fbpx
Tel Aviv Global

«MustonenFest. Таллинн – Тель-Авив – 2016»: две барочные оперы Генделя впервые в Израиле

С 18 февраля по 2 марта в нескольких городах страны пройдет третий фестиваль «Таллинн – Тель-Авив», названный на сей раз несколько иначе – «MustonenFest. Таллинн – Тель-Авив». 350 участников, несколько оркестров, хоров, музыканты и солисты из Эстонии и Израиля.
На фестивале, который организуется известнейшим музыкантом – скрипачем и композитором Андресом Мустоненом – при поддержке правительства Эстонии, впервые в Израиле прозвучат две оперы Генделя – «Ринальдо» (в полной постановке) и «Юлий Цезарь в Египте» (в концертном варианте). Крестовый поход, любовь Цезаря и Клеопатры, барочная музыка, потрясающие сюжеты и истории, постановки английского и немецкого режиссеров, и даже квест «змеи и лестницы» – и все это впервые в Израиле, и всего лишь по одному представлению в Тель-Авиве. В постановках принимает участие один из самых, пожалуй, известных эстонских коллективов, приезжающих на фестиваль «MustonenFest. Таллинн – Тель-Авив» – хор мальчиков Эстонской Национальной Оперы под руководством Хирво Сурва. В спектаклях также участвует хор Voces Musicale, солисты и оркестр Эстонской Оперы. Дирижирует обеими операми сам Андрес Мустонен.

Оперы Генделя «Ринальдо» и «Юлий Цезарь в Египте» будут представлены в Тель-Авиве на фестивале «MustonenFest. Таллинн – Тель-Авив» по одному разу. «Ринальдо» в полной постановке Эстонской Национальной Оперы в зале Израильской Оперы 29 февраля. «Юлий Цезарь в Египте» – 27 февраля в концертном варианте также в постановке Эстонской Национальной Оперы в зале «Реканатти» Тель-Авивского музея, где также пройдет большая часть концертов фестиваля.

Rinaldo_lava_30

Сцена из оперы “Ринальдо”

 

Эстонская Национальная Опера (эст. Rahvusooper Estonia) — крупнейший музыкальный театр Эстонии. Был основан в Таллине в 1906 году на базе любительского драматического кружка при певческом обществе «Эстония», созданного еще в 1865 году. Барочная опера Генделя «Ринальдо» была поставлена в Эстонской Национальной Опере (премьера 109-го сезона прошла в сентябре 2014 года) английским режиссером Уильямом Релтоном, рассказывающем так: «Завоевание, магия, обман, разрушенная любовь, предательство, секс, насилие, похищение, героический квест, сражения. Казалось, что Гендель использовал все театральные жесты до единого, чтобы изобразить эти чувства». Опера «Ринальдо» будет исполнена на фестивале один-единственный раз – 29 февраля 2016 года в Тель-Авиве.

«Ринальдо» относится к жанру итальянской оперы seria («серьезная»), сложившемуся в 17-18 веках и предполагающему «высокий», героический или сказочно-мифологический сюжет, богатство и пышность постановки, чередование арий и речитативов, неизбежный хеппи-энд. Этот жанр требует от постановщика большей фантазии, свободы и даже, в какой-то мере, отстраненности. В 18 веке опера seria больше походила на грандиозное развлекательное шоу, и потому режиссер Уильяма Релтон и сценограф и художница по костюмам Корделия Чизхольм решили представить все происходящее в опере в виде игры, создав легкий и веселый спектакль в жизнерадостному духе музыки Генделя, одного из величайших композиторов позднего барокко.

«Ринальдо» – первая итальянская опера немецкого композитора, написанная для Лондона, и вообще первая итальянская опера, специально созданная для английского театра. С нее началось завоевание Генделем Англии, которая стала для него второй родиной – здесь он прожил почти 50 лет, до конца своих дней. Сюжет оперы основан на одном из эпизодов поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Сценарий написан директором театра «Хеймаркет» Аароном Хиллом, автором либретто на итальянском языке стал поэт Джакомо Росси. Гендель с таким энтузиазмом взялся за работу, что либреттист не поспевал за ним, и спустя две недели опера была готова. Композитор использовал в «Ринальдо» фрагменты из других своих произведений – в том числе ставшую хитом всех времен арию Альмирены «Lascia ch’io pianga» («Дайте мне плакать»).

Первое представление «Ринальдо», состоявшееся на сцене Королевского театра «Хеймаркет» 24 февраля 1711 года, прошло с огромным успехом, став лучшим подарком композитору – днем раньше Генделю исполнилось 26 лет. Постановка обошлась очень дорого, сцена была богато декорирована. По словам современника, представление сопровождалось «громом, молнией, фейерверком и иллюминацией».

Goffredo_Oliver Kuusik_Argante_Rauno Elp

Сцена из оперы “Ринальдо”

А сюжет, как и полагается в операх, запутанный. Вот начало либретто: действие оперы происходит в Иерусалиме времен Первого крестового похода. Крестоносцы, возглавляемые военачальником Гоффредо, ведут осаду города. В рядах Гоффредо сражается храбрый рыцарь Ринальдо, которому полководец обещает по окончании успешной военной операции руку своей дочери Альмирены. Правитель Иерусалима Арганте, желая ослабить силу противника и отвлечь его внимание, с помощью возлюбленной – волшебницы Армиды похищает Альмирену, но вскоре, плененный красотой девушки, влюб­ляется в нее. Гоффредо, его брат Евстазио и Ринальдо отправляются на поиски Альмирены и попадают в заколдованный замок Армиды…

Уильям Релтон перенес время действия оперы во вторую половину XIX века, дабы не только приблизить публику к происходящему на сцене, но и избежать упрека в морализаторстве или прославлении идеи крестовых походов. Режиссер решил поместить историю, рассказанную в опере, в контекст популярной настольной игры, известной в Англии под названием «Змеи и лестницы». Эту игру британцы некогда вывезли из колониальной Индии; суть ее в том, что хорошее поведение и праведные поступки – это лестницы, уходящие вверх, а неправильное поведение и искушения – змеи, ведущие вниз.

Вот почему на сцене зрители увидят множество лестниц и два огромных кубика – правда, постановщики обошлись без змей, решив, видимо, что и этого довольно.
Линк на видео – опера «Ринальдо»:

Еще одна барочная опера Генделя «Юлий Цезарь в Египте» будет также впервые представлена в Израиле и также, естественно, силами Эстонской Национальной Оперы (27 февраля в зале «Реканатти» Тель-Авивского музея), а также израильских солистов. Концертным исполнением этой оперы будет дирижировать Андрес Мустонен, а помимо оркестра Эстонский Национальной Оперы, в этой постановке примет участие хор Voces Musicales, эстонская сопрано Хелен Локута, израильское сопрано Клер Мегнаджи, меццо-сопрано Моника-Эвелин Лийв и Юуули Лилл, контр-тенор Янив Даор, тенор Оливер Куузик, баритон Рауно Эльп.
В опере «Юлий Цезарь» на богатом музыкальном и эмоциональном языке повествуется об одной из самых известных любовных историй. Эта опера принадлежит к одним из самых популярных произведений Генделя. При жизни композитора опера «Юлий Цезарь в Египте» ставилась трижды в Лондоне и исполнялась 38 раз. Зачастую главные герои опер Генделя – это известные исторические личности, на сей раз – Цезарь и Клеопатра, но композитор не пытался воссоздать исторические факты, а создал палитру персонажей. Либреттист Генделя, итальянский музыкант, проживающий в Лондоне, Никола Хайм использовал различные ранние либретто, в основном повторяющие старые либретто Джакомо Франческо Буссани, которые первоначально поставил Антонио Сарторио в своей опере под названием «Giulio Cesare in Egitto» в 1676 году. В лондонских операх часто использовались уже существующие либретто, хотя их сокращали и адаптировали для текущего состава исполнителей.

Сцены из постановки “Юлий Цезарь в Египте”

Самая популярная опера Генделя была поставлена в Эстонском Национальном театре немецким режиссером Георгом Роотерингом.

Линк на видео – опера «Юлий Цезарь в Египте»:

Опера «Юлий Цезарь в Египте» – концертное исполнение

Андрес Мустонен – дирижер
Оркестр Эстонской Национальной Оперы, хор Voces Musicales
Хелен Локута -сопрано
Моника-Эвелин Лийв, Юлия Лиль -меццо-сопрано
Оливер Куузик – тенор
Рауно Эльп – баритон
Клэр Магнаджи – сопрано
Янив Даор – контратенор
В программе: концертная постановка оперы Георга Фридриха Генделя – «Юлий Цезарь в Египте».

27.02.2016, суббота, Тель-Авивский музей – Зал «Реканати», 20:30 (тел. 03-6077020)
Национальная опера Эстонии. Гендель. «Ринальдо»

Ринальдо – Моника-Эвелин Лийв
Гоффредо – Оливер Куузик
Арганте – Рауно Эльп
Армида – Хелен Лепалааан
Альмирена – Хелен Локута
Сирены: Юлия Лилль, Ольга Зайцева
Волшебник: Мярт Якобсон, Март Лаур
Геральд – Иво Онтон
Хор мальчиков Эстонской Национальной Оперы
Оркестр Эстонской Национальной оперы
Музыка: Георг Фридрих Гендель
Либретто: Джакомо Росси
Дирижер: Андрес Мустонен
Режиссер: Уильям Релтон
Хореограф: Кати Кивитар
Художник по костюмам: Корделия Чизхольм
Художник по свету: Джоанна Таун
Опера в двух актах.
29.02.2016, понедельник, Тель-Авив, Центр сценических искусств – Израильская Опера, 20:00 (03-6927777)

Заказ билетов в кассе «Браво» *3221

http://kassa.bravo.org.il/search/Mustonenfest-2016?all=1
А также на сайте Израильской Оперы (03-6927777)

Программа фестиваля – на сайте  www.tallinntlv.co.il

Программа фестиваля на русском языке  – здесь

Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top