fbpx
Впечатления

Любовь земная…

Инна Шейхатович. Фото – © Йоси Цвекер (предоставлено Израильской Оперой)

На сцене Израильской оперы – шедевр музыки бельканто. Винченцо Беллини, «Капулетти и Монтекки». В нашем, израильском, варианте, спектакль получил название «Ромео и Джульетта». И сразу скажу, что смотреть и слушать эту постановку необходимо.

…Две девочки растут в суровом мире: все должно здесь быть по правилам, все – строго и бесчувственно регламентировано. Монахини, как тюремщицы, рьяно заботятся о сохранении порядка. Рясы заполняют странно эклектичное пространство серым, мышиным, депрессивным потоком. Малышки веселые¸ живые, проказливые. Одна темненькая, другая рыженькая… На девочках красные галстуки – что сразу перебрасывает память в плотный поток самых нерадостных ассоциаций: диктатуры, чистки, милые детки на трибуне мавзолея, неумолимая борьба с любыми проявлениями свободы. Советская диктатура, румынская, что-то из философских притч Стругацких, Лема…Потом девочки подрастут – и их дружба превратится в любовь. Точнее, их любовь повзрослеет. И прогремит выстрел, случайный, впопыхах, и колесо трагедии будет запущено. Режиссер Ханан Снир максимально ушел от первоисточника. Отступил – насколько либретто позволяло – от формулы, взятой из старой новеллы Маттео Банделло (на которого ориентировался Шекспир): он, она – и тьма. Иначе – Ромео и Джульетта, несчастные любовники из Вероны, юноша и девушка как жертвы нескончаемой распри. В прочтении весьма авторитетного израильского театрального режиссера Ханана Снира герои стали влюбленными девушками. И мне этот вариант, эта горькая повесть с прекрасной, юной, завораживающей музыкой Беллини, показалась вполне живой и убедительной. Ромео и Джульетта одни среди мышиных ряс и бряцающих оружием людей-марионеток. Костюмы спектакля – решительная и отмеченная бесстрашием работа художницы Полины Адамовой. Она нарядила всех участников, как представителей двух каст. Двух кланов. Разных миров. А Ромео и Джульетта – заложницы. Узницы. Они чужие всему. Они одиноки, заключены в тюрьму предрассудков. Их путь пролегает через минные поля вражды, ненависти. Этим девушкам – брюнетке Джульетте и рыженькой Ромео – выпало оказаться в кратере вулкана. На вечной войне. Даже спальня здесь выглядит, как склеп, как клетка. Как бункер. Сценограф Рони Торен выбрал образ жизни-клетки как основную смысловую метафору. Эклектика в оформлении сценического пространства делает его универсальным. Лепнина в классическом стиле, мониторы, урбанистические детали составляют фон этого сюжета, который всегда был. Который всем знаком. Клетка – его символ. Клетка – и охранники. И оружие.

Фото - © Йоси Цвекер (предоставлено Израильской Оперой)

Фото – © Йоси Цвекер (предоставлено Израильской Оперой)

Две чудесные героини, две красавицы-бунтарки которые знают одно: ненависть, диктат – это плохо. С этим жить не получится. Не дадут. Что именно не могут поделить две враждующие клики, две мафии, две бессмысленных шайки? Воду, нефть, промышленные империи? Это неважно. Важно, что парни в бейсболках с одной стороны и парни в деловых костюмах с другой готовы биться насмерть. За что? За победу, конечно. За какую такую идею? Чтобы убить чужаков. А там видно будет…Доктор Лоренцо (и в либретто Феличе Романи он тоже врач, а не священник), этот гуманист, желающий избежать трагедий, идеалист, на ум которому приходят какие-то старинные, бабушкины решения, сочувствует девушкам. Он против войны¸ против вывихнутого уклада, при котором не предусмотрена, не вырастет свобода, невозможны нормальные мысли, не расцветут красивые отношения. Он против дураков и глупцов. Этот Лоренцо сильный, харизматичный, и Владимир Браун играет свою роль мощно, ультимативно. Берет слабых под крыло, с достоинством усмиряет хаос. Один в поле не воин, и выиграть Лоренцо не дано, но он хотя бы попытался…Его снадобье девушкам не помогло, завершили грустную повесть пистолет и нож.

Ромео – Таль Бергман. У нее много энергии, местами, особенно в нижних регистрах, голос звучит красиво. Сказывается отсутствие опыта, хотя артистка настроена очень решительно, и у нее есть актерская экспрессивность. Джульетта – Алла Василевицкая. Партия ей удается абсолютно, голос¸ техника, образ убедительны. Ее хрупкая светлая нежность, поэтичность, чарующая женственность, большой спектр красок в этой сложной и прекрасной роли говорят о мастерстве и духовной силе, об уме и преданности профессии. Если бы опера участвовала в соревновании за театральные призы страны, Алла Василевицкая была бы одной из главных номинанток в разделе «лучшая актриса» за этот сезон…

Музыка Беллини – утешение и награда. В опере много гениальных музыкальных эпизодов, знаменитая ария Джульетты с арфой, хоры, ансамбли, финальный дуэт, который запечатлевается в душе, в памяти – и тревожными аккордами, совершенной мелодической красотой сопровождает нас долго-долго, и врачует раны…

Фото - © Йоси Цвекер (предоставлено Израильской Оперой)

Фото – © Йоси Цвекер (предоставлено Израильской Оперой)

Украшение, безусловный лидер спектакля – оркестр. Он един, дивно соединен, оправдан и в звучании, и в темпах, в каждом эпизоде направлен на общую задачу. Очень хороши солисты (кларнет, флейта, валторна), но эти голоса обладают ансамблевым, оркестровым мышлением и мастерством, и их красота никогда, ни в каком драматургическом моменте не становится эгоистичной, превалирующей, самоцелью. Дирижер, музыкальный руководитель нашей оперы и оркестра Ришон ле-Циона Дан Эттингер снова победил. Его дирижерский, лидерский план оказался безукоризненным. Понимание партитуры, увлеченность и логика, итальянская страстность выше всех похвал. Музыканты творят вместе, но свободно, будто показывают пример гармонии и счастливого служения. Качество исполнения музыки радует, обнадеживает. Хочется слушать, слушать без конца, вдумываясь в оттенки и разнообразие материала.

…Винченцо Беллини был красив, как Адонис, удачлив. Одарен талантом, который сиял и сверкал, будто пришел из бескрайнего космоса. Вулкан Этна и маки родной Сицилии, печаль предчувствия и предвосхищения ранней  смерти отразились в его музыке.

Будут другие люди, может, ненависти станет меньше. Может, совсем исчезнет пагубная, уродливая привычка ненавидеть, преследовать иных, других…Надежды мало – но вдруг… Мало поводов для оптимизма, для истинного душевного комфорта. И среди всего этого – опера. Высокое творение ума и сердца. «Ромео и Джульетта»…Эталон бельканто. Талисман любви. Пусть всем любящим повезет.

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top