от остальных камней и оставив его в пустыне, но где – не сказав. Единственным свидетельством существования этой скульптуры, названной Rocky II, является документальный фильм BBC 1979 года, в котором появляется сам Эд Рушей – где-то там, в пустыне. Пьер Бисмут несколько лет пытался  найти эту скульптуру-камень, расспросив всех, в том числе и самого художника, тех,  кто с ним работал, наняв частного сыщика, исходив пустыню вдоль и поперек. Бисмут снял о своей 10-летней эпопее документальный фильм  о бесконечном поиске объекта, который изначально задумывался таким, чтобы найти его было невозможно. Фильм «Where is Rocky II?» демонстрируется на отдельных киносеансах в Тель-Авивском музее – в пятницу, 29 июня 2018 года, в 12:00; во вторник 31 июля, в 20:00 и в пятницу 21 сентября, в 12:00.

«Promotional Occurrences» – это предисловие к фильму, трейлер путешествия Пьера Бисмута, деконструкция художественных приемов, кинематографических мифов и условностей.  Кстати, с 1965 по 1985 гг. сам Эд Рушей работал в студии на Western Avenue в Лос-Анджелесе, из окна которой была видна огромная надпись Hollywood.

Jesper Just, Something to Love, 2005

Jesper Just, Something to Love, 2005

Переходя из зала в зал по проложенному куратором маршруту, проникаешься душой Голливуда, душой кино, его мифами, становящимися понятнее и прозрачнее, и его влиянием, особенно в период в 1960-70-х на кино европейское, на эксперименты с видео, на стадии метания от мэйнстрима и коммерции к эксцентрике и свободе. «Голливуд и другие мифы» – это выставка видео-работ, посвященных кинематографу, отражение видео-арта и кино с точки зрения методов самого действия, содержания и способа просмотра.

И все-таки, что такое видео-арт? Где грань между перформансом, реальностью/реальностями и кинематографическими  мирами? Выставка в очередной раз не отвечает на этот вопрос, но помогает в  нем разобраться.

Участники выставки «Голливуд и другие мифы»: Пьер Бисмут (Франция-Бельгия), Аукке Деккер (Нидерланды), Тереза ​​Хаббард / Александр Бирхлер (Ирландия – Швейцария – США), Йеспер Юст (Дания), Том Пнини (Израиль-США), Юлиан Розефельдт (Германия), Гвидо ван дер Верве (Голландия), Франческо Веццоли (Италия).

Сайт выставки – http://www.hollywood-tamuseum.org.il

Дополнительная информация – www.tamuseum.org.il

Маша Хинич. Все иллюстрации предоставлены пресс-отделом Тель-Авивского музея искусств.

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top