fbpx
Впечатления

«Амок». Судьба

Ольга Черномыс. Фотографии ©  Марк Цо (предоставлены театром «Маленький)

 «Над самой головой стояло таинственное созвездие Южного Креста,
мерцающими алмазными гвоздями прибитое к небу; казалось, оно колышется,
тогда как движение создавал только ход корабля, пловца-гиганта, который,
слегка дрожа и дыша полной грудью, то поднимаясь, то опускаясь, подвигался
вперед, рассекая темные волны. Я стоял и смотрел вверх. Я чувствовал себя
как под душем, где сверху падает теплая вода; только это был свет, белый и
теплый, изливавшийся мне на руки, на плечи, нежно струившийся вокруг головы
и, казалось, проникавший внутрь, потому что все смутное в моей душе вдруг
прояснилось».

Это отрывок из рассказа Стефана Цвейга «Амок», действие которого начинается на круизном корабле. Первые страницы Цвейг подробно описывает впечатления героя, попадающего из дневной корабельной сутолоки в ночной мир. И посреди волн, звезд, качки и тишины рождается история, которую рассказывает встреченный на палубе одинокий незнакомец.

Я читала рассказ перед тем, как пойти в театр. Было непонятно, как превратить это в спектакль. В кино – да, но на сцене? Да еще в таком небольшом интимном пространстве, которое представляет собой театр «Маленький». Но как только начался спектакль, меня осенило. Так ведь у Цвейга эта ночь с ее морем и небом и были театральной декорацией, той самой черной коробкой, на фоне которой перед нами разыгрывается история. В рассказе то и дело возникает тема вспышек света на фоне темноты, то огонек спички, то лунный свет – важные детали будто подсвечиваются.

Спектакль «Амок» подхватил эту линию очень точно и изобретательно. Нет никаких сложных декораций, лишь веревки да колокол напоминают о корабле, но действие переносится из одного времени в другое без единого шва. Мы сами не замечаем, как оказываемся уже не на корабле, а во врачебном кабинете в колониальной Малайзии, или на балу у губернатора. А потом снова наступает ночь, пространство расширяется, тишина усиливается. И на натянутом экране появляются фигуры театра теней (сделанного, надо сказать, с большой виртуозностью). Неожиданная китайская тема в спектакле обескураживает и завораживает. Девушка в традиционных одеждах (в исполнении Ксении Мороз) молча участвует в событиях, будто фатум, который всегда рядом и который не обманешь. Впрочем, каждый зритель приписал этой теме свой смысл, в чем одна из прелестей искусства.

Актеров трое:  Ори Леванон (я впервые увидела его в спектакле «Варшавская мелодия»), роскошная, честная в каждом жесте Анна Дубровицкая (актриса «Габимы», снимается в кино, недавно сыграла в сериале «Манаек»). Главная же звезда здесь – актер Дуду Нив. Он давно сотрудничает с «Маленьким», играет и в Камерном театре, и в «Гешере», у него много работ в кино и сериалах. В этом спектакле у него получилось сыграть человеческий надрыв без надрыва театрального, что очень сложно, и особенно важно, когда актер находится в нескольких метрах от зрителей. Его немецкий доктор получился именно таким, каким представляешь, когда читаешь книгу – жертвой, палачом и судьей самому себе одновременно, нервным, уязвимым, пронзительно несчастным, одиноким скитальцем, ищущим покоя и не находящем его нигде. Его помешательство, его амок лишен истерики, но мучителен и беспросветен.

Удивительно, как Цвейг в 1922 году в этом герое будто увидел свою будущую судьбу. Это он, доктор философии и литератор из Вены, еврей, в тридцатых годах вынужден будет покинуть родину, убегая от Гитлера – сначала в Лондон, Нью-Йорк, а затем и в Бразилию. Это он до конца своей недолгой жизни будет чувствовать себя скитальцем, лишенным корней. И это он, не в силах справиться с выпавшей ему судьбой, закончит свою жизнь рано, добровольно, вместе с любимой женщиной. Всю его литературную жизнь его будет интересовать страсть, что иногда страшна, а иногда может сгубить. Но она и есть свет, что сияет через прорези темноты – как яркие звезды на ночном небе, что увидел герой над собой, выйдя из тесной каюты на палубу корабля.

****
«Амок» – новый спектакль Театра «Маленький»
Автор: Стефан Цвейг
Перевод на иврит: Рои Хен
Cценическая версия и постановка: Михаил Теплицкий
Художник–постановщик: Полина Адамова
Музыка: Евгений Левитас
Хореография: Лена Розенберг
Художник по костюмам: Йегудит Аарон
Художники по свету: Миша Чернявский и Инна Малкин
Театр теней: Ксения Мороз
Помощник режиссера: Ясмин Бар Шалом Агмон
Роли исполняют: Дуду Нив, Анна Дубровицкая, Ори Леванон и Ксения Мороз
17.06 в 20:00
18.06 в 12:00
19.06 в 20:00
23.07 в 12:00
23.07 в 20:00
24.07 в 20:00
Заказ билетов:
https://israelinfo.kassa.co.il/announce/68566
Телефон: 054-2488104, https://www.facebook.com/Malenki.Theatre/

 

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top