Музыка

Акрам Хан: «Эмоции через узоры»

Акрам Хан — известнейший хореограф из Лондона – не впервые приезжает в Израиль. Он бывал у нас несколько раз и в каждый свой приезд показывал новые работы, друг от друга отстоящие столь же далеко, сколь далеко Англия расположена от Бангладеша, откуда родом его семья. Общий у всех его работ экзотический знаменатель: классический индийский танец катхак, возведенный им в модерный хореографический супер-сюрреализм. В эти гастроли Хан привозит нам свою работу 2013 года, названную «iTMOi» — «In the Mind of Igor» – «В сознании Игоря», посвященную «Весне священной» Стравинского.

Маша ХИНИЧ

Название и год создания балета – год столетия со дня рождения Стравинского – быстро расставляют балетные фигуры по местам на сцене dance-анализа: дань мышлению гению, дань музыке, дань ритуалам. И тут самое время напомнить, что катхак – один из шести основных классических танцев Индии и один из самых динамичных видов театрального искусства в мире. Зародился танец катхак как производное от танцевальных драм древней Индии и долгое время существовал при храмах. А слово «катхак» происходит от «катхой», что означает «искусство рассказывать истории». В Индии существовала особая каста профессиональных танцоров-рассказчиков, украшавших свое повествование пением, музыкой, элементами танца и актерской игрой. Вот и Акрам Хан рассказывает историю Стравинского, но на свой лад, складывая новую сюрреалистическую «Весну священную», свой спектакль без слов, из динамики классической музыки и узоров эмоций, из экспрессии и танца смерти и жизни, тленности тела и рождения души, из воображения и мира звуков, созданного современными композиторами Нитином Сауней, Джослином Пуком и Беном Фростом (только в финале балета «iTMOi» звучит музыка Стравинского, знаменитая тема гобоя – «Пробуждение весны»).

Спектакль Хана, посвященный создателю «Весны священной» – не очередная постановка на знаменитую музыку, а полностью оригинальное сочинение: музыку к нему писали вышеупомянутые композиторы, а к стилю «катках» добавлены танец дервишей, испанское фламенко и японский танец буто, и потому «Весна священная» Акрама Хана представляется обобщением всего мирового ритуала танца. В «iTMOi» — спектакле-памяти о Стравинском, Акрам Хан использовал его музыку как ключ-руководство для путешествия по карте нового балетного мира. Премьера «iTMOi» прошла в мае 2013 года в Гренобле, а затем в центре искусств Sadler’s Wells в Лондоне, на базе которого вот уже пятнадцать лет и существует ансамбль Акрама Хана.

Считается, что катхак давно утратил религиозный дух, и его акцент смещен в абстрактную область смеси эстетики и красоты, изучения движения. Но Акрам Хан уверен, что духовным содержанием этот сложный, ритмический и впечатляющий танец наполняют исполнители, умеющие танцевать все стили — от традиционного классического до модерн-данса, который Акрам Хан замешивает на текстах из Махабхараты и этнической музыке, объединяя балетные движения, имеющие разные значения и происхождение. Акрам Хан — экстремал в танце и в то же время донельзя традиционен, переводя впечатления детства (хотя родители Акрама родом из Бангладеш, сам он родился уже в Уимблдоне) в европейскую современную балетную транскрипцию. Автобиографичность его спектаклей очевидна — язык может соврать и промолчать, тело уже нет. В Великобритании Акрама Хана считают «танцующим гуру», учителем «новой духовности». Блистательно владея техниками индийского танца, которому уже пятнадцать столетий, и современной хореографии, он приводит отточенные веками изящные позы и жесты в соответствие с нынешним мышлением, с новой эстетикой.

Акрам Хан родился в 1974 году, он — любимец британской критики, отмеченный многочисленными наградами, и считается «самым сладким плодом» британского урожая современного танца. У него легион почитателей, что неудивительно, потому как классические традиции танца северной Индии хореограф постигал с юных лет, обучаясь у знаменитых мастеров катхака. Позже он изучал современные европейско-американские техники в танцевальных школах Великобритании. Стиль его спектаклей есть не что иное, как синтез (а точнее его поиск) различных выразительных средств. Амплитуды движений предполагают все, что угодно, но только не академическую манеру. Стиль Хана — почти разговорный, стиль движений с ярким, точным, узнаваемым содержанием и смыслом. Но его пластика абсолютна непохожа на утомительную хаотичную механическую болтовню чересчур экспрессивных танцовщиков, тех многих, что пытаются расширить и без того широкие ныне связи Востока и Запада.

Как и Шен Вей, Хан сотрудничает с современными художниками и дизайнерами. Его постоянный композитор Нитин Сауней, говорит, что цель Акрама Хана — создать новое «индозападное» объединение в музыке и танце, которое «исследовало бы религию, политику и совокупность англо-азиатского опыта». Кстати, подобным колониальным экспириенсом занимался и Николай Рерих – и напомню, именно он создал декорации и костюмы для самой первой постановки «Весны священной» в легендарной хореографии Нижинского в 1913 году в Париже.

Акрам Хан дебютировал на сцене в тринадцать лет в спектакле, изменившем историю европейского театра, — в «Махабхарате» Питера Брука. Спустя несколько лет он уже работал с выдающейся бельгийской танцовщицей и хореографом Анной Терезой Де Кеерсмакер. В 1990-х Акрам Хан уже сам ставил свои сольные номера, а через десять лет создал собственный коллектив Akram Khan Company. Хан работал с актрисой Жюльетт Бинош, с великой балериной Сильви Гиллем, Тимми Ипом — художником фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», возобновлял сотрудничество с Питером Бруком. Akram Khan Company выступала на открытии Лондонской Олимпиады в 2012 году.

«iTMOi» — «In the Mind of Igor» – это композиция из номеров балетных, инструментальных и вокальных, пантомимы и декламации. Эта музыка в жанрах от рока до классики, от барабанной дроби до оперных арий. Это фантасмагоричные клубы дыма, шаманы и богини, жертвы и творец, экспрессионизм, насыщенная пластика и графическая строгость балета-сна, необузданность культа и строгая рассудочность, драматическая игра и виртуозная провокационная хореография, оживившая образы, вдохновлявшие Стравинского. Смотреть ли «iTMOi»? Конечно! Но, не рассуждая, а чувствуя…

Официальный сайт Akram Khan Company — http://www.akramkhancompany.net/
«iTMOi» — «In the Mind of Igor» – «В сознании Игоря».
• 29.4.2015 среда, 20:00
• 30.4.2015 четверг, 20:00
• 1.5.2015 пятница, 13:00
• 2.5.2015 суббота, 21:00
Заказ билетов в кассах:
• «Браво»,.*3221
Израильская опера, 03-6927777
• Агентство «Бимот», *6226
Официальный трейлер постановки:

Click to comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Афиша

« Июль 2017 » loading...
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6

Facebook

Copyright © 2015 ISRAEL CULTURE.INFO. Design by DOT SHOT. Powered by Wordpress.

To Top