fbpx
Маршруты прогульщика

Новая выставка «Гдыня – Тель-Авив» в музее «Польша» («Полин») в Варшаве

The Estate of Ludwig Blum

Верхнее фото – Tel Aviv, Purim Festival Street Decoration, 1934, Watercolor, 27X36 cm. The Estate of Ludwig Blum

Выставка откроется в Варшаве 13 сентября. Она посвящена истории двух современных портовых городов – польской Гдыни и израильского Тель-Авива, и рассказывает о многом, что их объединяет. Их роль в национальной истории каждого из народов, влияние, которое оказала на их облик и планирование жизнь начала 20-го века, архитектурные стили, и, в особенности стиль Баухаус, и другие характеристики их, как современных туристических и в то же время многофункциональных городов».

Выставка проходит под эгидой г-на Рона Хульдаи, мэра Тель-Авива-Яффо. Тель-Авивский музей, Музей Нахума Гутмана, Музей Реувена Рубина и некоторые другие израильские музеи предоставили свои экспонаты для участия в этой выставке. Выставка «Гдыня-Тель-Авив» – это частный взгляд лишь на одну тему из многообразия постоянного собрания музея «Польша», на протяжении последних лет занятого интереснейшей тысячелетней историей совместной жизни евреев и поляков в Польше.

Muzeum Miasta Gdyni

Gdynia Orłowo. Plaża i zbudowane w 1937 roku łazienki kąpielowe, fot. Henryk Poddębski, 1938 r. Из фондов Muzeum Miasta Gdyni

Оба города – Гдыня на Балтике и Тель-Авив на побережье Средиземного моря были спроектированы польскими и еврейскими архитекторами в 20-30-х годах прошлого столетия. Оба эти города олицетворяют мечты своих народов – польского, о национальном объединении после долгих разногласий, и еврейского – о создании собственного государства.

В начале 20 века многие люди искали новые места для жизни, подходящие для современного образа жизни. Новые дома, построенные в то время, выделялись большими окнами, во многом благодаря им, оба города получили название «Белого города», а также из-за белого цвета гладких, блестящих стен зданий. Еще два цвета характеризуют Гдыню и Тель-Авив – лазурный цвет моря, и желтый – цвет солнца и песка.

Тель-Авив и Гдыня сыграли ключевую роль в истории Израиля и Польши. Тель-Авив – первый еврейский город, был основан в 1909 году и построен в основном в период британского мандата. Гдыня была основана в 1920 году и является символом современной независимой Польши – после того, как страна была воскрешена после 123 лет чужеземной власти. Каждый город является одним из самых значимых в своей стране – как для жизни, деятельности его граждан, так и как место отдыха для горожан и приезжих. В то время как современный порт Гдыни служил отправной точкой для людей и товаров, порт Тель-Авива являлся пунктом назначения для новых иммигрантов, которые прибывали, чтобы построить новое еврейское государство.

Muzeum Miasta Gdyni

Zespół budynków biurowo-mieszkalnych Zakładu Ubezpieczeń Społecznych zbudowany przy  ul.  10 Lutego 24 i 3 Maja 22/24 wg. projektu Romana Piotrowskiego, foto „Mare Nostrum”, 1938 r. Из фондов Muzeum Miasta Gdyni

На выставке будет представлено много работ, предоставленных музею «Польша» израильскими музеями, в том числе таких известных израильских художников, как Нахум Гутман, Реувен Рубин и Людвиг Блум. Кроме того, посетители смогут познакомиться с проектами ведущих архитекторов Белой Гдыни и Белого Тель-Авива – специально для выставки созданы модели двух городов, построенных на песчаных дюнах. Здесь также собраны оригинальные рекламные и агитационные плакаты, предметы быта, столовая посуда.

Не обойтись без рассказа о торжества, традиционно проводящихся в обоих городах. В то время, как Гдыня отмечает «Праздник моря», жители Тель-Авива веселятся на Пурим, праздник радости и свободы.

Выставка «Гдыня – Тель-Авив» приурочена к нескольким событиям: 100-летию основания Гдыни, 100-летию основания архитектурной школы Баухас  в Германии, кардинально повлиявшей на облик обоих городов; и 110-летию со дня основания Тель-Авива.

Из фондов Muzeum Miasta Gdyni

Panorama Gdyni wykonana z samolotu przez lotnika tzw. “Szkoły Orląt” w Dęblinie”. Widoczne centrum miasta oraz tzw. port zewnętrzny, 1933 r. Из фондов Muzeum Miasta Gdyni

Постоянная экспозиция музея «Польша», открытого в Варшаве в 2014 году, посвящена тысячелетней истории польско-еврейского сосуществования. История еврейского народа и история Польши тесно переплетены. Польша долгие годы была домом для самой большой еврейской общины в мире, и потому история Польши неполна без еврейской главы. Совместная жизнь обоих народов привела к расцвету национальных культуры, религии, а также и материальному процветанию. Об этом общем наследии и рассказывает постоянная экспозиция музея «Польша», который в 2016 году был назван лучшим музеем Европы. Ежегодно его посещает более 400.000 человек. Благодаря многочисленным мероприятиям, организованным и проводящимся в музее –  встречи, лекции, семинары – музей также является культурно-просветительским центром по распространению знаний о еврейской культуре.

Выставка «Гдыня – Тель-Авив» будет работать до февраля 2020 года.

Из фондов Muzeum Miasta Gdyni

Statek pasażerski s.s. „Pułaski” cumuje przy nabrzeżu Francuskim portu gdyńskiego, fot. Henryk Poddębski, 1935 r. Из фондов Muzeum Miasta Gdyni

Польша и евреи: тысяча лет общей истории

Музей «Польша» («Полин»), открытый в 2014 году в Варшаве, подробно рассказывает в своей постоянной экспозиции о тысячелетней  истории польско-еврейского сосуществования. История еврейского народа и история Польши тесно переплетены. Польша многие годы оставалась домом для самой большой в мире еврейской общины, отсюда многие евреи отправились за своей мечтой – основать еврейское государство в Эрец-Исраэль. История Польши не может быть полной без еврейской главы. Это сосуществование привело к серьезному расцвету культуры и религии, к материальному процветанию. Об этом общем наследии и повествует постоянная экспозиция музея «Польша», который был удостоен звания лучшего музея Европы за 2016 год. Музей ежегодно посещают более 400.000 человек. Он также является культурно-просветительским центром для диалога и распространения знаний о еврейской культуре – с этой целью здесь проводятся многочисленные встречи, лекции, семинары. Музей организовывает также временные выставки, их посещают тысячи людей.

Давид Бен-Гурион, Менахем Бегин, Шимон Перес – все эти известные израильские политики выросли и получили образование на польской земле. Еврейские купцы и поселенцы прибыли в Польшу во времена раннего средневековья, а на первых польских монетах изображены еврейские буквы. К 1500-му году евреи уже прочно обосновались и вели активную общинную жизнь в ста польских городах.

Из фондов Muzeum Miasta Gdyni

Drewniane molo w  Gdyni Orłowie. Z lewej widoczne łazienki kąpielowe, fot. Henryk Poddębski, 1935 r. Из фондов Muzeum Miasta Gdyni

Польша стала родиной хасидского движения, которое сегодня насчитывает многие тысячи последователей, здесь же впервые были напечатаны книги на идише и иврите. Взаимное влияние отражается также на кухне – традиционные еврейские латкес, крепелах и хала прочно вошли и в польскую кухню.

Между двумя мировыми войнами в Польше создавались политические партии и движения, развивавшие польские национальные идеи, наряду с политическими организациями, которые продвигали национальные идеи сионизма. В Польше также возникли первые киббуцы, предвестники израильских, а в 20-30-е годы прошлого столетия 140.000 польских евреев перебрались в Эрец-Исраэль и приняли активное участие в процессе создания государства Израиль.

Во время Второй мировой войны за свободу поляков и евреев боролись Марк Эдельман и Симха Ротем, возглавившие восстание в Варшавском гетто, а затем участники Варшавского восстания, ставшие солдатами в рядах польского Сопротивления. Еще один пример – еврейско-польский просветитель Януш Корчак, посвятивший свою жизнь воспитанию и образованию детей, который отправился вместе со своими воспитанниками в газовую камеру.

Tel Aviv, View toward Jaffa, 1927, Oil on canvas, 60X107 cm. The Estate of Ludwig Blum

Tel Aviv, View toward Jaffa, 1927, Oil on canvas, 60X107 cm. The Estate of Ludwig Blum

Польские и еврейские мотивы тесно переплетаются в искусстве и в повседневной жизни. Совместная история двух народов не закончилась, она продолжается и в наши дни. Тысячи туристов со всего мира приезжают на ежегодный фестиваль еврейской культуры в Кракове и на фестиваль SINGER в Варшаве.

13 сентября в музее «Польша» откроется выставка «Гдыня – Тель-Авив», фокус которой сосредоточен лишь на одной из многочисленных тем из музейной коллекции. Выставка рассказывает историю двух современных городов-портов, польской Гдыни и израильского Тель-Авива, с особым акцентом  на сходстве между этими городами: их роль в национальной истории, влияние, оказанное жизнью, протекавшей в них в начале 20-го века, архитектурные особенности, и в первую очередь стиль Баухаус, а также многофункциональный характер этих туристических городов. Выставка проходит под эгидой г-на Рона Хульдаи, мэра Тель-Авива-Яффо, в ней представлены также экспонаты из собраний Тель-Авивского музея, Музея Нахума Гутмана, Музея Реувена Рубина и некоторых других израильских музеев.

Текст и фото предоставлены  пи-ар бюро Meromi Public Relations

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top