fbpx
Впечатления

Лехаим Чичиков! Или Вечер на хуторе близ Гоголевки

Инна Шейхатович . Фото – © Михаил Сапожников

Вакханалия… Фантасмагория… Метафорическая вариация на тему великой книги, не потерявшей своего значения и сегодня… Много разных слов могли бы оказаться в рифму, в стиль со спектаклем, который родил, нафантазировал, сконструировал среди локдаунов, панических слухов и при свете потрясения самой мировой театральной системы режиссер Миша Кайт. Усилия и ожидание оказались животворящими, не пропали труд и дум легион. Родился спектакль «Мертвые души».

Мы смотрели в этот вечер даже не спектакль, а генеральную репетицию, «прогон для своих», как нам сказал в начале сам режиссер. И поэтому я пишу не рецензию, а эссе, свободную импровизацию, зарисовку-миниатюру, за которую ни перед кем не отчитываюсь и никого не призываю в единомышленники. Собственно, и режиссер Миша Кайт представил залу нечто в том же масштабе, направлении, продукт свободной воли, беззаконный и сугубо субъективный.

В какой-то момент он и сам, в повседневной одежде и с гитарой, медленно, словно в полусне, в усталой расслабленности после тяжелой работы и напряжения мысли, выйдет на сцену и поддержит горячечное, смятенное, на вдохновенном крике взлетевшее пение Чичикова… И станет понятно: он тоже Чичиков, герой его альтер-эго. Он живет-бредет среди тех, кому новое, живое, динамичное, творческое не по плечу и не по вкусу. Автор, трагичный, фантазирующий, гениальный Гоголь, написал ноты, партитуру – и она стала фундаментом, основой, источником для размышлений нам и о нас. Пушкин, гений из самого непостижимого, самого совершенного разряда земных талантов, отдал, насоветовал Гоголю сюжет. Гоголь вдохнул в эту фабулу свою душу, свой огонь. И книга, поэма, как он свое творение обозначил¸ ушла в великий поход, в странствие. Грандиозная книга предполагает огромный, нескончаемый спектр трактовок.

«АбсурДрама» – так написано в афише. Гоголь зазвучал, заплясал на иврите. Миша Кайт написал пьесу по гоголевскому материалу. Рут Левин и Лев Лейб Левин перевели на пластичный, ритмичный иврит. Музыка из мировой плавильной печи (тут и Балканы с Бреговичем, и что-то итальянское, и долгое, бесконечное звяканье рояля – как на сеансе психотерапии) придает то бархатистый,             то безудержно-танцевальный, то холодный-мглистый, то жаркий-взрывной тембр, звук происходящему (автор и редактор – Алла Данциг). Сценография Жени Шехтер – серебряное море¸ океан фольги, которая ломается, облезает при неловком движении. Эта искусственная, фальшивая обертка очень хочет походить на роскошь, на крутое завидное богатство. И ничего не выходит – в финале фольга валяется, смятая, жалкая, изорванная. Простому человеку надо добыть денег. Ситуация понятная. Перед поездкой-паломничеством за мертвыми душами, перед странным экспериментом, который предпринимает Чичиков, чтобы выжить и выстоять, нам показывают начало, увертюру. Отец Павлуши машет кнутом. Бьет этим кнутом, стегает – сына, свою никчемность, свою жизнь. Он урод, тупое бездумное существо. Сын словно весь свой путь будет его отрицать, побеждать. Преодолевать его в себе. И все, с кем ему придется сталкиваться, вся эта камарилья упырей, нелюдей, этих пляшущих, бездумных и жадных, встанут против него. Бюрократы. Путаники и казуисты… И Чичиков проиграет. Сюжет закольцуется, замкнется: гонители – мучители будут наказывать живого, нового человека. Предприимчивость, напор, молодая энергия уйдут в песок. На свалку. Душа его (пластическая, поэтичная метафора – в виде девушки, слепой и трогательной), которую он будет качать на руках, оплакивать, израненная и искалеченная, успокоится на его груди, на этой трагичной дороге-дыбе. Чичиков будто Зевс, восставший против отца, против глупости и пошлости, немного Дон Кихот, немного Чацкий. Немного Гамлет…Грешен ли он? Виновен ли в незаконных махинациях? Возможно, да? Но это как посмотреть. И уж гораздо меньше, чем весь дьявольский хоровод. Чем до боли знакомая карикатура –слепок. В спектакле море находок и эстетических, и психологических. И смысловых. Прекрасна картинка в финале: лучи слабого, болезненного солнца пронизывают и церковный неф, и тюремную камеру. Виртуозы, мастера светотени и художественного осмысления света на театре, Миша Чернявский и Инна Малкин выверили каждый луч, каждую краску. Все значимо и вдохновенно. Прекрасен, органичен, победно пластичен, легок и глубок Чичиков (Лев Лейб Левин). Он истинное украшение концепции, живой аргумент в пользу значимости спектакля.

Я не буду разбирать спектакль по кирпичикам, по деталям. Он еще должен окончательно сложиться (я же сказала вначале: пишу эссе, не более…). Одно необходимо добавить: пусть живет! Пусть выживет! Да будет искусство, Гоголь. Лехаим Чичиков!

https://www.facebook.com/eve.art.org/posts/3699942320231329

https://www.facebook.com/multiculturaltheatreproject/

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top