fbpx
Выставки

 «Драгоценные камни» в Белом городе – выставка в The Liebling Haus-White City Center

Источник иллюстрации – https://www.facebook.com/events/599074118049986

Советую дочитать до конца – потому как там,  под конец,  уже совсем, совсем о другом – не об искусстве, а об идеологии и о том, как нацисты  повлияли на строительство  Тель-Авива.  Ниточка протянулась удивительным образом… Художница Даниэль Эльхаризи, о выставке которой идет речь,  любит раскрывать замалчиваемые истории – вот и здесь  неожиданно получилось докопаться до малоизвестной страницы истории Тель-Авива и Израиля,  о том как нацисты “помогали” строить Белый город.   

Что такое Белый город? Кто только не давал ответа на этот вопрос, включая ЮНЕСКО. На сей раз в понятии и в пространствах Белого города разбирается художница Даниэль Эльхасид (с куратором Сабриной Цегла) на четвертой выставке проекта, который так и называется – «Проект», точнее Project Room, в центре баухаза «Либлинг-Хауз» («Бейт-Либлинг») в Тель-Авиве.  Даниэль Эльхасид  разбирается в вопросе «Что такое Белый город?» с помощью инсталляции «Драгоценные камни» – серии анимационных видеороликов в стиле Stop-Motion, исследующих городской опыт и городскую память. Буквально stop-motion переводится как стоп-движение, то есть это – покадровая анимация, когда благодаря монтажу создается эффект движения объекта. Из множества статичных фотографий получается видеоролик с движущимися объектами. У Даниэль Эльхасид Белый город – то есть ее родной Тель-Авив – это и объект, и субъект, мифы и истории, критический взгляд на официальное повествование и поиски тайных историй. И все это показывается сквозь ее личные воспоминания, ее конкретный опыт. Она призывает персонажи и полузабытые сюжеты вернуться в историческое городское пространство. В ее анимациях сливаются голоса, прошлое, старые фотографии, рассказы ее бабушки, прадеда, камни, символы памяти. Каждый фильм – это отдельная история. Все вместе – городской пейзаж, по которому предлагается пройтись не только в темпе выставки до 30 апреля, но и в ритмах перформанса под названием «Решение найдем на ходу». Первая такая прогулка уже состоялась 8 января. Следующая будет только в апреле – 9 апреля, зато два раза в 11:00 и 13:00. Регистрация по линку – https://www.whitecitycenter.org/events/Performative-Tour-%E2%80%93–It-Will-Walk-Itself-Off
Вопросы художнице – самой Даниэль Эльхасид –  можно задать в среду 2 марта – в онлайн беседе в 20:00.

Даниэль Эльхасид – израильская мультидисциплинарная художница, живущая и работающая в Тель-Авиве и в Нью-Йорке. В 2020- м году она закончила Rietveld Academie в Амстердаме. В настоящее время заканчивает учебу в магистратуре Hunter College в Нью-Йорке. Ее работы включают в себя покадровую анимацию Stop-Motion, видео, печатные работы и перформанс и фокусируются на пересечении памяти, идентичности, иммиграции и городской жизни.
Выставка «Драгоценные камни» продлится до 30 апреля 2022 года. Адрес Liebling Haus («Бейт-Либлинг») – улица Идельсон, 29.

​А открылся Liebling-Haus («Бейт-Либлинг») в сентябре 2019 года, когда в Тель-Авиве в очередной раз проходили очередные мероприятия международных празднований столетия Баухауса, в стиле которого в Тель-Авива на сей день насчитывается более чем 4000 зданий. В 2003 году ЮНЕСКО объявила «Белый город» исторического Тель-Авива Объектом всемирного наследия, а «Бейт-Либлинг» стал информационным центром (не первым и не единственным), посвященным наследию Баухауса. В «Бейт-Либлинг» есть экспозиционные пространства, исследовательская лаборатория, кафе и в нем проводятся десятки мероприятий, экскурсий и семинаров для всех, кому не лень и кому интересно. Кроме того в Liebling-Haus проводятся прикладные исследования. Само это модернистское здание было выстроено для Тони и Макса Либлингов в 1936 году по проекту архитектора Дова Карми с характерными чертами международного стиля.
В 2014 году Дом Макса Либлинга стал одним из первых десяти модернистских зданий, получивших гранты на реставрацию в рамках новой инициативы благотворительного американского фонда Фонда Гетти «Сохранение современности». А в конце 2015 года федеральный министр Германии по окружающей среде, охране природы и ядерной безопасности Барбара Хендрикс и мэр Тель-Авива-Яффо Рон Хульдаи подписали в Берлине совместное соглашение о финансировании «Центра Белого города» в размере 3 млн. евро к 2025 году. Соглашение было подписано в рамках 50-летия установления дипломатических отношений между Германией и Израилем, ремонт здания начался зимой 2017 года, превратив Liebling- Haus в образец реставрационной строительной площадки, продемонстрировав ремонт, документирование и активное сохранение типичного здания баухауса. В ходе исполнения проекта, получившего название «Открыто на реконструкцию», в здании проходили встречи, лекции и профессиональные семинары, которые дали общественности возможность лично познакомиться с процессами консервации и реконструкции исторического здания.

Так что вот о Дове Карми – добрались и до него…
Дов Карми – известный израильский архитектор. Родился на Украине, в местечке Жванец около Каменец-Подольска в 1905 году – еще в старое время. Умер в Тель-Авиве в 1962-м, уже в новую эпоху. В Эрец-Исраэль приехал из Одессы в 16 лет. Учился в «Бецалеле», а позже – во второй половине 1920-х годов – в Генте в Бельгии в Высшей технической школе. С начала 1930-х годов вместе с Зеэвом Рехтером – апологетом функциональности в архитектуре, значительно влиял на формирование современного стиля израильской архитектуры. По проектам Карми построены в Тель-Авиве здание Гистадрута в 1953-м году, здание Филармонии – то самое, что многие пренебрежительно называют «Гейхал ха-тарбут», а следует уважительно – Аудитория имени Фредерика Манна (1957-й год). Здание компании «Эль-Аль» – ныне уже совсем некрасивое, даже страшноватое, но бывшее когда-то и новехоньким и новейшим. Административный корпус Еврейского университета в Иерусалиме, здание Кнессета, которое было закончено уже после смерти Дова Карми – в 1966-м году. Кстати, вот дополнительная информация для будущих посетителей выставки – знаете ли вы, почему здание Кнессета напоминает греческий акрополь? Да потому, что Греция была первой демократией в истории, а Израиль – первая демократия на Ближнем Востоке. И это не шутка, а задумка отцов-основателей! Где ныне такие простые светлые идеи?
Карми был первым из израильских архитекторов, получившем Государственную премию Израиля – в 1957-м году (архитектурными премиями отмечены и его сын Рам и дочь Ада– также оба архитекторы).
Свое архитектурное бюро в Тель-Авиве, в городе, который он застраивал последующие три десятилетия, Карми открыл в 1932-м году. А в Иерусалиме выступал партнером в различных компаниях.
Карми состоял в архитектурном товариществе (1949-1955), боровшемся с местной косностью мышления за будущее в духе идей Мартина Бубера. Карми был функционалист и учитывал местный климат (сильно изменившийся в этом году). Потому фасады его жилых и общественных зданий напоминают стены-экраны, давшие тень и защиту.
В начале 1930-х годов Карми спроектировал в Тель-Авиве несколько многоквартирных домов, ставших образцовыми в Белом городе. Их и сегодня можно увидеть и даже потрогать на улице Гордон, 9 и Идельсон, 29. Застройка улицы Губерман велась с 1948 по 1959 го; ха-Шофтим в 1950-м и улицы Беэри в 1960-1962-м годах при сотрудничестве архитекторов Арье Шарона и Биньямина Идельсона. Сейчас эти дома смотрятся как искусная татуировка на фоне стеклянных башен. Дов Карми прививал буржуазную, бюргерскую культуру жилья в двух своего консензуса – единый фасад, единая линия с улицей, объединенные участки. Что-то из задуманного осталось в реальной жизни, что-то – только на выставке, в том числе чертежи уже разрушенного и сгоревшего – здания банка Международной торговли и здания компании морских перевозок ЦИМ – оба располагались на бульваре Ротшильд. В начале 1960-х годов Дов Карми, работавший уже вместе со своим сыном Рамом Карми, изменил стиль на более европейский, более «культурный» – еще более бюргерский в самом положительном смысле этого слова.

А теперь вот такая история – https://lechaim.ru/news/za-nekotorymi-iz-samyh-krasivyh-zdanij-tel-aviva-pryachetsya-tajna-vremen-natsizma/ русский перевод который опубликован в декабре 2019 года на сайте https://lechaim.ru/, но первоначально «раскопанная» журналисткйо KAREN CHERNICK  и изданием The Times Of Israel https://www.timesofisrael.com/the-nazi-secret-lurking-inside-some-of-tel-avivs-most-beautiful-buildings/

Несколько лет назад в вестибюле дома 29 по Идельсон-стрит, плитка песочного цвета чуть не упала на Шарон Голан-Ярон, когда она и ее команда были заняты превращением этого построенного в модернистском стиле жилого дома в Тель-Авиве в культурный центр.
«Она упала мне на ладонь», – вспоминает Голан-Ярон в книге «Transferumbau: Liebling», сопровождавшей одноименную выставку, посвященную недавнему повторному открытию этого здания, которое называется «Либлинг Хауз», после реставрации. «Мне казалось, что она общается со мной, шепча: «Возьми меня», чтобы наконец раскрыть старую, темную тайну, запертую между плиткой, стеной и строителем». Плитке терраццо, изготовленной в Германии известным производителем керамики «Villeroy & Boch», было что рассказать, и она положила начало проекту, раскрывающему историю ее здания и подобных ему домов, которые были построены в Тель-Авиве в 1930-х годах.

То, что в конечном счете узнала команда художников, которые сотрудничали с «Transferumbau», было неудобной историей: в течение одного из его формирующих десятилетий Тель-Авив строился на «нацистском фундаменте». Нацисты впервые начали формировать среду в Тель-Авиве в 1933 году, вскоре после того, как Адольф Гитлер начал свою деятельность в качестве канцлера. В то время они оцепили художественную школу «Баухаус» в Берлине и поставили перед администрацией ультиматум: она могла либо изменить свой авангардный подход, либо закрыться. Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, тогда исполнявший обязанности директора «Баухауса», выбрал последнее. Его решение вынудило членов этого сообщества к эмиграции по всему миру, где они распространили любовь своей Альма-матер к обтекаемому минимализму.

Более 20 студентов «Баухауса» эмигрировали из Германии в Британскую подмандатную Палестину, включая четырех архитекторов: Арье Шарона, Мунио Гитай-Вайнрауба, Шломо Бернштейна и Шмуэля Местечкина. Эти выпускники «Баухауса» спланировали лишь небольшое количество зданий в Тель-Авиве, но помогли сформировать язык проектирования города, который в то время переживал демографический и строительный бум. «Модернистская архитектура стала символом нового современного еврейского общества, которое однозначно приняло концепцию Баухауса», – отмечает Клаудия Перрен, директор Фонда «Баухаус» в Дессау, в книге «Transferumbau». Из примерно 4000 зданий, которые принесли Тель-Авиву статус объекта мирового культурного наследия ЮНЕСКО за чрезвычайно высокую концентрацию модернистской архитектуры, около четверти было построено в 1930-х годах.

Влияние Гитлера на этот развивающийся еврейский город усугублялось тем фактом, что, как демонстрирует «Либлинг Хаус», многие из этих знаковых зданий в стиле Баухаус были построены из материалов, изготовленных в нацистской Германии. Рассказ о том, как немецкие материалы, такие как плитка, дверные ручки, оконные петли, металлические балки, стеклянные панели, дренажные трубы, краны, строительные блоки, лампы, розетки и системы отопления, оказались в принадлежащих евреям зданиях в Палестине, является еще одной главой истории Тель-Авива, которая началась в 1933 году, в тот же год, когда Школа «Баухаус» была вынуждена закрыться.

В то время немецкие евреи хотели покинуть страну, но не могли вывезти свои активы из-за валютного регулирования. Нацистская партия, которая стремилась как изгнать евреев, так и укрепить немецкую экономику, подписала с сионистскими организациями соглашение о трансфере, чтобы облегчить отъезд евреев из Германии с наличными деньгами (вроде бы) в руках. Соглашение действовало шесть лет и помогло немецким евреям вывести определенную часть своего состояния. Они могли продавать свою собственность и вносить средства на специально выделенные банковские счета, которые давали им право получать британские визы в Палестину (что отличалось от обычной британской квоты для еврейских иммигрантов). Между тем, депонированные средства использовались для покупки строительных материалов немецкого производства, ввозимых и продаваемых в Палестине. Доходы от продажи этих товаров (за вычетом определенных сборов и комиссий) затем возвращались вкладчикам – евреям.

«Люди были шокированы этим соглашением», – объясняет Миха Гросс, соучредитель Баухаус-центра в Тель-Авиве, который рассказывает о немецких материалах, доставленных по соглашению о трансфере во время пешеходных экскурсий его центра. Соглашение было спорным по многим причинам, одной из которых был тот факт, что американские евреи одновременно боролись за бойкот Германии. В то время как евреи в Соединенных Штатах отказались покупать что-либо у нацистской Германии, Еврейское агентство подписало контракт на оптовую закупку немецких товаров в попытке спасти еврейские жизни. В результате соглашения в Палестину прибыли более 50.000 немецких евреев, что увеличило население растущей еврейской общины в Палестине, и было ввезено товаров примерно на 150 миллионов рейхсмарок.

«Это сложная история, и поэтому ее нечасто рассказывают. Это история, это архивные материалы», – говорит Хила Коэн-Шнейдерман, куратор «Transferumbau», которая три года изучала соглашение о трансфере вместе с художниками на выставке – Илит Азулай, Ниром Шаулоффом, Йонатаном Туиту и Лу Мориа. «Целью проекта было не погрозить пальцем и не сказать: как вы могли подписать соглашение с нацистами?», – добавляет Коэн-Шнейдерман. С годами соглашение стало более сложным, и права немецких еврейских экспатриантов сократились.

Д-р Эйтан Бурштейн, историк Банка Леуми (ранее Англо-Палестинский банк, который занимался переводом средств), сказал, что иммигранты иногда получали только около 25 % от первоначальной суммы, которую они депонировали в Германии. К 1935 году даже Еврейское агентство сомневалось, выгодно ли это соглашение. Элиэзер Каплан, тогдашний казначей Еврейского агентства, сказал: «Мы должны снова спросить себя, хотим ли мы и в какой степени мы хотим идти в этом направлении». Соглашение действовало до начала Второй Мировой войны в сентябре 1939 года. Несмотря на намерения нацистов в отношении евреев Европы, они непреднамеренно помогли построить еврейский мегаполис в Тель-Авиве. «Я не думаю, что нацисты потрудились спросить себя, строят ли они будущую страну или нет», – говорит Коэн-Шнейдерман. «Но ирония судьбы заключается в том, что идеологии, которые нацисты пытались уничтожить в Германии, нашли здесь очень мощное и интересное проявление, вплоть до превращения Тель-Авива в объект всемирного наследия благодаря его международному стилю в архитектуре».

О выставке подробно – https://www.whitecitycenter.org/exhibitions/The-Precious-Stones
Страница «Бейт-Либлинг» https://www.facebook.com/lieblinghaus/
Сайт «Бейт-Либлинг» – https://www.lieblinghaus.org/

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top