fbpx
Выставки

Кристофер Хартманн. Вот что я хочу сказать

Christopher Hartmann. If I tell you, will you listen. Oil on linen. 60x45cm. 2021

Верхняя иллюстрация – Christopher Hartmann. If I tell you, will you listen. Oil on linen. 60x45cm. 2021

Кристофер Хартманн. “Вот что я хочу сказать”. Новая выставка в галерее «Нассима – Ландау» в Тель-Авиве.
Кристофер Хартманн – молодой лондонский художник.
«Нассима – Ландау» – новая тель-авивская галерея, открывшаяся в самое правильное время – год назад, в разгар пандемии.
Обо всем остальном подробно изложено ниже, а пока что дата: выставка продлится до 31 декабря 2021 года. Адрес: улица Ахад ха-Ам, 55. Часы работы: понедельник, вторник, среда, четверг – с 10:30 до 18:00; пятница – с 10:30 до 14:30.

А теперь подробности:
Галерея «Нассима – Ландау» представляет персональную выставку Кристофера Хартманна – первую его персональную выставку в Израиле. Куратор – сам Стив Нассима.
Кристофер Хартманн  – 28-летний художник, родившийся в Германии в семье родом из Коста-Рики, живущий в Лондоне, учивший в Барселоне и в Лондоне – создает яркие, тональные по палитре, впечатляющие образные (хотя и нереалистичные) картины маслом, отражающие сложную историю человеческих взаимоотношений. Выставка «Вот что я хочу сказать» – хвалебная ода недосказанному, непроизнесенным словам, рассказ в красках об универсальных чувствах любви и потери. Как и на пяти стадиях горя, общение в отношениях временами утихает, иногда приближая к тем, кого мы любим, а иногда еще больше отдаляя, удерживая от общения. Сам Кристофер Хартманн точно определяет свои картины как произведения, демонстрирующие «краткосрочные связи», и есть в них и холодность, и расчет, романтика и некое смущение, и даже смятенье чувств. В целом – «холодная близость». Когда двое вместе и абсолютно – сами по себе, и каждый «держит дистанцию».

<em>Christopher Hartmann. What I want to say is this. 2021.</em>

Christopher Hartmann. What I want to say is this. 2021.

Есть что-то невероятно чуткое в темах, которые Кристофер Хартманн предпочитает затрагивать в своих работх. Как он сам говорит, он концентрируется на «сложностях, противоречиях и двусмысленности отношений, которые колеблются между нежностью, отстраненностью и эротизмом. Живопись и рисунок всегда были естественной частью моей жизни, – продолжает он. – Я не могу сказать, что именно привлекало меня в этом с пяти лет. Полагаю, что точно так же, как другие люди вырастают с интересом к танцам, спорту или музыке, я рос и рисовал, рисовал все время».
«Фигуры, которые я изображаю на своих картинах, – на деле искусственные, дигитальные. Именно этим объясняется их инаковость, гладкость, отсутствие изъянов, перенасыщенность цветов. Я удаляю все недостатки, которые делали бы фигуру реальной. Когда у меня появляется идея композиции, я прошу людей позировать мне. Получив нужное изображение, я начинаю редактировать его с помощью дигитальных инструментов, чтобы добиться правильной композицию и цветов».

И эта безупречность становится жутковатой. Его образы – уязвимы, именно потому, что они не настоящие, ускользающие, отчужденные, оторванные от реальности. Они обращены внутрь себя, статичны, почти парализованы, несмотря на их маскулинность, даже монументальность, весомое присутствие в пространстве. Кажется, что эти люди – или андрогины? – неспособны по-настоящему общаться друг с другом, проявлять чувства… Связь не работает, разрыв сильнее отношений, у эмоциональной дистанции есть четкая граница – из света, цвета и линии. Кстати, сам Кристофер Хартманн говорит, что ему было важно отойти от мейнстримной культуры изображения мужчин и потому, в отличие от традиционных определений мужественности, фигуры его картинах статичны и уязвимы.

****

Проект «Нассима – Ландау» – это новая галерея в центре Тель-Авива на улице Ахад ха-Ам, 55. Весьма амбициозная платформа, направленная ​​на то, чтобы вывести на сцену современного искусства молодых художников, и на то, чтобы оказывать влияние на формирование мира искусства – почему не влиять? Влиять хочется всем, даже самым тихим и спокойным, к которым нельзя отнести ни Сюзан Ландау, ни Стива Нассима, имена которых ассоциируются с деятельностью не то, что бурной, но мудрой и высочайшего уровня. Проект «Нассима – Ландау» действует и как фонд, ищущий и поддерживающий молодых талантливых художников, одновременно организуя мероприятия, приносящие финансовую поддержку – то есть выставки-продажи. В программе проекта: экспозиции, инсталляции и мероприятия в новом арт-пространстве. Догадайтесь, как называется? Да, именно так – «Нассима – Ландау», из чего (из названия) логично следует, что он возник как результат сотрудничества между заядлым коллекционером Стивом Нассима и Сюзан Ландау, бывшей долгие годы куратором отдела современного искусства в Музее Израиля в Иерусалиме а затем, после 34 лет работы в музее Израиля, – директором и главным куратором Тель-Авивского музея искусств. Опыт, знания и связи Сюзан Ландау – уникальны. Она живет и дышит современным искусством. И еще она непредвзята, то есть готова к любым неожиданностям в искусстве, иногда едва высказанным.

Christopher Hartmann. Untitled. Oil on linen.2021

Сюзан Ландау родилась в Братиславе, в тогдашней Чехословакии, и была единственной дочерью у своих родителей, переживших Холокост. Она приехала в Израиль в 1968 году и после событий Пражской весны решила остаться. Ее родители репатриировались вслед за ней. Сюзан Ландау изучала историю искусства в Еврейском университете, работала иллюстратором в Еврейской энциклопедии, а в 1978 году стала работать в отделе регистраций коллекций произведений искусства в Музее Израиля, где и началась ее потрясающая карьера.

Самая первая выставка «Нассима – Ландау» в прошлогоднем ноябре называлась High Voltage («Высокое напряжение») и на ней были представлены 35 работ 15 художников, в том числе и Кристофера Хартманна. Некоторые из которых стали известны сравнительно недавно, другие – давно. Почти все они выставляются в Израиле впервые и все они придают новое дыхание фигуративной живописи, расширяя границы этого жанра, иногда обращаясь к цитатам из истории искусств, а иногда к текущим событиям или к комиксам, заново преобразовывая их в качестве источников образов и вдохновения. High Voltage – это взгляд на то, насколько изменился мир фигуративной живописи и мир художников этого направления и тех, кто использует живопись как некую субъективную сферу. Цвета – тактильные и сочные, слои краски, формы, линии, культурные и географические отсылки создают повествование, которые можно интерпретировать так, как хочется зрителю.

В 1980-е годы, создавая отдел современного искусства в Музее Израиля в Иерусалиме, Сюзан Ландау приобретала работы молодых художников, которые только начинали свою карьеру и поэтому были «недороги», а к ним в ту пору относились Жан-Мишель Баския, Дэмьен Хёрст, Маурицио Каттелан и другие.
За время работы в качестве куратора современного искусства с 1982 года и главного куратора Музея Израиля с 1998 года Ландау курировала большое количество групповых и персональных выставок. Вот несколько примеров (а список очень длинен): выставка Ансельма Кифера еще в 1984 году, Кристиана Болтански в 1989-м, Герхарда Рихтера в 1995-м, Уильям Кентриджа в 2011-м, Йозефа Бойса и Тадеуша Кантора в 2012-м.

После назначения на должность директора и главного куратора Тель-Авивского музея искусств в 2012 году по инициативе Сюзан Ландау прошли десятки супер-выставок и проектов. Не хочу пересказывать всё, в конце концов речь идет о ее новом галерейном проекте, но не могу не упомянуть выставки Хироси Сугимото и Идессы Хенделес, Кристиана Марклея и Луиз Буржуа, ну и, конечно «Шедевры из Филадельфийского музея искусств». Именно Сюзан Ландау организовала в Тель-Ависком музее отдел Contemporary Art, обновила сад скульптур, да и само главное здание музея, и ушла со своего поста в декабре 2018 года, когда впервые за годы существования Тель-Авивского музея искусств, количество посетителей перевалило за миллион. И вот: Сюзан Ландау, покинув музей, взялась за новые проект, казалось бы немыслимый в дни эпидемии – проект открытия новой международной коммерческой галереи в Тель-Авиве, которая в основном будет представлять групповые выставки малоизвестных и относительно молодых. Художники, котореы были представлены на High Voltage – моложе 50 лет, есть и совсем молодые – двадцатилетние. И это на фоне того, что большей частью тель-авивские галереи предлагают персональные выставки отдельных художников.

Wherever we are, there we are, 2021

Christopher Hartmann. Wherever we are, there we are, 2021

История же старо-нового репатрианта из Бельгии (13 лет в Израиле) 47-летнего Стива Нассима такова: происходя из семьи торговцев алмазами, будучи 20-летним студентом, он устроился на подработку маклером по недвижимости. После заключения своей первой сделки, в ходе которой он продал дом японскому дипломату, Нассима задал себе вопрос: как разумно вложить деньги и при этом получить удовольствие. Решил он этот вопрос так – за 3000 евро приобрел работу японского фотографа Нобуёси Араки (напротив его студенческой квартиры была галерея с фотографиями Нобуёси Араки, заинтриговавшими его). Искусство и умение продавать слились: Нассима решил покупать то, что ему нравится, и в то же время – целенаправленно инвестировать в искусство. 25 лет он занимался бизнесом (бриллианты в Бельгии) и продолжал целеустремленно и собирать предметы искусства. В 2014 году Стив Нассима полностью отошел от управления своим алмазно-ювелирным делом и сосредоточился на коллекционировании произведений искусства, консультациям по вопросам искусства и поддержке Тель-Авивского музея искусств (и ансамбля «Бат-Шева» тоже, кстати).

Случайности где-то все заранее выстроены. Первая работа в коллекции Нассимы – из Японии, а Японии притягивает, японская культура очаровывает элегантностью и сдержанными эмоциями, и потому и не только поэтому, эти качества привели Нассиму к коллекционированию работ Яёи Кусама – той самой волшебницы, у которой все в точечку, даже тыквы. Стив Нассима стал экспертом во всем, что связано с десятками лет творчетства Кусама, и одна из ее огромных скульптурных желто-черных тыкв – в его коллекции.

При это собрание Нассимы – более чем разнообразно. Японская одержимость – лишь одно из направлений влечения к собирательству у Стива Нассимы. Коллекция Нассимы за последние 25 лет пополнилась работами Такаши Мураками, Луиз Буржуа, Генри Тейлора, Уго Рондиноне, Джорджа Кондо, Эрнана Баса, Войтеха Коваржика и начинающих художников. Его увлечение современным искусством можно даже назвать гиперактивным.

Мир искусства – это ежедневные новости и сплетни, новые работы, скачки цен, и надо оставаться в курсе этой информации. Эмоции могут стать определяющим фактором при выборе работы, но не единственным: вкус и азарт, качество, значимость и инвестиционная ценность – вот еще факторы, но тоже не все. Мир искусства очень активен: коллекционеры всех возрастов, новые и состоявшиеся, приобретают и приобретают произведения. Удивительно, что, несмотря на мрачный пандемийный период, мир искусства, вновь расцвел благодаря виртуальным ярмаркам и аукционам, и тем более удивительно, что на фоне дигитальной ажитации, в Тель-Авиве открылась новая галерея, причем решение о ее открытии было принято достаточно спонтанно за пару месяцев до новоселья. Напротив дома, где живет Стив Нассима освободилось помещение – и… И вот – новое арт-пространство…

Christopher Hartmann. Waiting for something yet to be, 2021

«Я всегда хотела, чтобы израильское искусство шло бок о бок с тем, что делается в мире – только так можно двигаться вперед, если мы не хотим, чтобы Израиль был провинциальным», – говорит Сюзан Ландау и смело возвращает фигуративное искусство в первые ряды, занятые было фотографией и видеоартом. К тому же, фигуративные работы легче продаются, чем абстрактное современное искусство или инсталляции. «Но это было не единственное соображение. Мы хотели создать атмосферу сегодняшнего дня. В Челси на Манхэттене полно галерей с фигуративным искусством. Оно вновь становится актуальным. А мы хотим держать руку на пульсе и представлять именно актуальные вещи, что не всегда возможно в музеях, где работа менее гибка и рассчитана на долгосрочную перспективу. У нас есть возможность проявить гибкость. Наша цель – показать неизвестных художников, – объясняет Ландау. – В наши дни, когда невозможно вылететь в другие страны, мы нашли часть работ в Интернете. Если бы не коронавирус, мы бы не выбирали художников таким образом. Есть среди участников этой выставки и те, про которых я ранее никогда не слышала. Сегодня люди покупают произведения искусства за миллионы, просто увидев их на экране компьютера. Художественные ярмарки переместились в Интернет и они процветают. Но не так просто сделать качественное искусство доступным многим коллекционерам. Мы рискнули и нашли художников, которые на наш взгляд, хотят создавать что-то новое. Мне нравится рисковать, и в данном случае мы просто прыгнули в холодную воду». Сюзан Ландау волнует не только новая галерея, но и министр культуры, вопросы политкорректности в музеях и вопросы самоцензуры, поиски институциями, связанными с искусством, источников финансирования и их зависимость/независимость от государства.

Стив Нассима же рассказывает, что первоначально его привлекала именно фотография. «Большинство современных фотографий – космополитичны. Возможно, мое увлечение такими работам – это следствие того, что я вырос в сравнительно небольшом городе, в Антверпене, и потому тяготею к большим космополитичным городам, к невероятному Тель-Авиву. Моя коллекция, которую я собираю уже четверть века, тоже стала космополитичной и включает произведения искусства широкого спектра, в том числе и много произведений Яёи Кусамы. Сегодня я могу «подключаться» к различным потокам. На сегодняшней глобальной взаимосвязанной арт-сцене очень важно поддерживать хорошие отношения со всеми игроками».

Маша Хинич. Иллюстрации предоставлены пресс-службой галереи «Нассима – Ландау».
Сайт – https://www.nassimalandau.com/

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top