fbpx
Маршруты прогульщика

#ЧтоПредлагаютИзраильскиеМузеиВВиртуальномМире. Детский Музей в Холоне

Верхняя иллюстрация – снимок с экрана сайта  Детского музея в Холоне https://www.childrensmuseum.org.il/

#ЧтоПредлагаютИзраильскиеМузеиВВиртуальномМире
ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ В ХОЛОНЕ

Отвлечемся, если получится (у меня не получается, но я пытаюсь) от политических игр взрослых … (пропущенное слово каждый вписывает сам, в меру субъективной оценки ситуации в политике Израиля) и отправимся играть в детские игры в Детский музей в Холоне, который, на мой взгляд, для взрослых не менее любопытен: от его архитектурного решения до мудрого философского наполнения выставок-маршрутов.
Для начала линки:
Небольшой ролик о музее – https://www.facebook.com/watch/?v=1130944586916453
Сайт https://www.childrensmuseum.org.il/
Фейсбук https://www.facebook.com/childrenmuseum
Канал в ю-тьюб https://www.youtube.com/user/childrensmus
Инстаграм отмечен на сайте музея, но отключен.
На сайте музея никакой особой корона-виртуальной активности нет – все ушло в фейсбук, где вот по этим трем хештегам #יצירהעםילדים #מוזיאוןהילדיםחולון #פעילויותיצירהלילדים можно найти много чего полезного – от того, как сделать бабочку из туалетной бумаги до того, как правильно воспитывать детей.

Детский музей в Холоне – интерактивный музей, море впечатлений, эмоций и знаний. Но это не очередной музей науки, здесь чувств и рассказов больше, чем голых сухих фактов. В этом музее, открытом в конце апреля 2001-го года всё можно трогать, смотреть, пробовать, всюду залезать, т.е. стать частью экспозиции – интерактивной, и переживания – иммерсивного. Можно и нужно задавать множество вопросов и получать на них ответы. В музее есть открытое игровое пространство – там можно находиться без гида, а вот ходить по выставочным маршрутам надо с гидом. Это во сто, нет – в тысячу раз – интереснее, глубже и полезнее. Символом музея стало существо Яншуль – помесь совы и кошки, то есть мудрости и любопытства  и острых когтей). Посетителей в музее – около четверти миллионов ежегодно. Когда музей открылся в нем было 2 выставочных маршрута. Сейчас – 11 и работают на этих маршрутах 150 экскурсоводов. Почувствуйте разницу! На маршрутах «Диалог во темноте» и «Приглашение к тишине» работают слепые и глухие люди – таким образом, Детский музей в Холоне стал самым крупным в Израиле работодателем для людей с потерей зрения и слуха. А вот самому старшему экскурсоводу – 89 лет – на выставочном маршруте «Диалог со временем».
Для каждой выставки-маршрута музея возведен отдельный павильон, так что заблудиться в музее невозможно. Первым таким специальным павильоном стал «Диалог в темноте» https://www.childrensmuseum.org.il/pages/childrens_activity/dialogue_in_the_dark.aspx, маршрут по которому имитирует чувства слепых.
«Приглашение к тишине» https://www.childrensmuseum.org.il/pages/childrens_activity/invitation_to_silence.aspx: детям и взрослым предлагают понять, что значит быть глухим.
«Диалог со временем» https://www.childrensmuseum.org.il/pages/childrens_activity/dialogue_with_time.aspx– попытка объяснить юным, что такое старость.
В музее проводятся семинары об истории комиксов и их создании, семинары, посвященные тайнам фокусов и магии; секция юных журналистов и т.д.
Есть маршруты для 4-5 летних детей – заходите по линкам, есть описания (на иврите и английском языке), фотографии и видео:
«По следам бабочки» https://www.childrensmuseum.org.il/pages/childrens_activity/following_butterflies.aspx,
«Путешествие с Яншулем» https://www.childrensmuseum.org.il/pages/childrens_activity/trip_with_yanshul.aspx,
«Волшебный лес» https://www.childrensmuseum.org.il/pages/childrens_activity/magic_forest.aspx,
«Путешествие в королевство времени» https://www.childrensmuseum.org.il/pages/childrens_activity/time_kindom.aspx и другие.
Для детей постарше – «Инопланетяне» https://www.childrensmuseum.org.il/pages/childrens_activity/aliens.aspx,
«Друзья в городе» – https://www.childrensmuseum.org.il/pages/childrens_museum/friends_in_the_forest.aspx?Preview=1
и относительно новый – «Битлз» (для всей семьи, открытый в 2017-м году, чему предшествовала выставка о Битл  2013 года) – https://www.childrensmuseum.org.il/pages/childrens_activity/eye_to_eye.aspx. Мало того, что все узнаете о ливерпульской четверке, можно еще будет попытаться в них – Джона, Пола, Джорджа и Ринго –  реинкарнироваться на полчаса, одеть костюмы «Битлз», смикшировать песню и окунуться в мир звукозаписи прошлого века. Будет – потому что пока музей все еще закрыт из-за коронавируса.

Детский музей в Холоне открылся 19 лет назад и тогда произвел на меня – уже вполне взрослого человека – впечатление неизгладимое, чего-то невообразимо интересного, любопытного и притягательного для всех возрастов. Помню, как я прыгала на облаке, кувыркалась в сугробе, скакала сквозь фонтанчики, восхищалась кваканьем лягушек, валялась в пшеничном поле и веселилась от души. Детский музей в Холоне – единственный подобный в Израиле, но в мире подобных музеев существуют сотни: десятки из них расположены в США, где в столице –  Вашингтоне – находится старейший Детский музей в мире, открытый более 100 лет назад. В Холон приезжают за новыми идеями и опытом кураторы детских музеев из многих стран, в том числе из Южной Кореи и Мексики, где был открыт крупнейший в мире Детский музей.

Музей в Холоне интерактивен, здесь все можно и нужно трогать, детям ничего не запрещают, но поскольку они ходят по музею без взрослых, без их опеки, то и ведут себя на удивление чинно и ничего не ломают, зато на все забираются, скатываются, пробуют на зуб, крутят и вертят. Оседлав трех китов – концепция, время и переживание – дирекция музея прокладывает маршруты, создавая новый литературный фон, рассказы, которыми экскурсоводы потчуют малолетних посетителей. А ходить по музею можно только группами, которые возглавляют профессионально подготовленные терпеливые экскурсоводы-клоуны-актеры. Основой для части маршрутов послужили написанные по заказу музея детские рассказы, заново «препарирующие» старые экспонаты и дюжину новых, искусно встроенных в прежний антураж зверей, читающих поучительные лекции о времени, природных циклах и круговороте вещей в природе.

«Диалог в темноте»: как живется слепым людям

Идея создания экспозиции «Диалог в темноте» в Холоне появилась еще в 2003 году, когда в Германии отрылась подобная выставка.  Первоначальным инициатором международного проекта был доктор Андреас Хайнеке. Познакомившись со слепым журналистом одной из немецких радиостанций, Хайнеке открыл для себя незнакомый мир четырех обостренных чувств – слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оказалось, что мир без красок и форм вовсе не так беден и ограничен, как кажется зрячим людям, особенно, если любить жизнь и обладать чувством юмора. «Диалог в темноте» – разработка Андреаса Хайнеке и немецкой фирмы «Консенс Коммуникейшенс». Благодаря слепому коллеге, Хайнеке обратил внимание на частые неправильные представления зрячих о слепоте.

Выставка «Диалог в темноте», действующая в Детском музее с июля 2004 года, позволяет познакомиться с тем миром, в котором живет слепой человек. Это не аттракцион, а скорее лабиринт: посетители выставки следуют по пятам за слепым проводником, который легко ориентируется в кромешной тьме. Идя на голос гида и сжимая в руках палочки-поводыри, посетители учатся распознавать шелест листвы, запах воды, автомобильные гудки, опознавать по форме и запаху фрукты и овощи на рыночных лотках. Павильон выставки состоит из нескольких залов, имитирующих реальные условия – улицы, парки, порт и даже столики кафе… Сами проводники называют эту выставку «щадящим маршрутом для начинающего слепого», ведь здесь не встретишь коварных неожиданностей, поджидающих слепых в реальном мире.

Диалог ведется не просто в темноте – а в полном, абсолютном мраке, без малейшего проблеска света, без случайного лучика, без светлой полоски под дверью. Перед тем как впустить группу посетителей в черный лабиринт, их просят снять часы со светящимися стрелками, серьги с яркими камнями, вынуть мобильные телефоны. Не видно ничего –  ни собственных рук, ни стен, ни тех, кто оказался с тобой в одной группе по экскурсии на выставке, а точнее по черному спектаклю-представлению, абсурдистскому переживанию под названием «Диалог в темноте» в Детском музее в Холоне. Постукивая палочками, группа втягивается в лабиринт на голос гидов, как правило слепых или частично потерявших зрение людей, которые вводят нас – зрячих – в незнакомый мир, ведут черными коридорами лабиринта из запахов, звуков, музыки, ощущений. Ибо когда человек плохо видит или не видит совсем, то обостряются все другие чувства, обостряются настолько, что это требует столь большой сосредоточенности, то через полтора часа кружения по черным, а точнее бесцветным – ведь не видно ничего – коридорам, столь темным, что невольно закрываешь глаза, как герой Такешо Китано – слепой самурай в фильме «Затоичи». Здоровой человек даже в темноте видит хоть что-то, хотя бы пусть и иллюзорные оттенки серого. Но здесь – не видно абсолютно ничего, и от напряжения всех остальных чувств, посетители выходят после экскурсии на свет зажмурившись и очень уставшими.

Как подчеркивает устроители выставки, отношение к этой затее искажается, если ее начинают принимать только за демонстрацию слепоты: «Выставка – это приключение, где всего один час человек должен действовать без зрения. Быть слепым – это что-то совсем иное». Большинство людей дико боятся слепоты. По словам же экскурсоводов, цель выставки достигается тогда, когда посетитель начинает замечать в темноте разнообразие вещей и перестает относиться к слепым гидам с жалостью. На выставке, находясь в темноте, человек общается не только с незрячим экскурсоводом, но и с другими посетителями. Известен пример того, как отсутствие зрительных ощущений устранило предвзятость. В Германии на выставке в темном баре между мужчиной и женщиной завязался настолько приятный разговор, что они решили продолжить беседу при свете. Выйдя из помещения, они узнали друг в друге бывших супругов. «Диалог в темноте» развивает и социальные навыки. Каждый помогает другому сориентироваться, поддерживает на мостиках-переходах, описывает свои ощущения. Группа не сможет передвигаться, если каждый член этой группы не будет говорить, где он находится в настоящий момент.

По словам экскурсоводов, «Диалог в темноте» – это еще и хороший метод научиться понимать разных людей. «Прежде всего эта выставка является походом человека в его собственную душу. Часто у человека нет контакта с самим собой, со своими собственными чувствами, поэтому он черпает впечатления только из окружающего мира. Когда же человек не получает зрительных импульсов, усиливаются его эмоции. Поскольку ты не знаешь себя, тебе становится страшно от тех воспоминаний, которые могут прийти в голову. Но почему бы взрослому человеку не взять за руку экскурсовода? Все может измениться» – говорят гиды из Детского музея в Холоне.

«Приглашение к тишине» – «стать глухим»

В конце июня 2007 года в 200 метрах от павильона «Диалог в темноте» возникло новое здание-куб «Приглашение к тишине», где посетителям – детям и взрослым – предлагают понять, что это такое – быть глухим. Что значит жить в мире полной тишины, абсолютного безмолвия, что чувствует глухой человек, лишенный возможности услышать звук, ноту, шум. И не просто понять, а прочувствовать это: увидеть глухоту, осязать ее, ощутить ее на вкус и даже учуять аромат. Как это происходит? Хитрым образом, с применением не только четырех чувств (уши посетителей наглухо закрыты наушниками), но и современных технологий и возможностей мобильной связи.

Недаром в организации выставки «Приглашение к тишине» участвовали израильские компании мобильной связи, которые разработали технологии «третьего поколения», позволяющие также глухим и слабослышащим «переговариваться» с помощью SMS и мобильного видео, и создали особые наушники для слабослышащих. В устройстве выставки также принимала участие организация «Нагишут бе-Исраэль» (נגישות בישראל), помогающая инвалидам вписаться в жизнь общества (сайт организации – http://www.aisrael.org).

Что «слышит» глухой, как он воспринимает окружающий мир, как общается с друзьями, как проходит представление в театре глухих, одинаков ли язык жестов в разных странах и могут ли глухие в Израиле получить водительские права – четкие ответы на все эти вопросы находятся в павильоне «Приглашение к тишине». Ответы получают, но не слышат: группу посетителей по выставке ведут глухие экскурсоводы, общающиеся с вами только с помощью жестов и мимики. Услышать нельзя даже звук собственных шагов, приглушенных коврами и наушниками: вас просят молчать, не раскрывать рта совсем, а это оказывается сложным.

Для того чтобы было легче в этот мир войти, перед экскурсией предлагается посмотреть 10-минутный фильм: уменьшенные и увеличенные кадры предметов, зданий, пейзажей. Догадаться, что это такое, можно по звукоряду. Можно, но не получается ни у кого: настолько мы не привыкли вычленять звук из общего потока восприятия.

Выставка – интерактивная. Чтобы войти в непривычный мир, приходится немало потрудиться: решать шарады, рисовать на мокром столе, разгадывать загадки, заставлять себя быстро соображать без подсказок и даже научиться «правильно» гримасничать. Вам не дадут просто пройтись по залам – вы будете участвовать во всем: объясняться знаками, рисовать автопортрет в воздухе, находить цепочку ассоциаций, учиться, как использовать мимику для передачи чувств и эмоций чувства и эмоций, как «высказать» мысли без слов.

Сразу за порогом первого зала – тишина, которую не нарушают даже шорох шагов. Ваши глаза становятся вашими ушами; руки – ртом; и вы вдруг понимаете, что можно «слышать» с закупоренными ушами, призвав на помощь другие чувства и фантазию, смекалку и юмор, мимику, жесты, движения. Мир тишины – не означает мир одиночества, скорее – это мир встречи с новыми чувствами.

«Приглашение к тишине», как и «Диалог в темноте», разбивает стереотипы, учит терпению и вниманию, позволяет понять, что есть иные миры иных людей. Представьте себе, как происходила в музее встреча слепых экскурсоводов выставки «Диалог в темноте» и глухих из павильона «Приглашение к тишине». Подумайте, что пришлось придумать и сделать работникам музея – зрячим и слышащим, чтобы эти две группы людей могли «говорить» и «видеть» друг друга, могли сходить друг к другу в гости в соседние павильоны. Как глухой может «услышать» что-то на выставке слепых? Как слепой «увидит» объяснения на выставке глухих?

К тишине приглашаются дети старше 9 лет, посетить выставку можно только в составе группы. До этой выставки 81 процент посетителей считали глухоту инвалидностью, после – только 39.

Идея выставки «Приглашение к тишине» была разработана Дафной Коэн и Андреасом Хайнеке – они же придумали и концепцию «Диалога в темноте». Выставка «Приглашение к тишине» впервые была представлена в Музее науки и технологий в Париже в 2005 году. Одновременно с открытием выставки в Израиле подобный павильон начал работать в Германии, а затем аналогичные выставки открылись в Финляндии и Швейцарии.

«Диалог со временем» – это приглашение к взаимопониманию между поколениями. Будучи заложниками желания  оставаться молодыми в любом возрасте, все должны научиться принимать себя и в старости, когда изменяется очень многое – почти все.

В сопровождении пожилых, старше 70 лет экскурсоводов, посетители проходят экспозиции выставки, где подчас с юмором, но всегда с пониманием, они на своем опыте начинают ощущать то, что является реальностью для их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Ухудшение зрения и слуха, нарушение координации, изменение всей окружающей жизни и тяжесть ее принятия. Экскурсия подходит для детей старше 9 лет и взрослых.

 

И помните: « – Прощай, – сказал Лис. – Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».  А. Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com