Заглавное фото: Ori Gersht, Untitled. Источник: Noga Gallery
«Подобно цветению и увяданию цветков сакуры, я пытаюсь запечатлеть то, что уже исчезло»
Ори Гершт
Фотограф и видео-художник Ори Гершт – израильтянин, давно живущий в Лондоне, но завидной постоянностью выставляющийся в Израиле, а также в ведущих галереях и музеях по всему миру. Думаю (легкомысленно, конечно) что многие помнят его персональную выставку «Осколки» в 2015 году в Тель-Авивском музее искусств. Сейчас же проходят две его выставки одновременно: в тель-авивской галерее «Нога» (до 10 ноября) и в Музее Уилфрида Исраэля в кибуце Ха-Зореа, недалеко от Йокнеама. Так что и те, кто любят оставаться в городе и те, кто любят путешествовать могут посмотреть новые выставки Гершта – «Поля и видения» в галерее «NOGA» и «Плавающий мир» в музее Уилфрида Исраэля. Напомню, что Уилфрид Исраэль увлекался в начале 20 века коллекционированием азиатского искусства, и не случайно три цикла работ Ор Гершта в этом музее посвящены японской культуре – ее контрастам между красотой и увяданием, деконструкции, хрупкости, уходящей реальности. Пейзажные фотографии Гершта настолько тонки, что кажутся живописью – впрочем, не знаю, хороший ли это или сомнительный в наше время комплимент для фотографа. Работы Гершта рассказывают и о том, исчезло, о тех исторических событиях, свидетелем которых стал пейзаж; о тех явлениях, которые исчезли с лица земли, как будто их никогда и не было. Видео-работы и фотографии ваз с цветами, созданные им по мотивам натюрмортов 18 века, наполнены напряженной тишиной, которая вот-вот взорвется – и взрывается! И осколки разлетаются в стороны.
Ассоциации? Да правильные: весной 2010 года Гершт отправился в путешествие «вслед за сакурой» – за цветущими вишневыми деревьями, высаженными в Хиросиме после атомной бомбардировки, и рядом с памятниками в Токио в память о летчиках-камикадзе, символизирующих их столь недолгие жизни, пожертвованные ради чего? В рамках цикла «В погоне за удачей» Гершт фотографировал лепестки цветущей сакуры в Хиросиме – на воде, на земле, словно пытаясь стереть одну из величайших травм в истории человечества.
Моно-но аварэ (яп. 物の哀れ, «печальное очарование вещей») — эстетический принцип, характерный для японской культуры. Печаль человеческого существования, печаль, вызванная эфемерностью жизни, процессами цветения и увядания. Моно-но аварэ отразилось в цикле «Плавающий мир», сделанном Японии в 2015 году, когда Гершт фотографировал сады дзен для медитации. Фотографии отражений, растворяющих границу между водой и небом, между материальным и зазеркальным…
Третий цикл работ на выствке Гершта в кибуце ха-Зореа посвящен искусству икебана, восхищением природой и одновременно осознанием ее угрожающей силы. Может поэтому и возникла икебана – как желание создать мифическую гармонию между человеком, землей и небом. Новые видео-работы Гершта, созданные специально для выставки «Плавающий мир» стали результатом его сотрудничества с японской художницей икебаны Рай Дэй. Как и его фотографии, эти видео кажутся застывшими в одном единственном моменте. Фотографирование японского ириса, растущего рядом с водоемами и цветущего всего несколько дней, представляло непростую задачу. Камера Гершта колеблется между цветами и их отражениями, пока на темном фоне не начинают сверкать капли дождя, чье исчезновение и появление завораживает.
Куратор выставки – Шир Меллер-Ямагучи, текст которой использован в данной статье.
Выставка «Поля и видения» в Тель-Авиве, в галерее «NOGA» посвящена «ботаническим» темам, которыми Гршт занимается последнее десятилетие. На сей раз источник его вдохновения = записи немецкой художницы гравёра и энтомолога Марии Сибиллы Мериан, которая путешествовала в Суринам (Голландская Гвиана) в 17-м веке и была первой художницей, изучавшей и записывавшей местные тропические растения и насекомых из этого региона Южной Америки.
Мария Сибилла Мериан вернулась из своих путешествий с трофеями и сувенирами из иогда недавно открытых миров. Ее картины и рисунки показывали новые виды флоры и фауны, ранее неизвестные американской и европейской публике. Она смогла расширить научные и культурные знания о тогдашнем мире мире, , а ее работы показали новую экзотическую природу. Ее рисунки – абсолютно реалистичны но в то же время в них много вымысла, так что ей удалось создать загадочный мир, который будоражит воображение до сих пор (чему свидетельство количества публикаций о ней и переиздание ее книг альбомов в последнее время). Мария Сибилла Мериан в некой степени определила представление своих современников о «реальном».
Вдохновенный ее трудам, Ори Гершт в серии работ, представленной в галерее «NOGA», пересматривают отношения между художественным представлением, обманчивыми фотоизображениями и претензиями на единую объективную истину. Правда в отличие от Марии Сибиллы Мериан, Гершт не поехал в Южную Америку, а остался в своей лондонской студии, воспроизведя и усилив эти экзотические места. Затем с помощью программного обеспечения и искусственного интеллекта он увеличил фотографии с низким разрешением, предложив компьютеру заполнить недостающую информацию и изменить форму изображений. В каком-то смысле программное обеспечение должно было использовать приобретенные знания, чтобы переосмыслить события и представить новую форму реальности. Эти фотографии – не точное изображение предметов, а некий сдвиг в реальности, случившейся благодаря оптике, объективу и компьютеризированной интерпретации. Трансформация уже не природы, а фотографий природы, оптико-цифровая реальность или наше восприятие реализма , сквозь призму уже не фотоаппарата, а сквозь видение реальности искусственным интеллектом.
****
Ори Гершт, родившийся в Тель-Авиве в 1967-м году – востребованный и известный фотограф. Юношей он уехал учиться в Англию, где и живет по сей день. Широко разошлись по миру его работы «После войны», сделанные Сараево в Югославии. Его фотографии и видео-арт демонстрировались во многих крупных музеях мира, в музее Израиля, в престижных галереях. Музей Гугенхайма приобрел его работу «Unknown Land».
Из статьи о выставке «Осколки» 2015 года:
Oри Гершт исследует границы истории и памяти, фотографии и технических ограничений, или, точнее, бескрайние возможности технологий, новшеств, оптических иллюзий и соотношения о изображения и реальности. Что создают художники – новую реальность или новую утопию? Аллегорию динамита или неизбежность смерти? Как выйти в прошлое через деформированные фрагменты? Гершт взрывал реплики, слепки цветов, фиксируя этот процесс на несколько камер высокой четкости (HD 2500 кадров в секунду), используя специальные объективы, усиливающие эффект отражения. Человеческий глаз не улавливает, что происходит в момент взрыва, но современная техника помогает нам заглянуть за этот порог. Зеркальная пыль клубится, создавая непредвиденный поток отражений. На фрагменты и осколки можно разбить не только жизнь, но и смерть. Но творец не всегда предвидит результат. Попытка манипулировать темой скоротечности и неизбежного увядания обернулась красотой вида разлетающихся осколков стекла под неизбежное «Все суета сует» между прошлым, будущем и интеллектуальными упражнениями на тему классической живописи и фотографии в метафоричной попытке растянуть тревожное время на оси взрыва, в попытке увязать хрупкую красоту формы с потерей (полный текст https://karga-golan.livejournal.com/388142.html).
Noga Gallery גלריה נגא | Gallery For Contemporary Art – Тель-Авив, улица Ахад ха-Ам, 60.
https://www.nogagallery.com/exhibition/ori-gersht-fields-visions/
Wilfrid Israel Museum
http://www.wilfrid.org.il/en/?p=796
מוזיאון וילפריד קיבוץ הזורע | Facebook
Маша Хинич. Фотографии – с официальных сайтов галереи «NOGA» и Музея Уилфрида Исраэля