Музыка

“Вышшшшииивввкаааа” Батьи Шани

“Вышшшшиииииввввакаааа” – так забавно назвала свою персональную выставку в галерее на бульваре Ротшильд, 69 в Тель-Авиве художница Батья Шани. В транскрипции это звучит как Rkmharkmharkmharkmharkmha – רקמהרקמהרקמהרקמהרקמה – смесь иврита (рикма – вышивка, рукоделие) и английcкого, падежей и родов. Чтобы прочитать название правильно, надо понять суть выставки. Можно сказать даже так: “Вышивка наперекосяк” – линии нитей на ткани современного искусства, сплошь зигзаги, неровные силуэты, узелки, крючки и загадки, впрочем, выстраивающиеся в довольно прямую, натянутую как нить памяти картину того, что Батья Шани хочет рассказать этими коллажами из неровно обрезанных кусочков ткани. Точнее – изобразить картины из прошлого и то, что ее волнует в настоящем.

Художник рисует не только карандашом на бумаге и кистью на холсте: кистью может быть стеклорез, струйка песка, нити вышивки, свет, звук, тени, булавочные головки или камни, металлические прутья или мусор. Последние крупные выставки в Израиле тому подтверждение: Ансельм Кифер, Джефф Уолл, Вик Мунис, Ха Шульц. Все они рассказывают посредством чего-то. Лингвистическое полотно Батьи Шани – это ткань. Рассказ – это миниатюрные женские фигуры, узоры, слова и цифры, символы и формы – это вышивка, поначалу оставляющая зрителей (и читателей) в замешательстве: где текст и где сноски, где лицевая сторона и где изнанка?

Батья Шани намеренно запутывает нас (а как иначе, когда в руках клубок ниток?) в своих воспоминаниях о семье, где шитье было частью повседневной жизни дома. Ее дед был портным в Вене, ее тетка шила костюмы для театра. В детстве она сидела в мастерской у тети и играла упавшими на пол обрезками тканей. Ее мать до Второй Мировой войны была закройщицей на швейной фабрике в Буковине – мать Батьи умерла очень рано, и Батья Шани, родившаяся в Хайфе в 1954 году, использует кусочки материи ее все еще сохранившихся платьев и костюмов для своих необычных тканных инсталляций.

Батья Шани, работавшая в социальной службе помощи семья погибших солдат, не ищет легких ответов. Она говорит, что видит в кусочках ткани физическое, материальное воплощение памяти, тканную капсулу воспоминаний и потому пользуется платьями матери для своих работ, пытаясь изобразить тоску, ностальгию.

Батья начала заниматься художественной вышивкой в детстве, закончила в Израиле колледж Бейт-Берл, позже училась на текстильном отделении в Лондонской Академии изящных искусств, закончила Школу социальной работы при Хайфском университете, живет попеременно в Израиле и в Нью-Йорке, где ведет исследовательскую работу. В Нью-Йорке – как и во многих других городах – проходили ее выставки, и Нью-Йорк отложил свой отпечаток на ее искусство. Недаром в каталоге выставки Rkmharkmharkmharkmharkmha упоминаются имена Луиз Буржуа и Джуди Чикаго – без этих гуру феминистического искусства в Америке не выжить. Впрочем, Батья в первую очередь отдает дань уважения американскому скульптуру Чарльзу Ледрею, выставка мягких скульптурных миниатюр которого (вещички: платьички, рубашечки, комбинезончички в трехмерный мелкий ряд) под названием “workworkworkworkwork” в Нью-Йоркском Whitney Museum настолько на нее повлияла, что она использовала подобную игру слов для названия своей нынешней выставки, для своего визуального тканевого перформанса в Тель-Авиве, пять раз повторив слово “рикма” – вышивка, так что в этом сочетании можно найти такие слова на иврите как “только”, “что”, быстро”, “сколько” и имя матери художницы – Рика.

Слова и цифры – эта такие же элементы вышивки у Батьи Шани, как фигуры и узоры. Ее повседневность – это сочетание миниатюрности, фигур, слов и формул на ткани. Что-то видно сразу – на лицевой поверхности, что-то спрятано на изнанке – часть экспонатов расположены таким образом, что их видно с обеих сторон. Реальность памяти одновременно в присутствии и отсутствии видимых зримых следов ее. В жизни такое не носят. Это все сшито и вышито по прихоти художницы, сшито с невероятной тщательностью и любовью к деталям, заполняющими пустоты образами и формами, а изменение масштаба меняет отношение к этим вещам-вещичкам зрителей и заставляет взглянуть на них новыми глазами и переоценить собственное отношение к ним и к нашим тщетным усилиям (изматывающим, как попытки распутать клубок) украсить жизнь и себя пестрыми тряпками. Ткани на выставке нарочито порваны, с неровными краями, они придают работам Батьи Шани вид незавершенный. На одной из ее работ вышито “Так много вопросов ждут ответы” – вы когда-нибудь представляли как это предложение выглядит с изнанки? Что за ним стоит? И какие ответы надо дать?

Выставка “Вышивка наперекосяк” Rkmharkmharkmharkmharkmha – רקמהרקמהרקמהרקמהרקמה продлится до 17 мая. Вход – бесплатный. Ежедневно, кроме пятницы, с 10-00 до 17-00, по субботам с 10-00 до 14-00. Тель-Авив, бульвар Ротшильд, 69. Фото работ: Ран Эрде.

Маша Хинич

Click to comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top