fbpx
Выставки

Суть времени в материалах

Суть времени в материалах

Новая выставка в музее Эрец-Исраэль «В материале и времени – ювелирное искусство Израиля» посвящена 67-летней истории ювелирного искусства в Израиле. Выставка открылась 12 октября и продлится до конца февраля 2016 года.

Маша ХИНИЧ

Фотографии Леонида Падруля предоставлены пресс-службой музея «Эрец-Исраэль»


Ювелирное искусство в вечности…. Почти… «В материале и времени» — новая выставка не только и не сколько о том, как за семь последних десятилетий ювелирное искусство из декоративного превратилось в прикладное, а о том, что представляет собой ювелирное искусство сегодня — в виде художественной арены, на которой не только плетутся золотые нити, но и нити заговора — творческого, рассказывающего и показывающего отраженные в ювелирных изделиях талант, взгляды, мнение, мировоззрение и реакцию художников на политику, историю, войны, революции – на все то, что будоражит людей. Актуалия за 70 лет в золоте, серебре, камнях и новых материалах.

Ювелирное искусство как мини-арена, где мир сконцентрировался на кончике иглы – почти. Мир между историей и инновациями. Стеклянный шкаф с традиционными йеменскими украшениями – в «красном» углу. Зал пересекают длинные столы-дороги-скатерти-ряды — с современными изделиями, большая часть которых сделана по заказу куратора специальной к этой выставке за последний год. Над частью экспонатов начали работать прошлым летом  – во время операции «Нерушимая скала», поэтому памятных венков  с розами и шипами из металла здесь достаточно. На стенах – окна-витрины-хранилища прошлого. Каждая — взгляд в ушедшее, в одно из семи десятилетий, поместившихся с 1948 года до наших дней, между традициями и инновациями.

На этой выставке израильского ювелирного искусства представлены 250 работ израильских мастеров, произведения лучших дизайнеров страны, изготовленные на протяжении семи десятилетий — традиция, современность и новые направления. Выставка – это отражение в дизайне ювелирных изделий новых и современных тенденций и местной идентичности. Одна из особенностей этой выставки – рассказ об истории Израиля через призму ювелирного дела. Выставка «Ювелиры Израиля — 7» (седьмая подобная экспозиция в музее) состоит их двух частей: исторической, которая рассказывает о зарождении местной ювелирной промышленности, и современной, в которой посетители увидят около ста работ 58 израильских мастеров. Это не украшения, не сувениры, а именно произведения искусства, рассказывающие о всех сферах нашей жизни: течение времени, памяти, войне и мире.

Куратор выставки д-р Ирис Фишоф говорит: «Все работы, представленные на выставке, отражают мультикультурность Израиля. Нам было важно осветить плюрализм в этой области искусства – разные взгляды на жизнь, встречу Востока и Запада, изменения, произошедшие в Израиле за почти 70 лет. Интересно и то, что идея плавильного котла не сработала, и потому традиции разных общин продолжают влиять на нашу жизнь даже сегодня. Каждая работа «современной» части экспозиции по-своему уникальна. Все художники, участвующие в выставке, получили полную свободу в своем творчества и представили исключительно оригинальные произведения, в которых силен дух эксперимента и которые отражают реальности нашей сегодняшней жизни».

Вся же выставка в целом – это разнообразие культур и влияний – от исламского искусства до модернизма и европейского баухауза, от формализма до «Маскита» Рут Даян и 1960-х годов, когда вопросы современной философии бытия свились в тугую крученую нить. Традиции продолжают формироваться, индивидуальность торжествует, а искусство и ремесло развиваются. Участники выставки — не только израильские ювелиры, но и дизайнеры, архитекторы, художники, скульпторы, мастера по стеклу – выказали в своих работах свое alter ego, свою эстетику отрицания, свое внутреннее «я», скрытый для посторонних внутренний мир в этих ювелирных изделиях-концепциях, чьи повторяющиеся узоры очаровывают, как и заключенные в них цепочки света, ритма и цвета.

История ювелирных изделий в Израиле – это увлекательный рассказ о молодой стране иммигрантов, привезших с собой культурные традиции ювелирного баухаза — иммигранты из Германии, древние восточные – иммигранты из стран ислама. Рассказ о художественном авангарде, международном признании и интеграции в мировые тенденции. После многих лет жестких канонов, замороженного «формализма», политкультурности, молодые ювелиры вырвались на пространства вольницы и романтизма. Впереди бегущих нет. В «современном» разделе выставки равны  все 58 ее участников – каждый на своем пространстве, каждый с собственным индивидуальным подходом – от ремесленного до абстрактного в поисках израильской эстетики и необычных материалов: от электрочипов до чудо-силикона, яичной скорлупы, шифона и органзы, рыбьей чешуи, меди, латуни, слоновой кости, жемчуга и старых запонок из Вены времен аншлюса, магнитов и бриллиантов. Главное, чтобы форма и материалы (и исследование возможностей материалов) не заслоняли суть, а проявляли ее. Проявляли отношение к прошлогодней войне, к памяти, к иудаизму, к игре со временем, к чувствам и предчувствиям.

Золотая самка богомола в витрине распростерлась над обезглавленным серебряным трупиком самца; камень из Освенцима обрамлен в золотую фольгу; арахис оплетен шелковыми нитями-коконами ярких монохромных ожерелий; крошечные узоры оказываются фигурками солдат; прорези в камне походят на филигрань, медальоны сделаны из сухих листьев.  Жемчуга мультикультрности сшиты в ткани инноваций, или проще так: современные события не обошли стороной ювелирную область. Украшения прошли долгий путь от фамильных драгоценностей до концептуального искусства, а каждый мастер волен по-своему отражать реальность, ее текучие силуэты и текущие сквозь время метаморфозы так, что цветы или насекомых в металле становятся результатом экзистенциального опыта, а мелкие предметы – безделушки и украшения рассказывают длинную историю в контрастных материалах, в природных мотивах, в ювелирных изделиях из бумаги и семян, из стручков, из камней, лавы и стекла, из перьев и дерева, оловянных солдатиков и фотографий-воспоминаний, в виде гравюр, предметов литых и деструктивных, из воска и даже из кристаллов соли, застывших в холоде отстраненности.

Истории из мира насекомых и людей в текстуре и форме. И потому ювелиры, работающие с малыми масштабами, напоминают ныне меланхоличных энтомологов, насаживающих трепыхающееся бытие на булавки модерновых брошей из эфемерных материалов. А вообще-то ювелирные изделия всегда были очень популярными сувенирами со Святой Земли… Пока не стали новыми игрушками нового мира, символами и знаками чувственности и скрытых сообщений.

На что обратить внимание на этой выставке? На все 250 работ. И отдельно – на изделия Заары Шац, дочери основателя «Бецалеля» Бориса Шаца. Она изучала искусство и промышленный дизайн в Париже и в 1938 году уехала в США, вернувшись в Израиль в 1951-м году . Заара Шац первой начала использовать плексиглас для дизайна украшений. Создавала она и ювелирные изделия из проволоки и камни, напоминающие кинематические скульптуры Александра Колдера.
Обратить внимание также  на этнические украшения из Йемена, Узбекистана, Сирии. На изделия «Маскита», на работы Бьянки Эшель-Гершуни – все! И также на все изделия Эстер Кнобель и Веред Камински. На фантастические работы эфирных форм мягкого модерна и барокко, приехавшего в начале 1960-х из Дании в Иерусалим Арье Григста, преподававшего в «Бецалеле». Кстати,  в те же годы Израильский институт экспорта начал активно «внедрять» израильский ювелирный дизайн за рубежом.
Ветер перемен принесла в ювелирное искусство и Бьянка Эшель-Гершуни (она же – скульптор и керамистка). Благодаря ей и ее сподвижниками в семидесятые годы произошел настоящий переворот на израильской ювелирной арене, а позже —  в восьмидесятые годы —  израильские художники получили международное признание и стали участвовать в выставках в Европе и США, в том числе и с работами, в которых отразился политический протест и общественные дебаты после Ливанской войны 1982 года.

Для девяностых годов в израильском ювелирном искусстве характерен поиск альтернативы дорогим материалам – использование шелка, металлической проволоки и простых камней. 2000-е годы – годы потрясений: вторая интифада, социальные протесты, солидарность и скорбь, много крови и агрессии, региональные конфликты, трудные времена и новые художественные процессы. Будем надеяться, что разум и творчество восторжествуют. На выставке «В материале и времени» уже восторжествовали.

Куратор выставки «Время и материалы. Израильское ювелирное искусство 2015» — д-р Ирис Фишоф. Выставка «Время и материалы» продлится до 28 февраля 2015 года. Дополнительная информация на сайте: www.eretzmuseum.org.il. Часы работы Музея «Эрец-Исраэль»: воскресенье, понедельник, вторник, среда — с 10.00 до 16.00; четверг — с 10.00 до 20.00; пятница – с 10.00 до 14.00, суббота – с 10-00 до 16-00. Телефон для справок — 03-6415244.  Вход детям до 18 лет – бесплатный. Дети до 13 лет – в сопровождении взрослых. Для жителей Тель-Авива – скидка. Адрес музея: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.

Видео «Метаморфозы» Наамы Леви — https://www.youtube.com/watch?v=ZqTJwdkWJ7w

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top