fbpx
Кино

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева: образ России, теряющей своих детей

Фильм «Нелюбовь», который в конце октября – начале ноября этого года израильтяне увидят в рамках проекта «Линия жизни. Кино в деталях» – новая блистательная работа одного из самых известных за рубежом российского кинорежиссера Андрея Звягинцева. Фильм, рассказывающий о пропаже подростка, сбегающего от разводящихся родителей, на деле – классическая греческая трагедия, полная аллегорий, символов и обобщений. И как любая греческая трагедия, этот фильм – универсален. Такое может случиться в любой стране, но так как у Звягинцева – так страшно, муторно-серо, беспросветно – только в России.

«Это, вероятно самая собранная, цельная и эмоционально мощная, при всей кажущейся нейтральности авторского подхода, картина Звягинцева. Она сделана с хичкоковской точностью в психологических деталях, но при этом берет за душу так что, долго не можешь опомниться», – отозвался об этом фильме Антон Долин, главный редактор журнала «Искусство кино».

kinopoisk.ru

Картина «Нелюбовь» – точный и горький слепок современного российского общества, – обласкана прессой, удостоена приза жюри Каннского кинофестиваля и, по всей видимости, представит Россию в борьбе за «Оскар» – главную кинопремию планеты. Сюжет фильма прост, незатейлив и в высшей степени метафоричен. История разводящейся семьи, где никто друг друга не любит, а ребенок, которого планируют отдать в интернат, внезапно пропадает – это все то же приближение библейского апокалипсиса, так ярко описанное в «Елене», а затем и нашумевшем «Левиафане». Как и в своих предыдущих работах, Звягинцев в «Нелюбви» нетороплив и обстоятелен: добрую половину фильма он вместе со своей, неизменной командой – сценаристом  Олегом Негиным и оператором Михаилом Кричманом – расставляет фигуры на доске и расчерчивает поле – чтобы как нельзя более точно описать трагедию людей, живущих во мраке, не умеющих любить и не способных быть счастливыми.

Это – диагноз, приговор, который режиссер выносит современному российскому обществу, обменявшему чувства и идеалы на комфорт и модные бренды. И совсем не случайно на спортивной форме Bosco, в которую одета героиня фильма, красуется надпись латиницей – Russia.

Разводящиеся супруги Борис и Евгения после двенадцати лет брака попросту ненавидят друг друга. Эта ненависть выражается в точных и узнаваемых деталях, и у зрителя не вызывает сомнений: растущее напряжение рано или поздно закончится мощным взрывом.

И взрыв происходит… Но это не жуткая сцена в морге, не равнодушие тех, кто призван помогать несчастным родителям и даже не отчаяние бесплодных поисков, а беззвучные чудовищные рыдания Алеши, подслушавшего разговор родителей и убедившегося, что он не нужен ни одному из них.

Это не история разрушенного брака двух представителей офисного планктона, не любящих своего ребенка – это картина о судьбе родины. Так же как «Левиафан» на самом деле  – не про имущественный конфликт, фильм «Нелюбовь» – про Россию, которой наплевать на своих детей. А гигантский скелет кита, ставшего символом страны в предыдущей работе мастера, в этой заменяет пропавший мальчик, «бегунок», которого так и не удается найти.

Роли в этой картине играют не известные широкому зрителю Марьяна Спивак и Алексей Розин – играют настолько тонко, точно и психологически безупречно, что кажутся порой более реальными, чем соседи за стеной.

Андрея Звягинцева, создателя фильмов «Изгнание», «Возвращение», «Елена», «Левиафан» и «Нелюбовь», называют продолжателем традиций Андрея Тарковского – и в немалой степени за приверженность библейским метафорам.

kinopoisk.ru

«Меня, признаюсь, сначала смутило это название. Как всегда, я надеялся, что, когда будет рожден фильм, я почувствую, как его следует назвать. Но затем я свыкся. Точнее, открыл для себя его глубину. А когда недавно натолкнулся на текст о двух противоположных теологических ветвях познания божественного, сомнения мои отступили. Нелюбовь – как прямое указание на тяжкое духовное состояние, и неважно, общества или индивида, – это совершенно ясное и достоверное именование того положения дел в духовной среде или в окружающей нас атмосфере, в которой обретаются наши персонажи. Оно безупречно точно, с хирургической ясностью указывает на адрес главной проблемы, которую рассматривает наш фильм: нелюбовь. Не простое отсутствие любви, не банальная ненависть или холодное равнодушие, а что-то большее, ее антипод – нелюбовь». Сейчас висит вопрос о том, как назвать картину в иностранном прокате. Дистрибьюторы ломают голову, не могут найти точное слово. И английское название Loveless, что переводится как «без любви», тоже не то», – это цитата из интервью, данного режиссером Антону Долину.

 

И в той же беседе Звягинцев рассказал, что подвигло его снимать этот мрачный, но завораживающий фильм-метафору: «Наша картина – это история частного характера, лишенная политической подоплеки. Но она связана с теми потерями, которые мы понесли в духовном климате страны: колоссальное разобщение, возгонка агрессивности, чудовищная история с Украиной, милитаризация сознания… В печальном 2012-м гайки начали закручивать. Началась перемена парадигмы, крутая и очень серьезная. Человек свободный на наших глазах превратился в человека потерянного, цензура стала внутренним нашим демоном: теперь мы сами себя держим за язык. Мы что-то утратили, что-то чрезвычайно важное».

 

Отметим, что после скандала по поводу финансирования фильма «Левиафан» продюсер Александр Роднянский отказался от денег министерства культуры и Фонда кино. Бюджет картины составили инвестиции европейских киноассоциаций, для которых Звягинцев сегодня – самый титулованный и востребованный российский режиссер из тех, кто  формирует новое российское кино,   интересующее мир.

 

Фильм Андрея Звягинцев «Нелюбовь», удостоенный приза жюри 70-го юбилейного Каннского кинофестиваля под руководством Педро Альмодовара и «Гран-при» кинофестиваля в Мюнхене, можно будет увидеть:

19 октября в кинотеатре «Лев» – Тель-Авив

24 октября в зале «Синематека» – Хайфа

25 октября в зале «Лев Смадар» – Иерусалим

29 октября в кинотеатре «Лев» – в Раанане

31октября в кинотеатре «Лев Даниэль»  – Герцлия

2 ноября в кинотеатре «Лев Рамат-Ган»  – Рамат-Ган

 

Заказ билетов: http://bestbravo.co.il/announce/56967
Страница проекта в фейсбуке – https://www.facebook.com/LiniyaZhizniIsrael

Официальный трейлер – https://www.youtube.com/watch?v=mLegoO4NdD8

 

Фотографии предоставлены сетью кинотеатров «Лев»

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top