fbpx
Выставки

«Перемещенные» Симы Левин в музее Янко Дада

Заглавная иллюстрация: Сима Левин. “Туннель”.

Музей Янко Дада в кибуце Эйн-Ход представляет новую выставку – и онлайн в интернете на сайте музея, и офлайн в помещении музея в Эйн-Ход, в виде слайд-шоу на большом экране в нижнем зале – видео-колодце. Название одно, общее – «Перемещенные лица».

«Перемещенные лица» – выставка на более чем актуальные темы художницы Симы Левин – о беженцах, о перемещенных лицах (вырванных с корнем – еще и так можно трактовать название), об иммигрантах.

Открылась выставка реально, но сама церемония открытия прошла в Zoom. Интересно, какая коннотация 🙃 будет у этого слова, когда Zoom всем надоест. Продлится эта выставка до 30 сентября – и очно, и заочно, если ничего не изменится, чего быть не может – меняется и перемещается всё и все.

В полном соответствии своему названию, выставка «Перемещенные» перемещалась и по датам открытия и закрытия, став пока что временной альтернативой запланированной (на неизвестно когда в данный момент) большой международной выставки на тему беженцев и мигрантов, которая должна была быть представлена ​​в Музее Янко Дада в эти дни, но, сами знаете, не те сейчас времена, чтобы что-то точно совпадало. Да и социальные революции то начинаются, то затухают. И вот – в духе событий: отличная выставка на социальные темы. Посмотреть ее в интернете можно вот здесь:  https://www.jancodada.co.il/?page_id=3489

Сима Левин включила и в дигитальную, и в реальную экспозиции те образы, эскизы и рисунки, из которых она задумала создать в будущем два больших деревянных панно, которым будут предшествовать две графические фрески, каждая из которых будет составлена из 20 частей-фрагментов, офортов или ксилографий. Пока же на выставках в интернете и в музее на видеоэкране представлены 11 будущих фрагментов, ставших законченными картинами-сценами. Сима Левин обрабатывала с помощью графических компьютерных программ фотографии беженцев, в основном из Сирии, сцены изгнания, разрушенных зданий, опустошения, конвоев; распечатывала эти фотографии на бумаге, рисовала поверх них – акварелью, акриловыми красками, карандашом; вновь сканировала, преобразовала, вновь печатала и рисовала. Так что пока эта выставка Симы Левин стала «проектом в процессе» или «пилотным проектом»; дигитальным предисловием к фрескам и деревянным панно.

Выставка «Перемещенные» вполне может стать иллюстрацией к последней книге Юваля Харари и прочих футурологов и социологов. Хотя будущее уже здесь, причем уже давно. Феномен современного мира – это миллионы беженцев, перемещенных лиц, иммигрантов, вынужденные бежать из своих стран из-за политических кризисов, войн, стихийных бедствий, изменений климата, голода и нищеты.

Быть «вырванным с корнем» тождественно бегству из дома, изгнанию из дома. Наверное, первыми беженцами были Адам и Ева – ведь после изгнания из рая их жизнь и ощущение свободы сильно изменились. Беженцы отправляются в путь, часто при отсутствии всего вещественного, без того, что называется «привычный уклад» – взятые в дорогу вещи не уложены, а набросаны, или их вовсе нет.  Отправляются в будущее, в туман, в другую страну, в другую жизнь. Зная откуда и почему, не всегда представляя, куда и зачем. Попадая в зависимость  от людей, встречающихся им на пути, в зависимость  от законов и правил тех стран, где они оказываются.

Изгнание, беженцы, иммиграция – все это есть и в истории еврейского народа. В последние годы Израиль стало землей обетованной еще и для тысяч беженцев из Африки и Азии, да и страны СНГ ненамного отстают в этой статистике, в которую, на сей раз, углубились не иммиграционные службы, а художница Сима Левин, наблюдающая за этим сколь сложным, столь и неоднозначным явлением, и реагирующая на него серией работ, в которых она разбирает и восстанавливает картины разрухи, колонны бредущих и бегущих людей, отдельные фигуры –  «перемещенные лица». Источники для таких картин легко находятся в репортажных фотографиях  – но не только. Еще один источник вдохновения – это картины самого Марселя Янко (имени которого музей Янко Дада, выросший из его мастерской) – картины сцен с беженцами времен Второй мировой войны.

Ситуации утраты, потери, ухода – универсальны, вневременны. К краскам, формам, линиям прибавляются эмоции на границе абстрактного и реалистичного на картинах Симы Левин, движущихся не только на видео-  и компьютерных экранах, но и между действительностью и воображением.

Сима Левин. Фото © Шломо Бронштейн

Сима Левин. Фото © Шломо Бронштейн

Сима Левин, родители которой скитались во время Второй Мировой войны – мультидисциплинарный художник, работающая в различных жанрах: живопись, рисунок, гравюра, печать, скульптурные инсталляции из различных материалов – бумаги, стекла и металла. Ее работы связаны с коллективным сознанием времени с пространством личной памяти. Фрагменты реальности, представленные в ее творчестве, окружает мир фантазии и воображения.
Эта выставка задевает, запоминается, равнодушными точно не оставляет. Она вызывает тревогу – ведь будущее еще меньше известно, несмотря на технологии. Выставка, апокалиптические работы которой вызывают мысли и тревогу о неизвестном будущем, заставляют размышлять о человеческой трагедии, а с другой стороны – сострадать и сопереживать.

Симе Левин (http://www.simalevin.com/) – 62 года. В Израиль она репатриировалась в 17-летнем возрасте; преподает графический дизайн, в свое время закончила художественное училище в Кишиневе и колледж ВИЦО в Хайфе.

Выставка «Перемещенные» продлится до 30 сентября 2020 года. Куратор выставки: Рина Генусов.
Часы работы музея Янко Дада: с воскресенья по четверг – с 10:00 до 15:00; по пятницам и в канун праздников – с 10:00 до 14:00; по субботам и праздничные дни с 10:00 до 15:30
Музей Янко Дада, Деревня художников Эйн-Ход, Хоф ха-Кармель. Тел: 04-9842350.
Сайт музея – www.jancodada.co.il
Фейсбук – https://www.facebook.com/einhod.janco.dada.mus

*******

Кто такой Янко? И что такое Дада? Абсурды и парадоксы – как раз подходит к этим дням, как идеи все течения дадаизма…
Музей Янко Дада был открыт в 1983 году в деревне художников Эйн-Ход при помощи друзей художника Марселя Янко. Здание музея было построено архитектором Моше Зархи. Целью создания музея было сохранение богатого архива художника, который стоял у истоков создания движения Дада, а также того, по чьей инициативе был восстановлен Эйн-Ход в 1953 году. В 2011-м году музей открылся второй раз  после «ремонтного» перерыва – с обновленной и измененной планировкой  и с обновленными комнатами «Маабадада» – творческой лаборатории для детей, где они могут поиграть с помощью помятых кастрюль и глянцевых журналов в «дадаизм», а также сюрреализм, экспрессионизм и искусство вообще. Постоянная экспозиция, посвященная Янко расположена на втором этаже, сменные выставки молодых художников – на первом. Там же – комнаты «Маабадады» и зал для семинаров и занятий с детьми.

Дада – это модернистское искусство абсурдных представлений, стихи из бессмысленных наборов букв, спонтанных коллажей. В 1984 году (этот год получил название ташмад – “уничтожение” на иврите), вскоре после открытия Музея, состоялось дадаистское шоу “ташмадада”, в котором принял участие сам Янко. Другое мероприятие – “модада” – было посвящено показу мод в стиле дадаизма.

Музея Янко в наши дни – это новые экспонаты, новые идеи и 70-лет творчества Марселя Янко. Казалось бы: достаточно информации, чтобы приехать в музей, получившем экспонаты из частных коллекций, заказать экскурсию (в которую включено и посещении в соседнем здании студии художника с отреставрированными фресками и с мебелью, изготовленной самим Янко). Руководит музеем Райя Зоммер – крупнейший исследователь творчества Марселя Янко. Стоит только потянуть за ниточку сухой информации о часах работы музея и перед вами начнется вертеться клубок, составленный из бесчисленных фактов, эпох, имен, дат и событий – от открытия кабачка “Вольтера” в Цюрихе до критерий выдачи Премии Израиля. Добавьте к этому Румынию, Швейцарию, Францию, архитектуру и израильскую символику, “Новые горизонты” и еврейские погромы в Румынии, конструктивизм и кубизм в живописи, смешайте все с руинами арабской деревни, и клубок начнет распутываться.

Марсель Янко делал вещи необыкновенные – в духе дада, экспрессионизма, кубизма, конструктивизма. По образованию он был архитектором, успел построить дома в Бухаресте, виллы в Израиле. Он любил яркие краски, создавал картины из золота (ироничное наследие разрушительных идей дадаизма), был отличным рисовальщиком и разрабатывал техники фресок, деревянных и керамических стенных панелей.

Сам музей – подарок художнику от поклонников – был открыт за несколько месяцев до смерти Янко, и он успел принять участие и в его оформлении, и в сборе материалов. Часть истории Марселя Янко отражена в документальном фильме, который  демонстрируют в музее. Но большая часть – в тех удивительных вещах, которые Янко успел сделать: от его живописи 1930-х годов до коллажей из золотых пластин, переданных музею в дар от частной коллекцией Гальи Альбин в Израиле. Другая часть экспонатов передана музею семьей Янко и коллекционером из Румынии. Основная экспозиция музея – поздние работы Марселя Янко, сам румынский период растворился в войне и в планах Чаушеску. Янко был также великолепным графиком, много рисовал. Его работы на бумаге – это портреты друзей, иллюстрации к ТАНАХу, Катастрофа, солдаты, арабы, обнаженная натура.

Рассказывать о Марселе Янко – одном из тех, в чьей судьбе сплелось столь много нитей клубка 20 века – можно бесконечно долго. Он – мировая знаменитость; он дожил до открытия музея его имени в Израиле; его дочь Двора и внучка Михаэла занимаются его творческим наследием; в Румынии устраиваются симпозиумы, ему посвященные. Мы же можем просто приехать в музей и посмотреть на его работы, попытаться понять, почему и откуда такие краски – такие яркие, дерзкие, запоминающиеся. Почему его творчество все больше и больше занимает искусствоведов? Как он перешел от дадаизма к фигуративному искусству и вновь к абстрактному?

Марсель Янко часто менял направления и стили: керамические и деревянные расписные панели тому подтверждение. Он изготовил их в мастерской Иче Мамбуша – еще одной легендарной личности, вместе с которым Янко основал Эйн-Ход. Янко успел сделать керамические стены для цфатской больницы, для станции “Кармелит” в Хайфе, для Хайфского университета, зала “Масада “в Беэр-Шеве и для других общественных зданий. Компания морских перевозок  “Цим” заказала декоративные панели именно художникам Эйн-Хода, но эскизы самого Марселя Янко не подошли. По легенде, их сочли слишком героическими и перенасыщенными символикой (менора, голубь скрижали завета, раненые солдаты – видно на прогулочных кораблях в 50-е годы это уже было не модно), но это повод вспомнить другую легенду – о том, как Марсель Янко основал Эйн-Ход.

Согласно живописным сказаниям Янко, прогуливаясь по склонам Кармеля, наткнулся на развалины в цветах и сходу решил организовать в этом месте деревню художников. На деле Янко работал ландшафтным архитектором, планировал в Эрец-Исраэль национальные парки. Благодаря этой работе он много ездил по стране. Склоны Кармеля он изучил, измеряя их в 1953-м году для управления парками и, действительно, обнаружив развалины брошенной арабской деревни Эйн-Худ, задумал создать здесь коммуну художников.

Далее начались препоны в лице многочисленных комиссий, но в те времена их заслоны еще можно было преодолеть. И Янко вместе со своим другом, художником Иче (Ицхаком) Мамбушем воплотили в жизнь идеи и идеалы. К тому же строить такую коммуну – это как раз и означало сочетать архитектуру и живопись. Собранная им группа восстановила развалины и сохранила дух деревни. Янко, по сути, стал первым реставратором духа жилья. В коллекции Иче Мамбуша есть рисунок двух дерущихся собак. Иче рассказывал, что подобные рисунки были для Янко выходом для разочарований, когда случались комитетские споры. Сам Янко называл создание художественного товарищества в Эйн-Ход финальным аккордом дадаизма

Сочетание архитектуры, живописи, скульптуры всегда занимало Янко. В его бумагах были обнаружены записи о том, что “надо напоминать архитектуре о существовании братства искусства. Все громкие фигуры прошлого были мастерами пластических искусств: выдающиеся архитекторы были прекрасными живописцами”. Янко не только говорил и провозглашал. Он делал!

Дадаизм – художественное течение конца 1910-х – начала 1920-х – был последствием революционных настроений и Первой мировой войны. У слова дадаизм есть несколько значений, это и деревянная лошадка от французского dadaisme, и двойное согласие «да-да» в русском и румынском, и в переносном смысле детский бессвязный лепет. В целом “дадаизм” не имеет точного значения, что и нужно было основателям этого течения, толковавших свое искусство размыто, таинственно и вне логики. Дадаизм даже часто называют анти-искусством, что как раз именно логично для явления, возникшего во время войны.

5 февраля 1916 года на улице Шпигельгассе, 1, в Цюрихе, в Швейцарии, открылось литературное кабаре, названное «Кабаре Вольтера». Инициатором открытия заведения стал немецкий поэт Хуго Баль, а к нему присоединились Эмили Хеннингс, Жан Арп, Рихард Хюльзенбек, Тристан Тцара и Марсель Янко. Все вместе они создали мировое движение, полностью изменившее, точнее перекроившее лицо современного искусства.

Представления в кабаре, зачастую вульгарными, были в некотором роде вызовом дадаистов западной культуре, с одной стороны, и заодно попыткой протестующих уничтожить дадаизм, как течение в искусстве, с другой стороны. Все это происходило на фоне Первой мировой войны, разразившейся в это время в Европе. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение традиционной эстетики, иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, литературе и музыке, цинизм, разочарованность и бессистемность. «Кабаре Вольтер» в его первоначальном виде проработало всего полгода, но за это время были созданы многочисленные центры движения Дада в разных странах мира. Чуть позже, в двадцатых годах французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий – с экспрессионизмом. С тех пор прошло более ста лет, а наследие дадаизма все еще явственно ощутимо в современной культуре.

Дадаизм сложился в Швейцарии, получил развитие во Франции. В июле 1916 года немецкий поэт Хуго Балль со сцены “Кабаре Вольтер” в Цюрихе провозгласил первый манифест дадаизма. “Кабаре Вольтер” было создано им вместе с женой, пианисткой и танцовщицей Эмми Хеннингс и группой единомышленников – Тристаном Тцара, Марселем Янко (в 1916 году Янко как раз изучал архитектуру в цюрихском Политехникуме) и Жаном Арпом, породившими дадаизм, влияние которого на развитие мировой культуры и искусства несомненно.

Нельзя не процитировать найденные на просторах Интернета свидетельства: “В январе 1916 года поэт и мистик, ученик Кандинского и последователь Бакунина, Хуго Балль устроился тапером в сосисочную, а уже через месяц объявил об открытии в ней “литературного кабачка”. Кабаре шумело дни и ночи напролет. Как позднее вспоминал один из его основателей Марсель Янко, там “была явка живописцев, студентов, революционеров, великосветских мошенников, психиатров, дам полусвета, вкрадчивых обаятельных шпионов”. В густом дыму часто “появлялось выразительное монгольское лицо Ленина”. Факты опубликовал французский историк Доминик Ногэз: Ленин не только бывал в кабаре, но и помогал дадаистам с изданием буклетов и даже появлялся на сцене. Он танцевал и играл на балалайке! Но и это не все: в архиве Тристана Тцара сохранилось стихотворение, написанное ленинской рукой, а также воспоминания о шахматных матчах с ним”. (© Светлана Сухова. “Ленин в Зазеркалье” – “Итоги”, №46, 2006. (http://www.itogi.ru/archive/2006/46/32569.html).

Дадаизм просуществовал недолго: в 1922 году он официально прекратил свое существование. Тристан Тцара на собрании произнес похоронную речь дадаизму, который успел породить экспрессионизм и сюрреализм, не особо любимый Янко, румынским евреем, родившемся в Бухаресте в 1895 году. В возрасте 20 лет он уехал в Цюрих изучать архитектуру, выражая авангардные взгляды в противовес бюргерству и декларирую свои принципы в красочных манифестах дадаизма, что не мешало ему также быть членом кружков “Радикальные художники” и” интеллектуального “Новая жизнь”. После Цюриха он уехал изучать живопись в Париж (дадаизм спровоцировал “французский сюрреализм”) потом – обратно в Румынию. В 1922 году состоялась его первая персональная выставка в Доме искусств в Бухаресте.

В Румынии Янко занялся архитектурой, открыв вместе с братом Жюлем архитектурное бюро. И в живописи того периода и в архитектуре он отталкивался от классики в сторону принципов конструктивизма и кубизма, особо почитая Корбюзье. В Румынии спроектированные им дома стали местной сенсацией, а Янко успел тем временем создать первое в стране модернистское движение – группу “Контимпоранул”, и стал соредактором журнала, проповедовавшего идеи конструктивизма. Янко показывал свои работы на бухарестских Осенних салонах (1922–31), а также на выставках в других странах, поддерживал связи со своими единомышленниками в искусстве, работавшими в Цюрихе, Роттердаме, Берлине и других городах. В 1931 г. Янко стал членом Парижской группы абстракционистов «1940».

В 1938-м году Янко впервые побывал в Палестине. В 1941-м, после первой волны еврейских погромов в Румынии, в период между Катастрофой и провозглашением государства, он перебрался с семьей в Эрец-Исраэль. Его модернизм претерпел здесь резкие изменения, прежде коричневые и оливковые краски стали яркими красными и зелеными, синими и желтыми. Янко старался помочь – создавал новую символику, рисовал картины новых пахарей и строителей, новых людей, новых репатриантов, новые пейзажи и арабские деревни. Для заработка Янко, приехавший в Израиль известным художником в возрасте 46 лет, как раз и работал ответственным по планировке национальных парков. В 1942 и 1948 годах в Тель-Авивском музее искусств состоялись его персональные выставки.
Он много преподавал – и в своей студии в в Эйн-Ходе , и в “Студио” – школе Штрайхмана, где воспитал несколько поколений израильских художников. В израильское искусство Янко привнес идеи дадаизма, кубизма и абстрактного экспрессионизма. За что ему пришлось изрядно побороться, ибо в те годы господствовала фигуративная живопись. Немудрено, что работы Марселя Янко, художника-“новатора”, охотно приобретались израильскими коллекционерами. И столь же охотно к нему обращались театры – он сделал немало декораций.

В 1945-м году под влиянием “Герники”, Янко написал картину “Геноцид”. Его полотна того времени – “Корабль репатриантов” 1946 года, “Рынок в Тверии” 1947-го. В начале 1950-х годов Янко вернулся к абстрактной живописи. В этот период своей жизни Янко стал также одним из основателей группы «Офаким хадашим» (“Новые горизонты” вместе с Штрайхманом и Зарицким), зарядив израильскую живопись элементами европейского модернизма и свободным духом дадаизма. Живя в Израиле, Янко принимал участие во многих израильских и международных выставках, в том числе в ретроспективных выставках дадаизма в Венеции, Париже, Нью-Йорке, Иерусалиме. Его персональные выставки проходили в Израиле, США, Италии, Швейцарии. В 1951-м году творчество Янко было отмечено премией Меира Дизенгофа, в 1958-м – премией “Гистадрута”, а в 1967-м году он получил премию Израиля.
Марсель Янко умер в 1984 году, оставив огромное наследие – картины, рисунки, архитектурные проекты, тексты, эскизы и главное: память о себе.

Ссылки:
Начнем с виртуального тура по музею – https://www.youtube.com/watch?v=beJ34leF_FU – где под финальный аккорд прошлой эпохи успели открыть кластер из пяти выставок «Мона Лиза с усами» а-ля Марсель Дюшан и обновить постоянную коллекцию из картин Марселя Янко (куратор – Рина Генусов, съемка и монтаж – Надав Ариэль).

Сайт музея переведен на русский язык – почти весь, что уже само по себе редкость. Но вот про новые выставки перевести не успели. Те, кому лень читать на иврите, могут почерпнуть информацию по-русски в соответствующих разделах сайта, а начать, пожалуй, стоит с биографии самого Марселя Янко, чтобы понять, почему музей Янко-Дада так назван и почему он расположен именно в Эйн-Ходе.
https://www.jancodada.co.il/?page_id=1214&lang=ru (тут еще и полно иллюстраций).
В музее за эти годы прошло огромное количество выставок – вот здесь можно порыскать по их архиву – https://www.jancodada.co.il/?page_id=423 . О выставках же нынешних можно прочитать на этой странице – https://www.jancodada.co.il/?page_id=3124 – ничему не удивляйтесь, ведь речь идет о дадаизме.
Сайт музея – https://www.jancodada.co.il/
Страница сайта на русском языке – https://www.jancodada.co.il/?lang=ru
Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/einhod.janco.dada.mus/
Инстаграм – https://www.instagram.com/jancodadamus/
Канал youtube – https://www.youtube.com/user/jancodadaВсем здоровья! Enjoy!

Маша Хинич. Иллюстрации  –  © работы Симы Левин  – предоставлены пресс-службой музея Янко Дада в Эйн-Ходе

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top