fbpx
Выставки

Что и зачем развенчивают на выставке?

Бар-Кохба – герой или анти-герой? Историческая память, миф и героизм. Что и зачем развенчивают на выставке? Или просто мы учим историю? 20-го февраля в музее МУЗА – музее Эрец-Исраэль в Рамат-Авиве открылась выставка, посвященная истории восстания Бар-Кохбы. Выставка – интересная и спорная. Но одно бесспорно: такие выставки – прекрасный повод обратиться к истории народа, перечитать энциклопедии и учебники и вспомнить прошлое, каким бы оно ни было. Это наше прошлое, и его надо знать.

«Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших».
Фрагмент послания Бар-Кохбы начальникам тыла армии

«С ростом сионизма новый свет пролился на поражения в еврейском героизма и пренебрежение им. Рабби Акива теперь воспринимается не как старец в ешиве, а как пророк восстания, а Бар-Козива трансформировался в коллективном сознании обратно в в Бар-Кохбу “.
Берл Кацнельсон, введение к «Книге героизма»

Это наше прошлое, и его надо знать. И спорить. Тем более, что достоверных письменных источников о Бар-Кохбе до наших дней дошел один – труд римского консула и историка греческого происхождения Кассиуса Дио (Lucius Cassius Dio Cocceianus, Дион Кассий), хроники, написанные им через 60 лет после подавления восстания. А между тем, наш еврейский народ раздроблен при обсуждении всех вопросов, и восстание Бар-Кохбы и сама личность это лидера неоднозначно воспринимаются в обществе.

Героический миф на костях жертв? Критический взгляд на прошлое? Переосмысливание истории? Взгляд со стороны на внутреннюю культуру? Разрушение национальных образов, ставших иконами пропаганды? Боготворить ли лидера, воскрешать ли персонаж, как символ мужества и вдохновителя сегодняшних легенд? Достоверна ли историческая наука? Что такое архетип еврейского героизма и насколько противоречива фигура Бар-Кохбы сегодня? Как создается, эксплуатируется и переделывается история – обо всем этом рассказывается на новой выставке в Музее Эрец-Исраэль – МУЗА – о мифе в истории, в элитарном искусстве и в поп-культуре. Многогранная выставка о многоликой личности, мессианстве, исторической правде и ее отсутствии.

Восстание Бар-Кохбы – восстание против римлян в Иудее, Вторая Иудйеская война – восстание, ставшее и мифическим, и легендарным, ставшее предметом национальной гордости и темой исторических дискуссий, последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира – произошло 2000 лет назад и привело к тяжелым последствиям для еврейского населения Эрец-Исраэль. Вместе с тем, в сознании народа, в коллективном разуме, в еврейской национальной памяти четко отпечатался героический образ Бар-Кохбы, немало использовавшийся и в современной сионистской истории Израиля. На новой выставке в музее Эрец-Исраэль – МУЗА – демонстрируются интереснейшие археологические находки, редкие фотографии, пропагандистские материалы, множество литературных источников, произведения искусства и все остальное, что можно, используя современные термины, назвать визуализаций и вербализацией образа Бар-Кохбы.

Выставка, поначалу планировавшаяся как археологическая, стала выставкой исторической, политической и может даже ангажированной. Нейтральную позицию здесь занять нельзя. Либо за, либо против – и тем и интересная эта экспозиция, оформленная как путешествие из прошлого в настоящее – из пещер – в мир оперы, детской литературы, современного искусства и мультимедиа. Путеводная нить в путешествии – образ Шимона Бар-Кохбы.
А материалы – такие, что не оторваться от стендов и витрин. Плакаты оперы Авраама Гольдфадена – премьера сионистской драмы в 1883 году в Одессе.

Еще один плакат – драматическая поэма на идиш Шмуэля Галкина – постановка в Риге в 1940 году. Материалы о «еврействе физической силы» – этот термин ввел Макс Нордау на 2 Сионистском конгрессе в 1898 году. После этой речи возникли спортивные клубы Бар-Кохбы – сначала в Берлине, затем в 1901 году в Лемберге-Львове, а потом уже спортивные ассоциации Бар-Кохбы возникли во всех странах рассеяния. Плакаты спектакля о Бар-Кохбе в театре «Охэль» – еще в 1945 году, до возникновения государства. Споры шли и тогда – можно ли в театре рабочих ставить спектакль о трагедии восстания, или то был спектакли о надежде восстания? Кстати, одновременно с выставкой о Бар-Кохбе в МУЗА, в Музее Израиля в Иерсалиме открывается выставка об императоре Адриане, а в театре «Гешер» пройдет премьера спектакля о царе Давиде – о неоднозначности его образа.

Был ли Бар-Кохба героем или разрушителем нации? Кстати, рабби Акива считал Бар-Кохбу мессией. Историки же не могут однозначно ответить на этот вопрос, но достоверно одно: Бар-Кохба изменил ход еврейской истории. В 19-м веке сионисты целенаправленно создавали героический образ Бар-Кохбы, дабы он послужил примером для еврейской молодежи тех лет.

Куратор выставки Сара Турэль рассказывает: «Шимон Бар-Кохба возглавил еврейское восстание против римлян в 132-135 гг. нашей эры в дни владычества императора Адриана. Бар-Кохба, безусловно, был смелым и бескомпромиссным лидером, но, в то же время, его борьба привела к огромной трагедии для еврейского народа: 580 тысяч погибших, изгнание большей части евреев из Эрец-Исраэль и переименование Иудейского царства. Историки сравнивают восстание Бар-Кохбы с Катастрофой – такой урон был нанесен еврейскому народу. В течение сотен лет еврейская традиция критически относилась к образу Бар-Кохбы, одно из данных ему прозвищ – Бар-Козива (обманщик). В то же время, лидеры сионизма воспели свободолюбивый образ Бар-Кохбы, так как это соответствовало стремлению к независимости еврейского народа. Трагедия, к которой привело восстание Бар-Кохбы, замалчивалась, однако в наши дни история Бар-Кохбы вызывает жаркие споры».

О вожде восстания Бар-Кохбе сохранились лишь скудные и отрывочные сведения (часть из них, например, в Талмуде и Мидраше, носит характер легенд), которые не дают возможности составить достаточно детальное представление о его личности. Его настоящее имя было, очевидно, Шим‘он бар (бен) Косва (или Косева). Имя Бар-Кохба (по-арамейски «сын звезды»), полученное им, вероятно, уже во время восстания, отражает мессианские чаяния народа, являясь интерпретацией слов Библии о звезде Иакова (Чис. 24:17). Известен также под оскорбительным именем Бар-Козива (по-арамейски «сын лжи», данным ему, очевидно, его противниками или теми, кто разочаровался в нем после поражения восстания.

О восстании Бар-Кохбы, о том, как оно вспыхнуло и проходило и о его исходе имеются лишь разрозненные и отрывочные сведения, частью довольно позднего происхождения. Основным источником служат недостаточно подробные заметки греческого историка Диона Кассия (родился, видимо, в 155 г. – умер где-то после 229 г.) в главах 12-14 книги 69 его «Римской истории», написанной в промежутке между 194 г. и 216 г. Найденные в середине 20 в. документы, составленные самим Бар-Кохбой, имеют в большинстве случаев экономический и административный характер и не содержат сведений о военных действиях или о политическом или военном значении восстания.

BarKokhba104-105 s

Восстание вспыхнуло, вероятнее всего, в 132 г. Ему предшествовали декрет римского императора Адриана, проведшего 129–132 гг. в Палестине и соседних с ней странах, о смертной казни за совершение обряда обрезания и постройка им нового города на месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну». Сигналом к восстанию послужил отъезд императора в Грецию (летом 132 г.). В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115–117 гг. н. э. (Источник – Электронная Еврейская Энциклопедия – http://www.eleven.co.il/article/10418)

Смерть Бар-Кохбы (видимо, в 135 г.) окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами в Бейтаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. В еврейской традиции падение Бетара было несчастьем, равным разрушению Первого и Второго Храма. Во время репрессий, последовавших за падением Бейтара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись преследованиям, были проданы в рабство и выселены. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость.

Посетители выставки увидят археологические находки из пещер, в которых скрывался лидер восстания, а также произведения искусства, возникшие в Эрец-Исраэль и в галуте под влиянием личности Бар-Кохбы. Особое внимание уделено отношению к образу Бар-Кохбы лидеров сионизма и тому, как история восстания использовалась в идеологических целях. На выставке представлены редкие экспонаты из археологических раскопок, книги, отрывки из стихов, театральные афиши, редкие фотоснимки, рисунки, рекламные объявления организаций, носивших имя Бар-Кохбы, действовавших в Европе и в Эрец-Исраэль, видеоматериалы, фильмы, современные произведения искусства, созданные под влиянием мифов о Бар-Кохбе.

Выставка выстроена по нескольким направлениям:

«историческо-археологическое»;

LPL_6655 LPL_6657

«возрождение образа Бар-Кохбы как архетипа еврейского героизма» – литературные источники, начиная с середины 19 века, театральные постановки, предметы иудаики, мотивы и образ льва в иллюстрациях и скульпторах, образы Бар-Кохбы в 20-м веке, и т.д.;

«Лаг ба-Омер» в странах галута в диаспоре – отдельный раздел, посвященный празднованию Лаг ба-Омера, связанного с образом Бар-Кохбы тем, что победы в восстании Бар-Кохбы против римлян знаменовались зажиганием факелов (согласно многолетнему обычаю, дети в этот день играют с луком и стрелами в память о восстании Бар-Кохбы. По всему Израилю зажигают факелы и костры в память о Рабби Шимоне Бар Йохае, а также в память о восстании Бар-Кохбы (известие о начале восстания передавалось с помощью разжигания костров на вершинах гор); образ Бар-Кохбы в еврейской идеологии ишува от времен британского мандата до наших дней.

LPL_6667 LPL_6670

Выставка «Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм» продлится до 20 июня 2016 года. Куратор выставки – Сара Турэль. Дополнительная информация на сайте: www.eretzmuseum.org.il

Часы работы МУЗА – Музея «Эрец-Исраэль»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – с 10.00 до 16.00; четверг – с 10.00 до 20.00; пятница – с 10.00 до 14.00, суббота – с 10-00 до 16-00. Телефон для справок – 03-6415244.

Вход детям до 18 лет – бесплатный. Дети до 13 лет – в сопровождении взрослых. Для жителей Тель-Авива – скидка.
Адрес музея: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.

Маша Хинич. Все фотографии Леонида Падруля предоставлены пресс-отделом МУЗА – Музея Эрец-Исраэль

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top