fbpx
Музыка

«День в галилейской деревне» – пиеса в 6 действиях

«День в галилейской деревне» – пиеса в 6 действиях

Иван Сергеевич – тот самый, Тургенев – описал месяц в деревне, назвав ту пиесу комедией — «Месяц в деревне», мастерски передав нескончаемые пустые разговоры и душевные муки персонажей, страдающих апатией и мучающихся от безделья. Перечитывая пять действий этой комедии, замечаешь, что из всего происходящего, самое активный поступок описывается так: «Алексей Николаич, пойдемте в конюшню, отнесем Фавориту хлеба».

Маша ХИНИЧ

А когда и как перечитывать Тургенева, как за неспешным завтраком? С завтрака и начнем, а действие в нашей пиесе – динамичной и насыщенной – происходит, как и полагается по законам драматургии, в единстве времени, действия и места. Итак, один день одного активного ничегонеделания в мошавах, объединенных общим определением — галилейская деревня.

День начинается с завтрака в мошаве (ударение на последнем слоге) Йокнеам в преддверии Изреэльской долины. Сколько раз в мошаву не приезжай, столько раз и обнаруживаешь что-то новое. На сей раз – новое кафе с новой концепцией: «Смотрите на жизнь проще». Смотреть предлагается минимум в течение полутора часов, ни о чем не думая. Так долго – потому что в меню ланчей-бранчей, состав которых Аялет Шафрири меняет каждые пару месяцев, входят десять блюд, десерты и напитки. А не думая — потому что вам никто не даст в руки меню. Выбор уже есть – осталось его съесть. Учитывая модные веяния, меню тяготеет к сырой моркови, шпинату, экзотическим травам – к веганству, то есть. Называется эта концепция просто – «Кухня Аялет» («ха-Митбах шель Аялет» — https://www.facebook.com/gfanim). Рядом для поддержания концепции — загон для овец. Сыры, соответственно духу и аромату места, подаю овечьи. А еще подают варенье из груш и помидоров, горячие яблоки с овечьим камамбером, и фалафель из шпината и миндаля. Но не дадим аппетиту столь разыграться в первом действии пиесы, хотя внутри – кондиционер (зимой – печка), а неспешная беседа тянется и тянется.

IMG_20150618_102616 (Medium) (Small) IMG_20150618_094336 (Medium) (Small) IMG_20150618_091815 (Medium) (Small)

Но законы драматургии вынуждают оторваться от десерта и плавно перетечь в соседний переулок, в дом-музей скульптора Александра Киржнера, которого, как мне кажется, все знают, видели, посещали и описывали. Вот отличная статья Жени Кравчик — http://israelfacesplaces.blogspot.co.il/2015/06/blog-post.html. Я хотела было написать «Ничего здесь не меняется», но это не так. Дом, бывший просто домом, Рина – вдова Александра Киржнера, скончавшегося год назад, — сделала музеем, принимает группы и посетителей. Она отлично умеет показать работы, буквально «осветить» их своими объяснениями, своей любовью, облечь замысел в слова. Скульптуры и барельефы здесь везде — во всех комнатах, на лестнице, на веранде, в саду во дворе, зависшем над Изреэльской долине. Скульптур тут около 300 – так что и этому месту посвятите не менее полутора часов – оно того стоит, как и рассказы Рины. О визите с ней можно договориться по телефону 04-9890520. Посмотреть видеоролик вот здесь — https://www.youtube.com/watch?v=BciFezXMpLg . И, в отличие от «Кухни Аялет», здесь – никакой концепции. Уходящее, но очень честное искусство. Основные темы — портреты, дети, Катастрофа, танец. Когда-то, давным-давно – про такое давно в современных пьесах уже не пишут, потому как непонятно куда время ушло, я была уже в этом доме, тогда еще не музее. Ленных любопытствующих принимал сам Александр Киржнер. Было заметно, что его это общение тяготит, что он хочет скрыться от посетителей в своей мастерской, что назойливое любопытство его раздражает. Сейчас, когда скульптора не стало, интимное пространство его студии оказалось оголенным. Но работы его действуют так, что толпа становится смирной, и тишиной и вниманием отдает дань памяти Александру Киржнеру – художнику и скульптору, родившемуся в 1926 году в Ленинграде, пережившему войну, репатриировавшемуся в 1972 году, умершему в 2014- м году в Израиле, в мошаве Йокнеам, многократно выставлявшемуся в израильских музеях. Светлая память.

IMG_20150618_113806 (Medium) (Small)

Как не хочется уходить от скульптур Киржнера, но динамика дня берет свое. Вышли, проехали метров 200, углубилась в Йокнеам, поворот, разворот, аксель с тулупом – и мы у подножия Тель-Йокнеам. Рассаживаемся в прореженной тени серебристых листьев эвкалипта, внимая речам гида – все больше истории личные, а если факты – то из ТАНАХА, бесспорные. Из сыпящейся мелкой крупой речи, улавливаю, что гида зовут Абес (Авраам бен Сандрал – то есть зовут-то его Ави, а отец его был сапожником в Ганигаре и прозвище Ави-сын сапожника приклеилось к нему 60 лет назад). Абес цитирует книгу Берешит. Рассказывает о Бейт-Шеарим и ячмене, и о том, что согласно мусульманской традиции мы сидим под тем самым холмом, на котором Каин убил Авеля. Вообще-то здесь был город Тель-Каймон (Тель- Йокнеам), в 1977-88 этот холм интенсивно копали в поисках древностей, затем еще раз – в 1993-м, а потом обустроили здесь археологический парк. Пока копали, успели найти: погребальные пещеры, следы поселения, сгоревшего в 12 веке до нашей эры; поселение железного века, поселение персидского периода; греческую сторожевую башню и римский мавзолей, византийскую церковь; арабское поселение, франкский жилой квартал, церковь крестоносцев, деревню времен мамлюков. Всего в парке — семь археологических площадок древности, а из современного — аудиогид. Книга Иегошуа поминает Йокнеам целых три раза. Известно также, что во время раздела земель между коленами Израиля Йокнеам достался племени Звулуна. Упоминание о Йокнеаме как о стратегическом укреплении, построенном царем Соломоном, встречается в Книге Царств. Библейский город Тель-Йокнеам расположен на пути из Мегиддо в Акко. Упомянут в списке ханаанских городов, покоренных Тутмосом III в 15 в. до н. э. В ТАНАХе назван среди городов, завоеванных Иехошуа бин Нуном , при описании надела Звулуна и как город левитов.

IMG_20150618_122634 (Medium) (Small)  IMG_20150618_122346 (Medium) (Small) IMG_20150618_122342 (Medium) (Small) IMG_20150618_120453 (Medium) (Small) IMG_20150618_120404 (Medium) (Small) IMG_20150618_120333 (Medium) (Small)IMG_20150618_122517 (Medium) (Small)

У подножия, посреди и на вершине холма установлены фонтанчики с водой — путь к Каину человеколюбив. А сама тропа обозначена бетонными тумбами с детскими рисунками на керамических изразцах, посвященным определенным историческим эпохам и событиям. Надо передохнуть на пути к Каину – обопрешься о тумбу и, отдыхая, через визуальную иконографику, все и освоишь. А наверху – раздолье…. Во-первых, тень от навесов – что так важно в летний зной. Во вторых — вид, и еще один аксель – и снова вид. И вперед и назад – во все стороны вид, ветер, раскопки, остатки. Останков – никаких – видно ветром и снесло, а вот цветов – множество. Час прогулки по Тель-Йокнеам нашу пиесу «День в деревне» и разнообразит, и украсит. Информацию об экскурсиях по археологическому парку Тель-Йокнеам можно найти на сайте www.emek-tour.org.il.

IMG_20150618_134909 (Medium) (Small) IMG_20150618_130639 (Medium) (Small)

Четвертый акт «Дня в деревне» проходит в коровнике в Бейт Лехем ха-Глилит. Как-то мы незаметно глазу переместились сюда, на унавоженную землю, из поднебесья археологического парка Тель-Йокнеам. Коровник под названием «Млечный коровий путь» («Швиль парот ха-халав» — http://shvilparot.co.il/) принадлежит милейшему Цвику Брандесу, старому знакомцу. Годы не берут ни его, ни его энтузиазм. Если вы туда попадете – а вы туда попадете, потому как надо вспомнить, как взбивать масло и кормить телят, то под руководством Цвики освоите заново то, что было забыто: кто такие коровы, теляты, куры, как они высиживают цыплят и сколько дней. Как коров доят. Как хранят и пастеризуют молоко. Как устроены коровники – традиционные и роботизированные. И как в них работать, сочетая умение закидывать вилами сено в кормушки с работой на компьютерах и лазерами. Цвика по кровнику не ходит – носится, за ним гуртом бегут дети, взрослые, посетители, телята, коровы, куры-несушки, пара визгливых петухов. Все взбивают пыль и искренне радуются столь простым проявлениям жизни. Попробуйте и вы, а критиковать молочную промышленность будете после оливкового масла. В том смысле, что зайдите в расположенную здесь же «Бейт бад Глили» (www.galilioliveoil.co.il) – маслодавильню-бутик, производящую всего 6000 литров оливкового масла в год четырех видов.

IMG_20150618_142056 (Medium) (Small)

За определением «бутик» скрывается точный рекламный расчет. Владелец маслодавильни – бывший специалист по рекламе. Проведя полтора десятка лет в Тель-Авиве, он вернулся в родную деревню и занялся производством оливкового масла. Счастлив, гоняет вовсю центрифугу с сепаратороми и рассказывает все, что знает и даже больше про оливы, маслины и то, что между ними — кислотность и косточки. И еще тут показывают короткое кинцо о производстве оливкового масла — так что и образование пополнится в этом коротком пятом акте «Дня в деревне».

IMG_20150618_154658 (Medium) (Small) IMG_20150618_153514 (Medium) (Small) IMG_20150618_152942 (Medium) (Small) IMG_20150618_152847 (Medium) (Small)

Итак, труба зовет, финальный звонок, занавес – уже не за горами. Точнее – не за холмом Кирьят-Тивона, потому что мы уже там, в шестом действии «Дня в деревне», в гостях у Хилы Беркович, потрясший меня энергией, терпением, красотой, кулинарным талантом, радушием в приеме гостей, умением объяснять и сочетать натуропатию, макробиотику, диетологию, да еще и успевающей выращивать пряные и лечебные травы во дворе своего домашнего рая. Дело к закату, а надо еще успеть перекусить у Хилы целебными, восстанавливающими силы салатами и похлебками. Готовит Хила на ваших глазах. Лекции читаются за накрытым столом. Не хотите ждать пока подадут – вставайте к плите и готовьте вместе с Хилой, усваивая под ее руководством, что готовить вкусно – это готовить просто. На сайте Хилы Беркович http://www.bishul-baree.co.il/ — миллион подробностей. Цены на ее семинары – не копеечные, но в данном случае каждый отданный шекель стоит того, чтобы заново усвоить старую истину «Мы – то, что мы есть. Мы – то, что мы едим». Приятно пофилософствовать за азиатскими салатами. Хила Беркович проводит семинары на 10 тем – от «В пище наша сила» до «Как правильно выбрать рыбу для суши»и еще, хотя очень редко», экскурсии по рынкам Нацерета. Принимает у себя дома тех, кто нуждается в советах диетолога, устраивает кулинарные курсы, вечера совместной готовки. Но дело не в названиях – дело в «экспириенс», то есть во времяпровождении интересном, активном, расслабляющим и питательном для тела и мозга. Так что решайтесь, а пока – занавес!

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com