Выставки

«Пабло Пикассо: черпая вдохновение». Репортаж о выставке в Музее Израиля в Иерусалиме

Фото: Эли Познер. Предоставлено организаторами выставки

Материал подготовила Алла Гаврилова. Любезно предоставлено сайтом newsru.co.il

 

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу». Пабло Пикассо

В  Музее Израиля в Иерусалиме  открылась выставка «Пабло Пикассо: черпая вдохновение». На выставке, которая будет работать до 19 ноября, представлено около 300 работ великого художника, большая часть которых находится в коллекции Музея Израиля.

Уникальность выставки заключается в том, что по ней можно проследить почти одержимое стремление Пикассо к постоянному эксперименту и расширению границ – как рисунка, так и сознания.

 

"Большая голова" (1962) Photo © The Israel Museum Jerusalem by Avshalom Avital

«Большая голова» (1962)
Photo © The Israel Museum Jerusalem by Avshalom Avital

 

Работы художника экспонируются в хронологическом порядке – от «голубого» и «розового» периодов до неоклассицизма и сюрреализма. На выставке также впервые представлены израильской публике все 100 рисунков из серии «Сюита Воллара» и 107 работ из серии «Сюита 347».

Помимо работ из коллекции Музея Израиля, на выставке можно увидеть картины Пикассо из Музея современного искусства в Нью-Йорке, Центра искусств королевы Софии в Мадриде и Музея Пикассо в Париже.

«И среди людей больше копий, чем оригиналов»

Не все это знают, но в Музее Израиля хранится огромная коллекция Пикассо – 800 графических работ, большую часть которых подарили музею два мецената. В 1972 году Георг Блох, друг Пикассо, издатель и меценат, дарит Музею Израиля почти 350 графических работ художника, почти все из которых – первые копии каждого издания. В 1977 году Исидор Коэн из Нью-Йорка дарит музею «Сюиту Воллара» – одну из самых значимых графических серий в искусстве XX века.

Татьяна Сиракович Newsru.co.il. Фото Л. Финкель

Татьяна Сиракович NEWSru.co.il. Фото: Л.Финкель

Куратор выставки и заведующая отделом рисунков и гравюр Музея Израиля Татьяна Сиракович объяснила редакции NEWSru.co.il, что отдел графики – один из самых больших отделов музея, однако у него нет постоянной экспозиции, так как бумагу нельзя выставлять дольше трех месяцев. Поэтому сокровища отдела выставляются всего несколько раз в году, с очень низким освещением, и по частям.

«Кто грустен, тот искренен»

Выставка начинается со знаменитой «Скудной трапезы» 1904 года, которая относится к концу «голубого» периода художника, когда Пикассо находился под сильным влиянием Эль Греко и оплакивал своего друга Карлоса Касахемаса, покончившего с собой из-за несчастной любви.

La Suite des Saltimbanques (1904-1905) – 14 офортов из первой серии графических проектов Пикассо «Акробаты», которая является переходной от «голубого» к «розовому» периоду, показывает закулисную жизнь цирка, столь любимого в то время Пикассо и его богемными друзьями. В этот период художник с помощью рисунка впервые примеряет на себя роль отца.

"Женщина со шляпой в кресле" (1915) Photo © The Israel Museum Jerusalem

«Женщина со шляпой в кресле» (1915)
Photo © The Israel Museum Jerusalem

«Что нам нужно рисовать? То, что на лице? Или то, что внутри его или за ним?»

«Самая большая революция в искусстве со времен Ренессанса», как часто называют кубизм искусствоведы, началась у Пикассо с африканского периода и с геометризации и абстрактизации своих моделей. В 1908 году Пабло Пикассо и Жорж Брак решают, что картина должна быть не окном в реальность, а концепцией. И чтобы двухмерная картина могла отразить трехмерность объекта, они прибегают не игре светотени, а к геометрии.

«Деконструируя кубик, Пикассо и Брак полностью деконструируют свет, пространство и форму, и рисуют объект с разных точек зрения – как делают скульпторы. Этот шаг к абстракции, а Пикассо по своей натуре не был абстракционистом, поэтому от аналитического кубизма («Девушка с мандолиной») художник переходит к синтетическому кубизму – к коллажам – с помощью которых пытается себя «собрать» и вернуться в реальность», – рассказывает куратор выставки.

"Девушка с мандолиной" (1910) Digital image © 2016, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florence

«Девушка с мандолиной» (1910) Digital image © 2016, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florence

«Если бы некого было любить, я бы влюбился в дверную ручку»

Вопрос о том, влияли ли на творчество Пикассо его многочисленные любови, или же он выбирал женщин, исходя из своего внутреннего состояния, вряд ли адресован искусствоведу. Но так или иначе, одновременно с каждой новой возлюбленной у Пикассо появляются в творчестве новые мотивы. Женившись на русской балерине Ольге Хохловой, художник на пике своей авангардности уходит в неоклассицизм, и представленная на выставке серия графических работ того периода поражает своими пышущими здоровьем, силой и плодородием женщинами. Без памяти влюбившись в 1927 году в 17-летнюю Мари Терез Вальтер, Пикассо начинает демонизировать ревнивую Ольгу, а потом, мучимый внутренними конфликтами, рождает Минотавра, который становится его alter ego. На выставке представлен самый известный, по словам Татьяны Сиракович, офорт XX века – «Минотавромахия» (1935 год), а в отдельном зале находятся все 107 работ из серии «Сюита Воллара».

Большинство офортов серии, сделанной по заказу парижского коллекционера Амбруаза Воллара, посвящено теме «Мастерская скульптора». Во многих работах прослеживается история Пигмалиона и Галатеи, однако часть работ «Сюиты Воллара» посвящена Минотавру, и в этих работах огромное место занимает тема насилия. Демонизация Ольги сменяется жестоким разоблачением своего alter ego и появлением образа слепого Минотавра.

Портрет Доры Маар" (1937) Photo © RMN-Grand Palais (musée Picasso de Paris /René-Gabriel Ojéda)

Портрет Доры Маар» (1937) Photo © RMN-Grand Palais (musée Picasso de Paris /René-Gabriel Ojéda)

В 1935 году у Пикассо появляется новая возлюбленная – Дора Маар. Фотограф, художница, подруга сюрреалистов, предстает перед Пикассо в кафе, где развлекается модной в то время игрой в ножечки – вонзая нож в стол между пальцами. Именно отчаянная и нервическая Дора Маар становится прообразом многоликой и плачущей женщины, которая все чаще и чаще появляется в картинах Пикассо. Именно Дорой Маар являются деформированные женщины Пикассо 30-х годов – на фоне зарождающегося фашизма в Европе и гражданской войны в Испании.

1937 год. Пикассо, отчаянный антифранкист, пишет серию из 18 офортов под названием «Мечты и ложь Франко» (серия представлена на выставке). То, что сегодня назвали бы комиксом, размещено всего на двух листах и позже издается необычайно высоким тиражом в 900 экземпляров. Одновременно создается одна из самых известных работ мастера – «Герника».

Художник стареет, а его женщины все моложе и моложе. Юная красавица Франсуа Жило становится музой литографии Пикассо, а в 1955 году, после смерти Ольги, художник женится во второй раз – на Жаклин Рок, которая в течение последующих 17 лет остается единственной моделью Пикассо.

"Фигуры у моря - 1" (1932) Photo: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, Madrid

«Фигуры у моря — 1» (1932)
Photo: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, Madrid

«Живопись – это другой способ ведения дневника»

Отдельный зал посвящен на выставке одному из самых интересных и интенсивных периодов в жизни Пикассо. В 1968 году, в возрасте 87 лет, в течение 7 месяцев Пикассо создает 347 гравюр, получивших название «Сюита 347». Художник ежедневно экспериментирует с техникой и создает подобие дневника, в котором смешиваются фантазия и биографические события. Среди работ – цирковые сюжеты, иллюстрации к пикантному роману «Селестина» Фернандо Рохаса, пародии на Энгра и других художников, эротические мотивы, карикатуры.

«В свои 87 лет Пикассо совершил настоящее чудо, суммировав за 7 месяцев все свое творчество. Создавая эту серию, Пикассо пытался бороться с тем фактом, что люди смертны. И сам бежал от смерти, показывая, что художник не может прожить без творчества и одного дня», – говорит Татьяна Сиракович.

Заглавное фото: Эли Познер. Предоставлено организаторами выставки

Click to comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Афиша

« Ноябрь 2017 » loading...
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3

Facebook

Copyright © 2015 ISRAEL CULTURE.INFO. Design by DOT SHOT. Powered by Wordpress.

To Top