Маршруты прогульщика

#ЧтоПредлагаютИзраильскиеМузеиВВиртуальномМире. Музей Германа Штрука в Хайфе

Верхняя иллюстрация:  интерьер дома-музея Германа Штрука в Хайфе. Снимок с экрана видеролика חיפה חיפה – מוזיאון הרמן שטרוק – https://www.youtube.com/watch?v=MdZsInwhHJw

#ЧтоПредлагаютИзраильскиеМузеиВВиртуальномМире

МУЗЕЙ ГЕРМАНА ШТРУКА В ХАЙФЕ
Музеи начинают потихоньку намекать о возобновлении НЕвиртуальной деятельности– кто через неделю, кто через две, кто-то неуверенно пишет об июне, другие – столь же неуверенно – об июле. Часть галереей открылись – в маленьких пространствах при отсутствии посетителей легче соблюдать социальное дистанцирование и отпрыгивать друг от друга, если что… Что и как пока еще никто не знает как и где, но точно известно, что 12 мая в Израиле пройдет Международный день музеев онлайн – экскурсии, рассказы, напоминания о выставках прежних и будущих: соответствующая информация опубликована на сайтах и страницах фейсбука музеев. Немалое доля виртуальной активности – в том числе и в Международный день музеев – приходится на объединение Хайфских музеев. И как-то так получилось, что о них и идет рассказ последние дни. Морской музей, Музей Реувена Гехта, Музей Мане Каца, Музей японского искусства имени Феликса Тикотина. Так что сегодня, в этом ряду еще один хайфский музей – Музей Германа Штрука, где в конце февраля были открыты выставки «Графика для народа» и «Пиранези – меланхолия разрушения», по которым обещают в пятницу, 22 мая, в 11:00 провести уже очную ставку – то есть обычную экскурсию, и почитать о которых и посмотреть картинки с которых можно вот по этому линку:

https://www.shm.org.il/%D7%AA%D7%A2%D7%A8%D7%95%D7%9B%D7%95%D7%AA/8014/%22%D7%94%D7%93%D7%A4%D7%A1_%D7%9C%D7%94%D7%9E%D7%95%D7%A0%D7%99%D7%9D%22_%D7%95-%22%D7%A4%D7%99%D7%A8%D7%90%D7%A0%D7%96%D7%99%3A_%D7%94%D7%9E%D7%9C%D7%A0%D7%9B%D7%95%D7%9C%D7%99%D7%94_%D7%A9%D7%9C_%D7%94%D7%97%D7%95%D7%A8%D7%91%D7%9F%22

Художники сегодня прибегают к новым оригинальным формам печатного дела. Некоторые выбирают непростые для восприятия образы, печатая их на дешевых бытовых материалах, таких как майки, носки, паззлы, и т.д. Так создается иллюзия предмета массового потребления, а не произведения искусства. Данный прием используется в рамках ироничного, критического трактования духа современной эпохи, в которой все вокруг обесценивается, становясь посредственным и поверхностным. Новая выставка посвящена смещению границ между высоким и низким искусством, дизайном и потребительской культурой. Экспонируемые работы выполнены в разных стилях и совмещают в себе многолетние традиции с новейшими технологиями.

В рамках выставки «Пиранези – меланхолия разрушениия» впервые представлены широкой публике произведения итальянского художника Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) из коллекции Художественного музея Хайфы. Пиранези, по всей видимости, был самым знаменитым из мастеров, сыскавших славу исключительно благодаря своим графическим работам, в отличие от других великих художников, которые совмещали гравюру с живописью. Гравюры Пиранези оказали огромное влияние на целые поколения художников, от Блейка до Эшера, а также на художников-декораторов и архитекторов.

На выставке представлены произведения из знаменитой серии «Виды Рима» (Vedute di Roma), над которой Пиранези работал в течение всей своей жизни. Эта серия подчеркивает трагичность губительного влияния времени на человеческие творения. Культурная меланхолия, просматривающаяся на гравюрах руин Пиранези, перекликается с ощущением тоски и неизвестности, с осознанием крушения нынешнего мира, отражающемся в произведениях выставки «Графика для народа». Помимо работ Пиранези на выставке экспонируются изображения руин Германа Штрука, который, по всей видимости, был первым художником в Эрец-Исраэль, заинтересовавшимся данной темой в 20-х годах прошлого столетия под влиянием романтизма, и сионистской идеи избавления путем воскрешения мира из руин.

И вот сразу линк https://www.youtube.com/watch?v=MdZsInwhHJw на виртуальную прогулку по залам музея Германа Штрука (1876-1944) , расположенного в центре старой Хайфы, на улице Арлозоров, в доме, где Штрук жил с 1923 года, после переезда в Эрец-Исраэль из Германии. Герман Штрук, родившийся в Берлине в ортодоксальной религиозной еврейской семье, был одним из самых известных художников-графиков в первой половине ХХ веке. Он также был педагогом многих знаменитых художников, среди прочих у него учился Марк Шагал, а также Макс Либерман, Марк Шагал, Якоб Штейнхард, Йозеф Будко и другие. Музей Германа Штрука в его нынешнем виде открылся недавно – к 2014-му году здание было отремонтировано и реконструировано, и в настоящее время в нем показываются не только работы Германа Штрука – портреты и пейзажи (самый известный портрет Теодора Герцля сделал именно Штрук), но и постоянно устраиваются выставки других художников. Дом-музей Германа Штрука – «Бейт-Штрук», охраняемым Советом по историческим памятникам, долго принадлежал городской консерватории – в нем был расположен Центр музыки и художественного творчества. Что интересно – в подвальном этаже дома есть действующий резервуар, из которого все еще берут воду для бытовых нужд. Постоянная экспозиция музея основана и на коллекции произведений Штрука из Хайфского музея, и на частных собраниях (возможно, на собрании коллекционера произведений Штрука Мики Бранштейна). В Доме Штрука осталась мебель, личные вещи, тетради с эскизами, дневники путешествий Германа Штрука. На верхнем этаже «Бейт-Штрук» – Музея Германа Штрука – создан семинар печати, где преподавание ведется по разработанным им методам.
Сайт Музея Германа Штрука – http://www.shm.org.il

Герман Штрук – немецко-еврейский художник – весьма известный и столь же почитаемый. В конце 2007 года в Открытом музее в Тефене в Галилее проходила его ретроспективная выставка, и тогда канцлер Германии Ангела Маркер направила Стефу Вертхаймеру – основателю Открытых музеев – письмо, где отозвалась о Штруке, как о немецком художнике. Почему нет – ведь он служил офицером в годы Первой Мировой войны в армии Германии, занимаясь делами восточноевропейских евреев и по ходу дела создавая литографии с зарисовками их быта. Так что может он все-таки еврейский художник? Споры продолжаются, но то, что Герман Штрук был выдающимся рисовальщиком и гравером – бесспорно, у него учились многие художники 20 века и его имя почитаемо по сей день.

Герман Штрук – художник, гравер, мастер офорта и литографии, сионист, общественный деятель – был личностью примечательной, известным художником в немецко-еврейском мире и в Эрец-Исраэль. Уже в начале 20-го века критики его захваливали – критики тех времен, разумеется, нынешние более беспощадны и язвительны. Штрук много путешествовал: после учебы в Берлине он побывал в Голландии, Дании, Палестине, а также в Швейцарии, Швеции, Англии и в США. В Эрец-Исраэль приехал в 1903 году (тогда ему удалось продемонстрировать четыре своих картины на 5-м Сионистском конгрессе: полотна, изображающие палестинские пейзажи и маленькие европейские города), в США побывал в 1912-м. Отчеты об этих путешествиях стали широко известно благодаря его дневникам и зарисовкам.

Штрук был сионистом, верующим евреем, соблюдающим традиции, и одновременно вел светскую жизнь: знакомства и связи у него были по всей Европе, что немало ему помогло, когда во время Первой Мировой войны он выполнял задания немецкой армии, связанные с еврейством Галиции и Польши. Может именно поэтому, хорошо понимая, куда идет Германия, он решил покинуть ее еще в 1922 году и поселился в Хайфе, на склоне Кармеля, в доме, спроектированном специально для него архитектором Александром Бервальдом, его другом и сокурсником по Берлинской Академии художеств. Во время Второй Мировой войны Штрук пытался помочь бегству евреев из Европы. Он умер в 1944 году в Хайфе и через 63 года после смерти удостоился ретроспективной выставки в Берлине – в берлинской Большой синагоге в «Центрум Иудаика» и спустя несколько месяцев – в Тефене в Галилее.

В 1920-30-е годы в его особняке на Кармеле бывали многие художники. Герман Штрук был талантливым педагогом, среди его учеников – известные еврейские и израильские художники: Яков Штейнгардт, Иозеф Будко, Нахум Гутман, Ц. Гали, Анна Тихо и, наконец, Марк Шагал. Штрук участвовал в создании, а в дальнейшем во многом способствовал деятельности Школы искусств и ремесел «Бецалель» в Иерусалиме. Возможно, что Хайфу он выбрал благодаря роману Герцля «Альтнойланд» («Страна возрождения» – того самого, эпиграфом к которому стали знаменитая фраза «Если захотите, это не будет сказкой»). В 1902 году Герцль писал: «Дивный город раскинулся над беспредельной лазурью моря. Из моря пышной зелени выступали изящные белые виллы. Тысячи новостроек обозначились и высветились в зелени цветущих садов. Гигантские каменные молы купались в воде огромной великолепной гавани».

Герман (Хаим Арон бен Давид) Штрук родился в 1876 году в Берлине в ортодоксальной семье и всю жизнь был глубоко религиозным евреем. Тем не менее, он выбрал не совсем принятый для его круга род занятий: стал художником. С юных лет Герман увлекался рисованием, посещал художественную студию, а в 19 лет стал студентом Берлинской Академии искусств. Закончив после пяти лет учебы в 1900 году Академию искусств в Берлине, Штрук поехал в Голландию, где стал учеником Йозефа Исраэльса (его картины хранятся в Тель-Авивском музее искусств и в музее Гехта при Хайфском университете – том же, где есть работы и самого Штрука), основателя гаагской школы художников-реалистов. Наиболее Штрука привлекала графика – в Голландии он изучал офорт и литографию. Там же, в Голландии, Штрук познакомился с известным немецким импрессионистом Максом Либерманом, вовлекшем Штрука в основанное им творческое объединение «Берлинский Сецессион».

Завершив обучение в Академии, Штрук сам начинает преподавать. Среди его учеников – известные немецкие графики: Ури Лессер (один из соратников Либермана), Луис Коринт и Макс Слефогт. Одна из первых его учениц была из России – Е. Клемм (Гринберг-Самуильсон), ставшая известным художником. Она работала в Москве и Петербурге, но потом ей припомнили обучение в Германии и сослали в Ашхабад, затем разрешили вернуться в Киев, где Е.Клемм погибла во время немецкой оккупации (ее работы сегодня хранятся в музеях России и Австрии).
Штрук обновил граверное искусство: он мог гравировать с натуры прямо на доску, не делая набросков, импровизируя, но при этом его работы отличались точностью и четкостью. Он выработал собственную технику, комбинируя приемы гравирования, что давало новые возможности в изображении пейзажей. Штрук выполнял литографию без предварительного рисунка, то есть сразу готовил оригинал для печати. Именно ему заказывали рисунки для знаменитой серии «Еврейский мир в почтовых открытках», которые в Европе в начале 20-го века стали входить в моду. Вместе с Германом Штруком над этой серией работали самые известные еврейские художники из Германии и Польши. Параллельно художник создавал пособие для начинающих графиков. Книга «Искусство офорта» (Берлин, 1908, издававшаяся 5 раз только до 1923 года. Отдельные тиражи содержали оригинальные гравюры Штрука и других известных мастеров того времени, таких как Макс Либерман, Эдвард Мунк и Макс Слефогт) стала руководством для многих поколений художников, попала к Марку Шагалу – уже известному к тому времени художнику. Это был 1922 год. Марк Шагал стал учеником Штрука и позже, когда сам стал работать в жанре графики, подчеркивал, что его учителем был Герман Штрук.

В начале 20-го века Штрук занимается активной общественной деятельностью, став одним из инициаторов создания общества «Мизрахи» – религиозной фракции Всемирной сионистской организации. Девизом этого движения являлся лозунг «Земля Израиля – для народа Израиля, согласно Торе Израиля». В 1903 году Штрук вместе с писателем А. Фридменом впервые посещает Эрец-Исраэль, в результате чего вышли в свет очерки Фридмена «Картины путешествия по Палестине» с иллюстрациями Штрука – литографиями «Мертвое море», «Гробница Рахель», видами Яффо, Хайфы и других городов. В том же году появляется один из наиболее известных рисунков Штрука – портрет Теодора Герцля. Штрук был широко известен и как график-портретист. Среди его работ в этом жанре – портреты Герцля, Фрейда, Эйнштейна, художников Йозефа Исраэльса и Леонида Пастернака, Гейне, Ибсена, Стефана Цвейга, архитектора Александра Бервальда. Он создал также портреты Генрика Ибсена, Фридриха Ницше и Оскара Уальда. Штрук не просто рисовал портреты, но был хорошо знаком с писателями, художниками и учеными, с теми же Арнольдом Цвейгом, Луисом Коринтом, Альбертом Эйнштейном, Зигмундом Фрейдом и Теодором Герцлем. Эйнштейну так понравился его портрет, что он отпечатал несколько копий и посылал на память своим друзьям. На обороте этих портретов он не забывал указать – «Художник – Герман Штрук».

В 1914 году, будучи офицером немецкой армии в ходе Первой Мировой войны Штрук оказывается в еврейских местечках Восточной Европы (в начале войны он добровольцем пошел на фронт и служил унтер-офицером Германской армии ответственным за связи с еврейскими общинами Белоруссии и Литвы). Увиденное в Литве, Польше и Западной Белоруссии художник зарисовывает в дневник, посылает свои рисунки в немецкие журналы и позже создает цикл рисунков на тему еврейского быта “Зарисовки Литвы, Белоруссии и Курляндии” (1916 г.) В 1919 году он принимает участие в качестве члена делегации Германии по еврейским делам в Версальской мирной конференции, а через год вместе с писателем Арнольдом Цвейгом издает книгу «Лик восточного еврейства» по следам их встречи в Литве в 1915 году. Штрук считал, что «восточные евреи в наибольшей степени олицетворяют дух диаспоры», без которого он не представлял себе будущее Израиля. Обе книги с литографиями Штрука – «Картины путешествия в Палестину» и «Лик восточного еврейства» сегодня являются антикварными раритетами.

И в завершение небольшая цитата из романа советско-немецкого-американского актера театра и кино, польского еврея по рождению Александра Гранаха «Вот идет человек»: «Человек, который поспособствовал этим важнейшим переменам в моей жизни, был известный график Герман Штрук. Это он протянул мне, безвестному помощнику пекаря, руку помощи и приоткрыл дверь в новый для меня великолепный мир, который для нас, людей из бедных слоев общества, обычно был накрепко закрыт. Когда я обратился к нему со словами благодарности, он, смеясь, заметил: «Когда вы станете знаменитым артистом, упомяните меня в своих мемуарах», что я здесь с огромной благодарностью и делаю».

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top