fbpx
Впечатления

«Пожалуйста, дотроньтесь» – фестиваль в центре «На Лагаат». С 16 по 23 ноября

Сначала – пара информативных абзацев без эмоций, но так как без эмоций о Центре «На Лагаат» говорить невозможно, то потом много абзацев с эмоциями.

Центр «Пожалуйста, дотроньтесь» в Яффском порту отмечает возвращение к нормальной жизни (хотя слово «норма» – не про этот центр). Отмечает возвращение фестивалем искусств, приглашающим публику прикоснуться к миру тех, кто живет с ограниченными ощущениями – к миру слепых, глухих, немых, слабовидящих, плохослышащих, с трудом говорящих. В рамках фестиваля пройдет ряд представлений и мероприятий с участием артистов и исполнителей  – слепых и глухих, с тяжелыми проблемами слуха и зрения, а также выступления в поддержку Центра «На Лагаат» таких музыкантов и артистов как Шалом Ханох, Менаше Ной, Даниэль Соломон, Хаим Беэр, профессор Нисим Кальдерон и многих других. Среди множества мероприятий  будут две премьеры новых спектаклей из репертуара театра «На Лагаат», выступление ансамбля «Шальва» (того самого, с Евровидения) – ансамбля, состоящего из музыкантов с ограниченными возможностями, литературно-музыкальный вечер с участием Хаима Беэра, профессора Ниссима Кальдерона, Менаше Ноя и других, разбирающих и представляющих каноническое произведение раби Нахмана из Брацлава «История о семи нищих»; стенд-ап шоу в темноте комика (также с проблемами зрения) Гастона Другера; ярмарка художников с различными ограничениями; уникальный мастер-класс по дегустации пива в темноте под руководством миксолога (специалиста по коктейлям) и даже выставка боди-арта – рисунков-росписей на теле глухих моделей, созданная художницей Ноам Хинди. И заключительное шоу, которое обостряет все чувства – выступление Шалома Ханоха и Моше Леви, которое пройдет в полной темноте, но принесет с собой свет благодаря трогательным песням.
Вот сайт, где все изложено подробно – https://nalagaat.org.il/
Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/NaLagaat/

А теперь объяснения и эмоции:
Центр «Пожалуйста, дотроньтесь» – это некоммерческий культурный и художественный центр, единственный в мире, который является местом встречи слепоглухих, глухих и слепых людей и широкой публики. Модель интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Пространство, в котором существует диалог на равных, диалог о потребностях и чаяниях каждого человека, диалог о вере в то, что все люди равны, и каждый имеет право взять на себя обязанность вносить свой вклад в жизнь общества. В театре «На Лагаат» играют глухие, слепые и слепоглухие артисты – творческие, самостоятельные и дарящие нам – нормальным (что такое норма?) зрителям радость искусства. Какой бы спектакль вы там не посмотрели – это мощнейший заряд энергии, художественный опыт и, скажем так, социальное переживание. Короче, это must – если совсем коротко…
При центре есть ресторан – «BlackOut» – кошерный ресторан с шефской кухней, где едят в полной темноте. Телефоны и часы со светящимися циферблатами отбираются. Официанты (также слепые и глухие) и их жизненные истории не забываются. Есть еще кафе «Капиш» («капиш» по-итальянски означает «понимаешь?») – там можно поучиться языку жестов. Ну и т.д.
Что скрывается за т.д.:
В 1999 году Центр слепоглухих «Бейт Давид» создал театральную труппу, в которой все актеры были слепоглухими. Его тогдашний директор Рина Падва пригласила в Центр режиссера Адину Таль – репатриантку из Швейцарии, придумавшую технику работы со слепо-глухо-немыми актерами
В 2000-м году был показан первый спектакль «Слышим свет зигзагами».

2001 – 2002 – Спектакль «Слышим свет зигзагами» был показна по всему Израилю 15 раз. В декабре 2002 года Адина Таль и Эран Гур основали ассоциацию «На Лагаат», которая стала управлять первой в мире театральной группой, состоящей исключительно из слепоглухих актеров. Спектакль  «Слышен свет зигзагами» продолжал пользоваться успехом у публикои и критики как в Израиле, так и во всем мире.
2005-2007 – Чтобы углубить и расширить свою деятельность, ассоциация решила найти для себя дом. В Яффском порту был найдено складское помещение, принадлежащее Армянской церкви. Здание отремонтировано и начали в нем репетиции спектакля «Не хлебом единым».

2007 – Центр «На Лагаат» открылся для широкой публики спектаклем «Не хлебом единым», поставленным Адиной Таль в исполнении ансамбля глухих и слепых актеров, одновременно стартовали мероприят в кафе «Капиш» и открылся ресторан « BlackOut». Эран Гур стал генеральным директором центра, а Адина Таль – художественным руководителем.
2009 – Премьера спектакля «Подай мне знак» поставленного Адиной Таль в детской театральной мастерской языка жестов.

2010 – Премьера детского спектакля «Принц-Петух» в постановке Адины Таль, семинары по языку жестов и мероприятия в темноте для широкой публики.
2013 – Пони Беджински начала свою работу в качестве генерального директора центра «На Лагаат», предложив много новых проектов, в том числе разработку центра интерактивных семинаров.

2015 – Премьера двух новых спектаклей с участием слепоглухих актеров: спектакля при участии только женщин  «Скажи оранжевый» в постановке Сары Сибони и спектакля «Сквозь дух» в постановке Моше Малки и нового ансамбля, состоящего из слепоглухих актеров, зрячих и слышащих актеров и переводчиков.
2016 – Новый ансамбль представляет спектакль «Эдгар» в постановке Офера Амрама.
2017 – Новым генеральным директором Центра «На Лагаат» назначен Орен Ицхаки, расширивший репертуара Центра, организовавший «Фестиваль новаторских искусств «На Лагаат». Фестиваль включал в себя музыкальные концерты в темноте, спектакли из репертуара театра и лекции на самые разные темы. Общая деятельность Центра «На Лагаат» была расширена – «На Лагаат» начал проводить специальные семинары в школах по всему Израилю.
2018 – Во время ежегодной международной ярмарки Saterday в Испании Центра «На Лагаат» получил награду как один из ведущих театров и культурных организаций, оказывающих социальное влияние на все общество.

****

Я видела не все спектакли, но вот – два  старых текста про то, что видела. С тех пор многое поменялось. Но все равно и всегда на всех спектаклях «На Лагаат» в финале «нормальные» зрители плачут. В текстах есть повторения – но уже как было опубликовано довольно давно, так и повторяю.

«Луна-парк»
Луна-парк! Какие ассоциации может вызвать такое название? Место для прогулок, веселья, аттракционы, на которых дети визжат от радости. Карусели, колесо обозрения, водяные горки, счастливые семьи. А что чувствуют в луна-парках люди с ограниченными физическими возможностями – слабослышащие и слабовидящие, попросту – слепые и глухие, такие как актеры, играющие в новом спектакле “Луна-Парк” театра при центре слепо-глухо-немых “На Лагаат” в яффском порту?
Театр, центр и молодежная группа «На Лагаат» – это группа неслышащих и незрячих и сообщество добровольных помощников–переводчиков. Кто-то понимает язык жестов, кто-то умеет читать книги, отпечатанные шрифтом Брайля, третьим доступен лишь язык прикосновения, язык жестов или тактильный. Для всех надо было найти общий способ общения. В Центре работает переводчица, которая переносит язык жестов репатриантов из России на язык прикосновения и на язык жестов израильтян. Языки жестов немых из других стран разнятся. Язык прикосновения универсален. Несколько лет ушли на то, чтобы актеры и переводчики смогли научиться общаться и играть вместе спектакли.

В декабре 2007 года амута получила свое здание в Яффском порту, в первом отремонтированном и отреставрированном ангаре в рамках общей реконструкции порта. Само помещение, как оно бывает в Израиле, по причинам запутанным, исторического-дипломатического порядка, принадлежит Армянской церкви. Амута арендует его на деньги, поступающие в качестве частных пожертвований. В Центре амуты «На Лагаат» в Яффо помимо театрального зала есть клубные помещения, «Кафе Капиш» и ресторан «BlackOut». В “Кафе Капиш” (“капиш” по-итальянски означает “понимаешь?”) посетителей обслуживают глухие официанты. Вам придется знаками объяснить официанту, какой кофе вы предпочитаете. В «BlackOut», в помещение в форме корабля из рисовой бумаги, воздвигнутого посреди фойе, официанты – слепые. Едоки ничего не видят. В ресторане – кромешная тьма. Определить, что подают можно только по запахам и вкусу. Решиться на такое переживание непросто, театральный спектакль по сравнению со «слепой» трапезой кажется чем-то изначально ясным, но после него становится непонятным, как живут слепо-глухо-немые актеры и как живем мы рядом с ними в коконе привычного и удобного равнодушия, вежливого безразличия.

 

В центре “На Лагаат” также проводятся семинары “Подай знак” (“Тен симан”) – занятия по театральному языку знаков и символов, проводящиеся глухими актерами театра “На Лагаат”, и семинары по лепке и скульптуре в темноте. Всего в центре заняты 150 человек, их которых более половины – слепо-глухо-немые. Всего в Израиле на сегодня более 1000 слепо-глухо-немых. Большая часть из них – одиноки. «На Лагаат» дает им возможность общения и работы.

Ежегодно актеры выезжают в зарубежные гастроли с четырьмя спектаклями: “Слышим свет зигзагами”, “Не хлебом единым”, детским “Прицн-Петух” и последним, премьера которого прошла полгода назад – “Луна-Парк”. Выезжают не только на симпозиумы, посвященные проблемам зрения, но и на серьезные театральные фестивали и “нормальные “гастроли. Главное впечатление после их спектаклей – то, что это абсолютно “нормальные” спектакли, только актеры не видят и не слышат, но они все равно живут на сцене всеми пятью чувствами. Это театр в обычном его смысле с полной самоотдачей. У каждого из 11 актеров – свой сценический поводырь, переводящий происходящее на язык жестов и прикосновений. У всех актеров и их помощников – своя судьба, своя жизненная история, свой рассказ, как и у самого центра “На Лагаат”, как и у Адины Таль – главного режиссера, создателя и бессменного руководителя “На Лагаат” уже много лет.

Музыку к “Луна-Парку” написал ее сын – Цви Таль, вернувшейся ради “На Лагаат” из Италии, декорации сделал Михаил Краменко, хореографию ставил Алексей Ждановский. Три года работали над спектаклем и помогали ему появиться на свет множество людей, в основном добровольцы. От зрителей просят одного – прийти, увидеть и понять. Зачастую это непросто, к оценке “Луна-Парка” не должна примешиваться жалость. Но уважение, восхищение и правильная расстановка акцентов на шкале жизненных приоритетов появляются после посещения “На Лагаат” всегда

Актеры и “переводчики” – евреи – сабры и репатрианты, самаритяне, арабы – христиане и мусульмане – все собираются ночью в Луна–Парке. Они – рабочие по уборке: мусор умеют выносить все. Они пришли, чтобы убрать территорию, но неожиданно празднуют день рождения слепой девочки, случайно забредшей в парк в поисках тех, кто может ее понять. Именно об этом и сделан спектакль – о понимании и о других форматах существования. Парадоксально, но без устали вращающаяся карусель “Луна-Парка” заставляет зрителей сделать передышку, остановиться и задуматься.

“Луна-Парк” придумывался и ставился 3 года – при полном сотрудничестве актеров и режиссера: каждый внес свою лепту в задумку о том, как показать на сцене театра слепо-глупо-немых, что такое луна-парк – мечта, цель, средство. Что ощущает слепой на колесе обозрения, как двигается глухой на танцплощадке и чего ждет слепая девочка, на день рождения которой не пришли даже родственники? У кого ей искать понимания?

В спектакле “Луна-Парк” занята новая группа актеров – 11 человек, которые в течение полугода проходил кастинг-отбор, и три года назад начали свой общий путь к созданию спектакля, изучая способы сосуществования, новые метолы общения, знакомясь с различными культурами, методами воспитания и школами восприятия. В течение трех лет они репетировали, и заново переживали свои личные истории, надежды и разочарования, свою судьбу и вынесли повесть о своей жизни на сцену, не спрашивая “почему” и “за что”, а просто рассказывая и показывая. Из этих простых рассказов о себе, из желания поделиться и вырос этот удивительный спектакль с таким радостным названием.

“Луна-Парк” поставлен Адиной Таль, придумавший особый театральный язык и технику работы со слепо-глухо-немыми актерами. “Cреди слепых и слабовидящих израильтян достаточно много людей, работающих в сфере искусства – музыкантов, актеров, скульпторов. Театр для них – средство коммуникации, а моими учениками впервые оказались люди, у которых с этим была самая большая из всех возможных проблем, – рассказывает Адина Таль. – Но они хотели установить контакт с внешним миром. И мы начали создавать театр, аналогов которому нет ни в одной стране”. Адина Таль относится к своим актерам, как ко всем актерам, с которыми она работает: сотни репетиций, жесткие требования. Она учит тексты вместе с ними, она проходит вместе с ними каждый сантиметр сцены, она ставит каждое движение, и иногда кричит на них, как любой режиссер в запале – и они это ценят, хотя и не слышат ее в буквальном смысле слова. А еще они дают ей энергию для этого запала, заставляют ее смеяться и сердиться, они дают почувствовать другим, что достойны уважения. О них выходят статьи, снимают телевизионные передачи и документальные фильмы. И благодаря этим актерам на сцене, в зале плачут и смеются. Все как в театре и все как в жизни.

Каждую ночь в парках собираются уборщики, и в полной темноте и полной тишине делают всё, чтобы луна-парк вновь стал чистым, шумным, сверкающим, чтобы в нем могли осуществиться детские мечты и чтобы они сами смогли стать в нем счастливыми хотя бы на одну ночь. Актеры центра “На Лагаат” лишены зрения и слуха, но не лишены радости жизни и чувства сострадания. А зрители на спектаклях “На Лагаат” могут сделать две простые вещи: плакать и аплодировать. Их ночи в “Луна-Парке” – это наши дни. Ночи и дни поисков понимания и поддержки. Наши вечера – их будни и праздник. В свободный вечер зрители могут прийти в этот театр, встретиться с актерами, подняться после окончания действия на сцену и пожать руки тем, кто вас не видит и не слышит, но только что открыли перед вами свои мечты и рассказали о своей жизни.

“Луна-Парк” – это воспоминания детства, ностальгия по другому времени, иногда придуманному – наивному и счастливому. Луна-Парк – место для всех, принадлежит всем, там все встречаются со всеми, а актеры со зрителями.
И еще – это прорыв границ, которых на самом деле нет, которые мы сами придумали, и потому их так не просто преодолеть.

Большинство актеров “На Лагаат” страдают синдромом Ушера – наследственным заболеванием, которое характеризуется потерей слуха и прогрессирующей потерей зрения. Есть и те, кто родились с полным отсутствием слуха, а зрение потеряли в подростковом возрасте и еще помнят лица близких. Другие родились уже незрячими и не слышащимися вследствие иных генетических заболеваний. «На Лагаат» – единственная театральная труппа в мире, состоящая из актеров, одновременно не слышащих, не видящих и не говорящих. Некоторые из них благодаря особым приборам могут различать силуэты, другие «вещают» металлическим голосом, общее для них чувство – осязание, язык прикосновения. Благодаря вибрации пола и воздуха, прикосновению «переводчиков», направляющих актеров по сцене, спектакль идет.

“Переводчики” в течение подготовки спектакля на себе испытали, что такое не видеть и не слышать, проводя по несколько часов в полной темноте, в непроницаемых для звуков наушниках, чтобы понять, в каких физических условиях работают актеры. Они – настоящие актеры, которые не просто рассказывают со сцены о своей жизни, не только передают то, что им приходится переживать с каждым шагом и каждым движением. Они разыгрывают полноценный спектакль, каждая сцена которого начинается с удара в барабаны. По вибрации воздуха актеры понимают, что надо перейти к следующему отрывку.

«Луна-Парк», как и другие спектакли, создавался на сотнях и сотнях репетициях, за время которых актеры «На Лагаат» абсолютно точно выучили кто из них и в какой момент находится на определенном участке сцены. «Луна-Парк » – это спектакль о них – не видящих и не слышащих, для нас – говорящих, слышащих, зрячих, забывчивых. Мы забываем, что бывает по-другому. «Луна-Парк» – театральное зрелище в полном смысле этого слова: с танцами, музыкой, стихами, рассказами, с различными сценами, связанными с тем, что могут и хотят рассказать о себе актеры, со сложными декорациями, вертящейся каруселью, на сцене надувают шары, жарят орешки – все как в настоящем луна-парке! Каковы их чувства и эмоции? Точно такие же, как и у нас. Они мечтают увидеть своих детей и восход солнца, болтать с друзьями и танцевать весь день, знать, что такое краски и цвета, прочитать книги и послушать музыку, сходить в кино и посмотреть телевизор, но им это недоступно. Но они могут любить и быть любимыми, радоваться и смеяться, чувствовать на лице жар солнца или струи дождя. Они пишут стихи и играют с детьми.

Осязание, вкус и обоняние – это то, что объединяет актеров и зрителей. Поэтому зрителей просят после окончания спектакля подняться на сцену, пожать руки актерам и отведать вкусные и ароматные обжаренные в сахаре орешки – точно такие, как продаются в луна-парках.

Сайт амуты “На Лагаат” – http://www.nalagaat.org.il/
Сайт амуты людей с ограниченными физическими возможностями: способностями: http://www.aisrael.org
Сайт израильских добровольных обществ: http://www.ivolunteer.org.il/
Страничка BLIND-DAY в фэйсбуке: BLIND-DAY

*****

«Они не слышат наших аплодисментов»

Они не слышат наших аплодисментов, они не видят зрителей. Они – это члены театральной труппы центра «На Лагаат» – «Пожалуйста, дотроньтесь» центра слепо-глухо-немых, расположенного в Яффском порту. Театр, центр и молодежная группа «На Лагаат» – это группа неслышащих и незрячих и сообщество добровольных помощников–переводчиков. Кто-то понимает язык жестов, кто-то умеет читать книги, отпечатанные шрифтом Брайля, третьим доступен лишь язык прикосновения.

Центр и амута «На Лагаат» был организованы в 1999 году. В декабре 2007 года амута получила свое здание в Яффском порту, в первом отремонтированном и отреставрированном ангаре в рамках общей великой реконструкции порта. Само помещение, как оно бывает в Израиле, по причинам запутанным, исторического-дипломатического порядка, принадлежит Армянской церкви. Амута арендует его на деньги, поступающие в качестве частных пожертвований. В честь филантропов, выделивших немалую сумму на обустройство театрального зала в Центре «На Лагаат» в Яффо прошло 100-е представление спектакля «Не хлебом единым.

В Центре амуты «На Лагаат» в Яффо помимо театрального зала есть клубные помещения, «Кафе Кафиш» и ресторан «BlackOut». В «Кафе Кафиш» посетителей обслуживают глухие официанты. Вам придется знаками объяснить официанту какой кофе вы предпочитаете. В «BlackOut», в помещение в форме корабля из рисовой бумаги, воздвигнутого посреди фойе, официантки – слепые. Едоки ничего не видят. В ресторане – кромешная тьма. Определить, что подают можно только по запахам и вкусу. Решиться на такое переживание непросто, театральный спектакль по сравнению со «слепой» трапезой кажется чем-то изначально ясным, но после него становится непонятным как живут слепо-глухо-немые актеры и как живем мы рядом с ними в коконе привычного и удобного равнодушия, вежливого безразличия.

В составе театральной труппы центра «На Лагаат» – 11 актеров и столько же переводчиков: тех, кто переводит на язык прикосновения указания режиссера, реакцию зрительного зала, слова песен, смех. Половина из актеров приехали в Израиль из бывшего СССР. «На Лагаат» – единственная театральная труппа в мире, состоящая из актеров, одновременно не слышащих, не видящих и не говорящих. Некоторые из них благодаря особым приборам могут различать силуэты, другие «вещают» металлическим голосом, общее для них чувство – осязание, язык прикосновения. Благодаря вибрации пола и воздуха, прикосновению «переводчиков», направлющих актеров по сцене, спектакль идет.

«Не хлебом единым» создавался два года: сотни и сотни репетиций, за время которых актеры «На Лагаат» абсолютно точно выучили кто из них и в какой момент находится на определенном участке сцены. «Не хлебом единым» – это спектакль о них – не видящих и не слышащих, и для нас – говорящих, слышащих, зрячих, забывчивых. Мы забываем, что бывает по-другому. «Не хлебом единым» – театральное зрелище в полном смысле этого слова: с танцами, музыкой, стихами, рассказами, с различными сценами, связанными с тем, что могут и хотят рассказать о себе актеры. Действие, происходящее на пикнике, в Италии, клубе, пекарне, парикмахерской, на свадьбе построено таким образом, чтобы зрители могли понять, как живут эти люди, как справляются с ежедневным бытом, с незамечаемыми нами трудностями существования. Каковы их чувства и эмоции – точны такие же, как и у нас. Они мечтают увидеть своих детей и восход солнца, болтать с друзьями и танцевать весь день, знать, что такое краски и цвета, прочитать книги и послушать музыку, сходить в кино и посмотреть телевизор, но им это недоступно.
А один из них мечтает стать волшебником и превратить мечты в реальность, осуществить все то, о чем мечтают актеры труппы.

Но они могут любить и быть любимыми, радоваться и смеяться, чувствовать на лице жар солнца или струи дождя. Они пишут стихи и играют с детьми. Многие родились с полным отсутствием слуха, а зрение потеряли в подростковом возрасте и еще помнят лица близких. Другие родились незрячими и не слышащимися вследствие генетических заболеваний.

Они – настоящие актеры, которые не просто рассказывают со сцены о своей жизни, не только передают то, что им приходится переживать с каждым шагом и каждым движением. Они разыгрывают полноценный спектакль, каждая сцена которого начинается с удара в барабаны. По вибрации воздуха актеры понимают, что надо перейти к следующему отрывку. Как это происходит, можно увидеть вечерами в Центре амуты «На Лагаат» в Яффском порту по воскресеньям, вторникам и четвергам.

Несколько недель назад прошел 100-й спектакль «Не хлебом единым». Среди приглашенных было немало филантропов, жертвующих деньги амуте «На Лагаат» и еще больше добровольцев, работающих с этим Центром, помогающих слепо-глухо-немым, пытающихся облегчить и улучшить их жизнь. «Изменения в жизни начинаются здесь, – сказала руководитель и режиссер театра Адина Таль. – Если мы смогли изменить и улучшить жизнь наших актеров, то сможем изменить и улучшить жизнь страны».

Темнота, тишина и хлеб. Запах свежеиспеченного хлеба, его мягкость, вкус могут почувствовать все. Осязание, вкус и обоняние – это то, что объединяет актеров и зрителей. Пока тесто будет замешано, взойдет, пока печется хлеб, мы услышим и увидим истории тех, кто умеет ценить радости жизни, пусть недоступные им. Пока хлеб стоит в печах, зрителям рассказывают о счастливых моментах в жизни актеров, их воспоминаниях и мечтах. Переводчики в течение двух лет подготовки спектакля на себе испытали, что такое не видеть и не слышать, проводя по несколько часов в полной темноте, в непроницаемых для звуков наушниках, чтобы понять, в каких физических условиях работают актеры. Драматическая судьба каждого актера стала общей сценической драмой.

Казалось бы, слезы должны литься с первой минуты этого действа. Мы в зале – сытые, сильные, зрячие, недовольные. Они – инвалиды – на сцене. Ведомые помощниками-переводчиками, иногда говорящими за актеров, иногда переводящими им с помощью языка жестов или прикосновения то, что говорят другие. Но не до слез: восхищение сильнее сочувствия и жалости, восхищение мужеством, силой волей, жаждой жизни. Сантименты приходят после спектакля, когда зрители поднимаются из зала на сцену и угощаются хлебом, испеченным актерами. Тогда приходят и слезы признательности и благодарности за то, что нам – таким сильным и таким слабым – показали, как надо любить жизнь. Показали те, кому есть, за что клянуть судьбу.

«Не хлебом единым» – второй спектакль театра «На Лагаат». Первый «Слышим свет зигзагами» несколько лет показывался в Израиле, США, Канаде и Швейцарии, всего – около 150 представлений. «Слышим свет зигзагами» и «Не хлебом единым» – спектакли, демонстрирующие веру и волю – веру в свое предназначение и волю к достижению цели. «Не хлебом единым» готовился 2 года. Один из актеров умер, не дождавшись премьеры: ему было всего 27 лет. Он один приехал в Израиль из России в возрасте 15 лет, после того как ослеп и оглох вследствие инфекционной болезни.

Центр «На Лагаат» уникален еще и тем, что его актеры и добровольные помощники годами учились общаться друг с другом: кому-то доступен шрифт Брайля, у кого-то сохранилось полпроцента зрения, третьи знают язык жестов, а другие – только язык прикосновения. Для всех надо было найти общий язык. В Центре работает переводчица, которая переносит язык жестов репатриантов из России на язык прикосновения и на язык жестов израильтян (языки жестов немых из разных стран – иные). Язык прикосновения универсален. Несколько лет ушли на то, чтобы актеры и переводчики смогли научиться общаться и играть вместе спектакль. Несколько лет, море слез и океан воли.

Театр «На Лагаат» был основан в 2002 году Адиной Таль и Эраном Гуром с целью предоставить сцену немым и глухим. Актриса и режиссер Адина Таль родилась в Швейцарии, в Израиль приехала в возрасте 20 лет, работала в театрах и постепенно пришла к решению создать театр слепо-глухо-немых.

Адина Таль относится к своим актерам, как ко всем актерам, с которыми она работает: сотни репетиций, жесткие требования. Она учит тексты вместе с ними, она проходит вместе с ними каждый сантиметр сцены, она ставит каждое движение, и иногда кричит на них, как любой режиссер в запале – и они это ценят. А еще они дают ей энергию для этого запала, заставляют ее смеяться и сердиться, они по 50 раз в день репетируют сцену свадьбы, они дают почувствовать другим, что достойны уважения. О них выходят статьи, снимают телевизионные передачи и документальные фильмы, платят деньги за билеты на их спектакли, приглашают в заграничные гастроли. И благодаря этим актерам на сцене, в зале плачут и смеются. Все как в театре и все как в жизни.

Спектакль закончился, публика растеклась по фойе. В узком коридоре между зрительным залом и кафе «Кафе Капиш» сидели уставшие актеры. Я дотронулась до их рук – как еще было выразить свою признательность?

Сегодня в Израиле около 1000 слепо-глухо-немых. Большая часть из них – одиноки. В Центре амуты «На Лагат» заняты около 70 таких человек, получившие возможность там работать.

**********

Еще один давний пост – но он дает предствление о деятельности Центра

В Центре «На Лагаат» открывается выставка «Обнаженный свет-2», куратором которой стал известный израильский фотограф Мики Кречман, декан факультета фотографии в академии “Бецалель”. Фотографии для этой выставки сделаны участниками семинара по фотоделу для слепых. Как такое возможно? Возможно благодаря особой технике съемки и настройки фотокамер, разработанных израильскими фотографами Ирис Дарэль-Шинар и Кфир Сиваном, два года назад открывшими в Центре для слепых в Герцлии студию обучения фотографии и организовавших интернет-проект “The Blind Photographer”, где представлено творчество людей, лишенных зрения. В студии изучают историю фотографии, устройство фотокамеры, основные принципы фотосъемки. С помощью особых методик слепые ученики учатся наводить объектив, устанавливать камеру, ориентируясь по звукам (те, кто слышат), шуму города или леса, солнечному теплу, запахам, доступными им чувствами. Руководители семинара разработали для слепых фотографов систему, благодаря которой они могут менять объективы и фильтры.

Дать слепым людям в руки фотокамеру придумали не в Израиле. В Токио проходит ежегодная выставка слепых фотографов – Кфир Сиван и Ирис Дарэл-Шинар вдохновились именно ей. Однако обычно фотографируют люди, не полностью потерявшие зрение, – например, британское общество Disabled Photographers объединяет именно таких фотографов (и вообще фотографов-инвалидов). Ученики же Кфира и Ирис полностью слепы, многие – с рождения.

Они делают снимки, прижав камеру ко лбу, – так легче наводить на объект. Собственно, в этом и состояла потаенная идея эксперимента – доказать, что фотография не обязательно связана с идеей света, фокусировки, оценки результата. «Эти снимки рождены воображением, эмоциями и всеми четырьмя чувствами – исключая визуальное». Многим посетителям выставки это кажется насмешкой – ведь слепые даже не могут посмотреть на результат. Но оказывается, что они, и их друзья, и все, кто их окружает, чрезвычайно горды тем, что получается.

В прошлом году прошла первая выставка работ участников проекта в Иерусалиме. “Эти работы могут украсить любую галерею, – говорит Мики Кречман. – Они обладают огромной силой. Если вы не знаете о том, что эти фотографии выполнены людьми с проблемами зрения, вы никогда об этом не догадаетесь”.

Выставка продлится до 20 августа. Часы работы: воскресенье, вторник, четверг с 18.00 до 23.00.

Сайт амуты «На Лагаат»
www.nalagaat.org.il

Сайт амуты людей с ограниченными способностями:
http://www.aisrael.org

Сайт израильских добровольных обществ:

http://www.ivolunteer.org.il

Интервью с Адиной Таль (уже давние) на русском языке
http://nevesharet.wordpress.com/%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80

http://fotki.yandex.ru/users/shliakhovaya-irina/view/431405/?page=3

http://dorogavmir.livejournal.com/19088.html

http://www.sem40.ru/culture/theatre/11921/

http://usher-club.ucoz.ru/publ/10-1-0-22

http://digestweb.ru/7759-komu-stavit-pamyatnik-pri-zhizni-teatr-slepogluxonemyx-fantastika.html

http://www.ntv.ru/novosti/226268

Маша Хинич

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com