Сначала посмотрите, потом читайте –
В безумном культурном забеге последнего уик-энда (помимо мозаики выставок в программу вклинился, к всеобщему удовольствию в субботу с утра, еще и реситаль Виктора Станиславского и Дорель Голан в августовским расписании концертов классической музыке «Шахарит 11:11 – Реситали в Цавте» – http://tzavta.co.il/music.asp), жарким влажным дуновением вечернего морского ветра, назвать который бризом не осмелится даже метеоролог-извращенец, в горячую при 36 градусах снаружи голову мою, была внесена идея сходить ночью в пятницу (10 вечера – чем не ночь) на один из балетов фестиваля «Тель-Авив Данс» в Центре Сузан Далаль, где этот фестиваль проводится раз наверное уже в сотый, или что-то вроде того, не о числах речь… А о картинах.
При входе в зал немолодые (молодые в пред-ночной-после-закатный временной переход пьют коктейли и пиво) зрители обиженно обмахивались программками – «нас обманули, это не фламенко». В «Тель-Авив Данс» в этом году втиснули несколько мини-фестивалей, один из которых – испанских танцев. Да, не фламенко, а нечто куда интереснее, запутаннее и неожиданнее. Испанского в сольном номере «Хроника распятия» был художник Диего Веласкес и то, что танцовщик и хореограф Тино Фернандез – родом из Испании, приезд его оплатило колумбийское посольство, а представлял его парижский центр Mister Dante www.misterdante.com – запутанно, как и предупредила. А потом всё запуталось еще больше: Тино Фернандез представлял в балетном переложении картину английского художника Фрэнсиса Бэкона «Изучение Папы Иннокентия Х Веласкеса» – парафраз шедевра, созданного Диего Веласкесом в 1650-м году. Бэкон свое знаменитое «Изучение Папы Иннокентия Х Веласкеса» нарисовал (написал) в 1953-м году, памятую о пластических и смысловых параллелях, взаимосвязи и взаимовлияние, старом и новом искусстве как едином и неразрывной пласте.
А Тино Фернандез ухитрился в стеклянной клетке размером 2 метра на 3, запотевавшей изнутри от влажной жары, представить творческие и прочие по жизни мучения Бэкона, связь между портретами, реплики картин, переход от одной живописи к другой, слабость и стыд, силу и веру, искусство балетного перевоплощение и хореографии и даже судьбу Иннокентия Х. Получилось интереснейшее смешение стилей живописи, перформанса и танца, музыки барочной и шумов. Да – Тино раздевался, но скромно и в клетке, хотя часть мужчин-программистов со слабыми нервами в это момент из зала вышли… А до этого он был в наряде папы Иннокентия X с портрета Веласкеса. В безумие Бэкона можно войти только обнаженным – и духовно, и без покров в буквальном смысле слова.
Страдания в стеклянной клетке: от величественно-застывшей позы в кресле до голой причти о бренности человеческого существования, уязвимости тела и закрытого пространстве, где нет секретов и частная жизнь прозрачна… Хроника распятия через стекло.
А в живописи, согласно Википедии, дело было так:
Фрэнсис Бэкон был одним из самых влиятельных художников 20 века. Его картины продаются за миллионы фунтов, и даже куски холста (Бэкон уничтожал работы, которые ему не нравились) стоят немало. Одна из самых известных его работ — «Изучение Папы Иннокентия Х Веласкеса». Бэкон исказил оригинальные образы до неузнаваемости, придав им ужасающие, шокирующе экспрессивные, искаженные формы, грязновато-темную цветовую гамму… Вдохновленный работой Диего Веласкеса, Бэкон до начала 1960-х годов написал около сорока полотен на сюжет «Портрет папы Иннокентия X» , получивших название «Кричащие папы». На картине папа, как и на оригинале, сидит в кресле, облаченный в белые одежды. Однако, его головной убор и накидка у Бэкона фиолетового цвета, а занавеси, создающие фон, более тёмные и заходят на фигуру папы. Его рот раскрыт – создаётся впечатление крика. приглушаемого тяжёлыми портьерами и тёмным, насыщенным цветом. В своей работе «Логика ощущения» французский философ Жиль Делёз приводит картину как пример «творческого переосмысления классического произведения». С 1980 года произведение экспонируется в Центре Искусств города Де-Мойн, штат Айова, США.
«Портрет папы Иннокентия Х» кисти Веласкеса был мороком, счастьем и проклятием Бэкона. Бэкон был буквально одержим этой картиной много лет, на протяжении всей жизни он возвращался к этому портрету, считая, что «это один из величайших из когда-либо написанных портретов», и признавался, что был «просто помешан на папе, потому что он буквально преследовал меня, порождая самые противоречивые чувства и затрагивая разные области. Я думаю, все дело в его великолепных красках». «Папская» серия – самая воспроизводимая у Бэкона, а тему крика, ужаса и катастрофы он сам возводил к своим впечатлениям от сцены на одесской лестнице из поразившего его фильма Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», а еще от одной «очень красивой, раскрашенной вручную книги о заболеваниях полости рта». Бэкон ставил себе целью создать «лучшее изображение человеческого крика», и кричащих портретов у него много, но сам он признавал, что превойзти Эйзенштейна ему так и не удалось.
Папа римский Иннокентий Х (в миру Джамбаттиста Памфили, 1574 – 1655) по образованию был юрист. Он был довольно жесткий политик, но при этом щедрый меценат, стремился укрепить католицизм, боролся со взяточничеством в церковной казне. Во многом зависел от своей фаворитки, вдовы его брата Олимпии. Ее даже прозвали “папесса Олимпия”. Он задарил ее богатыми подарками, а ее сыну подарил кардинальское достоинство и высокий пост гос. секретаря Римской курии – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9_X
Тино Фернандез уехал, фестиваль продолжается… http://www.suzannedellal.org.il/?CategoryID=171&ArticleID=1726
Для тех, кто ничего не понял, еще раз – https://www.youtube.com/watch?v=oiiIb6EojRA
Маша Хинич